Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:34, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсового исследования является рассмотрение механизма налогообложения коммерческих банков, как неотъемлемого элемента современной рыночной инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделены системные задачи: рассмотреть концепцию налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы и направлений современной налоговой политики; выявить механизм налогообложения коммерческих банков; исследовать положения налогового администрирования с целью их развития применительно к специфике институционального положения коммерческих банков по отношению к налоговой системе.
Система налогообложения банков
представляется достаточно интересной,
поскольку включает в себя ряд самых различных
аспектов как правового, так и экономического
плана. Часто имеет место несоответствие
роли банков, степени научной разработанности
системы, их налогообложения и выполнения
функций посредника между налогоплательщиками
и государством. Такие несоответствия
затрудняют процесс приспособления банков
к задаваемым государством налоговым
условиям и ограничивают положительное
влияние, которое это приспособление может
оказать и оказывает на макроэкономическое
поведение банковского сектора. Без этого
невозможно усилить мотивационное, регулирующее
воздействие системы налогообложения
на банковский сектор с целью повышения
его надежности и активизации участия
в обеспечении экономического роста.
Банки выполняют в налоговой
системе двойную роль. С одной стороны,
они являются плательщиками большинства
налогов и на общих правилах производят
отчисления в бюджеты всех уровней. С другой
стороны, осуществляют переводы налоговых
платежей непосредственно на счета государства
- занимаются кассовым исполнением бюджета.
Кроме того, на банки возлагаются дополнительные
функции по осуществлению валютного и
налогового контроля в числе прочего,
банки обязаны соблюдать установленный
порядок открытия счетов, предоставлять
информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных
операциях своих клиентов, своевременно
исполнять поручения о перечислении налогов
и сборов, поручения о приостановлении
операций по счету клиента. Говоря о роли
коммерческих банков в налоговой системе
РФ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие
банки являются одними из наиболее крупных
инвесторов в реальный сектор экономики
страны, что подразумевает увеличение
доходной части бюджета России за счет
увеличения числа налогоплательщиков
и создания дополнительных материальных
благ.
Налогообложение в свою очередь
оказывает существенное влияние, как на
функционирование банковской системы,
так и на экономику страны в целом. Налоги
в силу их экономической сущности не могут
носить адресный характер как инструменты,
применяемые Банком России. Тем не менее
недооценивать их влияние на функционирование
банковской системы страны нельзя. Налоги
влияют на ликвидность кредитных организаций,
с их помощью можно регулировать рентабельность
операций банков (делая их невыгодными
для банков, например, через обложение
НДС, как это происходит с рынком драгоценных
металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность),
они оказывают воздействие на размер собственных
средств банков, влияния на их стабильность
и устойчивость.
Актуальность темы исследования
определяется необходимостью дальнейшего
совершенствования российской налоговой
системы, такого ее сегмента как налогообложение
коммерческих банков, в условиях углубления
институциональных преобразований и инновационных
тенденций развития экономики.
Банки призваны содействовать
ускорению прогрессивных экономических
процессов, реализуя эффективную кредитную
политику и способствуя стабильности
и новым формам взаимоотношений субъектов
хозяйствования. Развитие банковской
системы осуществляется под воздействием
всей совокупности форм и методов государственного
управления, среди которых выделяются
и налоговые инструменты. В Основных направлениях
налоговой политики на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов важное место отведено
развитию налогообложения и налогового
администрирования банков. Предусмотренные
Правительством меры ориентированы на
тесную координацию с преобразованиями
в других областях, на отказ от необоснованного
увеличения налоговой нагрузки, на обеспечение
прозрачности деятельности налогоплательщиков.
Актуальность и отсутствие
комплексного подхода к методологии налогообложения
банков предопределили выбор темы исследования,
его цель и задачи.
Целью курсового исследования
является рассмотрение механизма налогообложения
коммерческих банков, как неотъемлемого
элемента современной рыночной инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью в
курсовой работе выделены системные задачи:
рассмотреть концепцию налогообложения
коммерческих банков исходя из тенденций
и задач развития банковской системы и
направлений современной налоговой политики;
выявить механизм налогообложения
коммерческих банков;
исследовать положения налогового
администрирования с целью их развития
применительно к специфике институционального
положения коммерческих банков по отношению
к налоговой системе.
