Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:32, контрольная работа
В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между
| Название, когда появилась | Автор и последователи | Концептуальная основа, цели, особенности, существенные характеристики | Уровни применения | На какую возрастную группу рассчитана | Плюсы и актуальность | Проблемы в использовании (минусы) | 
| Технология 
  сотрудничества
   1970-е гг.  | 
  Амонашвили, Шалва Александрович  Шаталов, Виктор Федорович  Лысенкова, Софья Николаевна  | 
  В рамках личностно 
  – ориентированных технологий самостоятельным 
  направлением выделяется технология сотрудничества.
   Технология 
  сотрудничества основана на содружестве 
  участников педагогического процесса, 
  учитывает их интересы. Авторитарный 
  учитель управляет ходом  В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Основные идеи – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Кроме всего прочего, работа в группах, позволяет детям учиться с людьми.  | 
  Основные варианты 
  организации обучения в сотрудничестве
   I. Обучение в команде. II. Подход с сокращенным названием «пила». III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». IV. Исследовательская работа учащихся в группах.  | 
  Начальные классы;
   Среднее звено; старшее звено; студенты.  | 
  1. Не все ученики 
  готовы задавать  вопросы учителю, если 
  они не поняли новый или ранее пройденный 
  материал. При работе в малых группах, 
  при совместной деятельности ученики 
  выясняют друг у друга все, что им не ясно. 
  В случае необходимости не боятся все 
  вместе обратиться за помощью к учителю.
   2. Каждый 
  понимает, что успех группы зависит 
  не только от запоминания  3. У 
  учащихся формируется  4. Ребята 
  учатся общаться между собой, 
  с учителями, овладевают  5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь. Привычная функция учителя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией.  | 
  Необходимо 
  следить за тем, чтобы не появилось 
  зазнайство, превышение власти командира 
  над другими участниками  | 
| Технология 
  совместного творческого  1950- е гг.  | 
  С.Т. Шацкий | Технология 
  совместного творческого  Технология коллективного творческого 
  воспитания - это, по существу, продуманная 
  система ключевых мероприятий, которые 
  благодаря целенаправленной деятельности 
  педагогов направлены на комплексное 
  решение задач гармоничного развития 
  личности. Если мы хотим, чтобы многообразная 
  школьная жизнь действительно стала 
  важнейшим воспитывающим  В технологии 
  коллективного творческого   | 
  Внеурочная деятельность | Дошкольное 
  образование, Начальные классы;
   Среднее звено; старшее звено; студенты.  | 
  Являются мощными 
  оптимальными средствами индивидуального 
  воздействия на детей.
   Повышение 
  объема и качества усвоенной информации;   | 
  |
| Технология 
  проектного обучения
   1920-е гг. США  | 
  Джон Дьюи, а также его ученик В. Х. Килпатриком. Данная теория обучения привлекла внимание русских педагогов еще в начале XX века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике образования. | В основе метода 
  проектов лежит развитие познавательных 
  навыков учащихся, умений самостоятельно 
  конструировать свои знания, умений ориентироваться 
  в информационном пространстве, развитие 
  критического мышления.
   Метод 
  проектов всегда ориентирован на самостоятельную 
  деятельность учащихся - индивидуальную, 
  парную, групповую, которую учащиеся 
  выполняют в течение  Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ 
  | 
  Применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа. | Начальные классы;
   Среднее звено; старшее звено; студенты.  | 
  Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса | Ограничения 
  в использовании 
  технологии:
   низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом. Основная 
  проблема, сдерживающая распространение 
  проектного обучения, состоит в трудности 
  сопряжения проектных заданий с 
  требованиями образовательных стандартов. 
  Практически не удается сформулировать 
  проектные задания так, чтобы можно было 
  использовать стандартные знания, умения, 
  навыки (точнее – чтобы в них возникла 
  необходимость) при выполнении учениками 
  этих заданий.   | 
| Технология 
  проблемного обучения
   в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия  | 
  Основывается 
  на теоретических положениях Д. Дьюи.
   И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина.  | 
  Под проблемным 
  обучением понимается такая организация 
  учебных занятий, которая предполагает 
  создание под руководством учителя 
  проблемных ситуаций и активную самостоятельную 
  деятельность учащихся по их разрешению, 
  в результате чего и происходит творческое 
  овладение профессиональными знаниями, 
  навыками, умениями и развитие мыслительных 
  способностей.
   Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное 
  обучение основано на создании особого 
  вида мотивации – проблемной, поэтому 
  требует адекватного  В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.  | 
  Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. | Начальные классы;
   Среднее звено; старшее звено; студенты.  | 
  Способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. | Большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. | 
Вывод:
Современный учитель должен не только знать, но и владеть современными педагогическими технологиями. Эти знания и умения оцениваются при аттестации учителя.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
 К числу 
современных образовательных 
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
 -технологию 
изучения изобретательских 
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
 -технологию 
использования в обучении 
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
 -информационно-
-здоровьесберегающие технологии;
        
- технологию личностно – 
- игровые технологии;
- инновационные технологии и пр.
Литература:
Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. Кн. 3: Теория и технологии воспитания
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
Интернет