Теоретической и методологической
основой исследования служат фундаментальные
положения экономической науки, диалектический
метод познания, эволюционно-системный
подход к налоговым теориям, раскрывающим
содержание основных категорий и понятий
налогообложения и налогового администрирования,
а также достижения отечественной и зарубежной
теории и практики налогообложения и налого-вого
администрирования банковской деятельности,
освещенные в трудах российских и зарубежных
ученых.
Методологический аппарат исследования
основывался на теории научного познания,
системном подходе к рассматриваемым
проблемам, изучении их во взаимосвязи
и развитии. При решении конкретных задач
использовались методы сравнения и обобщения
теоретических позиций и практических
материалов, группировки, индексный метод
и другие методы научного анализа.
Курсовая работа состоит из
введения, трех глав, заключения и библиографии.
1. Теоретические основы
налогообложения в РФ
1.1. Понятие и классификация
налогов
Исторически возникновение
налогов относится к периоду разделения
общества на социальные группы и появления
государства. Налоги представляют собой
один из основных методов мобилизации
государственных доходов. В условиях частной
собственности и рыночных отношений налоги
становятся главным методом сбора доходов
в государственные бюджеты. Как часть
распределительных отношений общества,
налоги всегда отражают закономерности
производства. Смена общественно-экономических
формаций, изменения функций и роли государства
влияют на конкретные формы налоговых
изъятий. При феодализме доминировали
различного рода натуральные сборы и повинности
населения. С расширением функций феодального
государства, образованием централизованных
государств постепенно возрастает роль
денежных налогов в формировании государственной
казны.
В современной литературе приводится
большое количество различного рода определений
«налогов», при этом во всех определениях
неизменно подчеркивается, что налог -
платеж обязательный.1
По мнению Брызгалина А. В. «Налог
– это обязательный относительно безвозмездный
платеж в пользу государства. Термин «относительно
безвозмездный» означает, что реально
налогоплательщик, осуществляя свои налоговые
платежи государству, получает взамен
возможность пользоваться некоторым набором
социальных услуг».2
В своих трудах Перов А.В. под
налогом понимает «взимаемый на основе
государственного принуждения и не носящий
характер наказания или компенсации обязательный
безвозмездный платеж».
Пансков В.А. трактует налог,
как «общеобязательный платеж, взимаемый
с физических и юридических лиц, установленные
органами законодательной власти с определением
размеров и сроков их уплаты, предназначенные
для финансового обеспечения деятельности
государства и органов местного самоуправления».3
В отдельных определениях налога
указывается, что налоги - это платежи,
взимаемые в установленном законом порядке.
Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном
государстве обязанности по уплате налогов
должны устанавливаться законом. Однако
включение в определение слов «платежи,
взимаемые в установленном законом порядке»
сильно ограничивает значение термина
«налог». В ряде современных государств
налоги могут вводиться постановлениями
высшей исполнительной власти. Иначе говоря,
от того, что обязанность по внесению какого-либо
платежа не была установлена законодательной
властью, соответствующий платеж не теряет
своего налогового характера.
В других определениях можно
встретить указание на то, что налоги -
это платежи, взимаемые с юридических
и физических лиц. В данном случае вряд
ли правомерно ограничивать само понятие
«налог». Обязанность по уплате налогов
может возлагаться не только на отдельных
физических лиц, но и на различного рода
их объединения, не являющиеся юридическими
лицами в соответствии с гражданским законодательством.
Например, во Франции подоходный налог
взимается с совокупного (объединенного
для целей обложения) дохода всех членов
семьи (домохозяйства). До XX века налоги
часто взимались не только с отдельных
лиц, но и с таких объединений физических
лиц, как общины и гильдии. Кроме того,
существовали налоги, плательщиками которых
выступали отдельные административно-территориальные
единицы.
Налоги - один из основных способов
формирования доходов бюджетов. Как правило,
налоги взимаются с целью обеспечения
платежеспособности различных уровней
государственной власти. Однако налоговые
платежи могут подлежать зачислению не
только в государственные (федеральные
и региональные) бюджеты или бюджеты органов
местного самоуправления, они могут выступать
средством образования различного рода
фондов. Налог не перестает быть налогом
только на основании того, что законодатель
устанавливает необходимость зачисления
выплачиваемых сумм помимо бюджетных
счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги
представляют собой способ перераспределения
новой стоимости - национального дохода,
выступают частью единого процесса воспроизводства
и специфической формой производственных
отношений. При перераспределении национального
дохода налоги обеспечивают государственную
власть частью новой стоимости в денежной
форме. Часть национального дохода, перераспределенная
с помощью налогов, становится централизованным
фондом финансовых ресурсов государства.
Процесс принудительного отчуждения части
национального дохода имеет одностороннюю
направленность от налогоплательщика
к государству.4
Налоговая классификация
отражает состав российского налогообложения.
Вместе с тем в ней представлены все известные
науке классификационные признаки. Последующие
изменения в составе и структуре налогообложения
в полной мере могут быть классифицированы
согласно указанным на схеме критериям
разграничения налогов на родственные
группы.
1.2. Функции и роль
налогов в экономической системе
общества
Исходя из экономической природы
категории «налогообложение» (быть экономическим
стимулом воспроизводства и одновременно
способствовать удовлетворению общественно
необходимых потребностей) налоговой
системе как таковой присущи две противодействующие
экономические функции: фискальная и регулирующая.
Противоречивость этих функций обусловлена
самим местоположением налоговых отношений
в системе распределения стоимости. Налогообложение
в равной степени зависит как от качественных
и количественных параметров реальной
экономики (корпорационные финансы), так
и от общегосударственных потребностей
(государственные расходы).
Налоговые функции позволяют
трансформировать внутренний потенциал
налогообложения из абстрактно воспринимаемой
ее способности воздействовать на качественные
и количественные параметры базиса в реальные
результаты такого действия.5 Аналитическая оценка достигнутых
результатов, сопоставление их с прогнозируемыми
и ожидаемыми в каждый конкретный период
времени позволяют судить о роли всей
системы налогообложения, отдельных налоговых
групп (например, прямые и косвенные налоги,
ресурсные или имущественные налоги, местные
налоги и т. д.), а также каждого налога
в отдельности в зависимости от рассматриваемых
налоговых функций.
Посредством фискальной функции
системы налогообложения удовлетворяются
общенациональные необходимые потребности.
Посредством регулирующей функции формируются
противовесы излишнему фискальному гнету,
т.е. создаются специальные механизмы,
обеспечивающие баланс корпоративных,
личных и общегосударственных экономических
интересов. Конечная цель налогового регулирования
- обеспечить непрерывность инвестиционных
процессов, рост финансовых результатов
бизнеса, а тем самым способствовать росту
общенационального фонда денежных средств.
Положения о функциях системы
налогообложения до настоящего времени
составляют предмет научных дискуссий.
В экономической литературе приводятся
самые различные трактовки налоговых
функций. Эволюция налогообложения дает
на этот вопрос четкий ответ от ориентации
на ту или иную функциональную сторону
процесса или явления зависит экономическое
положение страны, состояние бизнеса и
уровень благосостояния отдельных граждан.
Если принятая в законе система налогообложения
не сориентирована на реализацию внутреннего
потенциала экономической категории «налогообложение»,
то в конечном итоге роль такой системы
окажется негативной, несмотря на все
репрессивные меры налоговых администраций
по обеспечению доходов бюджета страны.6
Базовую основу функционального
проявления системы налогообложения составляют
функции финансов как всеобщей, экономической
категории распределения. Общепризнанными
являются две функции финансов: распределительная
и контрольная. В рамках каждой из них
формируется особая функциональная специализация
налоговых отношений. Это и составляет
отправную методологическую основу для
формулировки налоговых функций. Функции
системы налогообложения являются прежде
всего теоретическими предположениями
о том, что в данных функциях проявится
общественное предназначение налога как
такового: обеспечивать доходы государства
без ущерба развитию бизнеса.
2. Анализ отечественной
системы налогообложения банков
2.1. Особенности налогового
регулирования банковской деятельности
Основная задача налогового
воздействия на деятельность коммерческих
банков на современном этапе заключается
в переориентации вложений банков в реальный
сектор экономики, а не в спекулятивные
инструменты банковской деятельности
(межбанковское кредитование, рынок ценных
бумаг, валютные ценности). Для этого необходимо
общее снижение налогового бремени в целях
предотвращения банкротства ряда банков
и недопущения сильной монополизации
банковского сектора экономики, а также
предоставление действенных, а не декларативных
налоговых льгот банкам.
Постановка любой задачи и разработка
мер для ее достижения требует определения
следующих положений: объект воздействия;
границы воздействия; формы воздействия;
методы воздействия; направления воздействия;
результат воздействия (эффективность
и возможные последствия); период внедрения
и действия.