Роль экологических налогов в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли экологических налогов в охране окружающей среды.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
-изучены теоретические основы экологического налогообложения природных ресурсов;
- рассмотрена сущность и понятие экологических налогов;
- произведён анализ экологических налогов на территории РФ;
- рассмотрена эффективность применения экологических налогов на территории РФ;
- обобщён опыт применения экологических налогов в других странах и возможная оценка применения в российских условиях;
- выявлены проблемы использования экологического налогообложения в России.
Объектом исследования является механизм налогообложения природных ресурсов.
Предметом исследования являются инструменты экологических налогов и направления совершенствования данных налогов на современном этапе.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………............................ 3
Глава 1. Экологические налоги. Теоретические основы…………………… 6
1.1 Понятие и сущность экологических налогов……………………………….6
1.2 Существующие экологические налоги на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Глава 2. Анализ и оценка эффективности экологических налогов в охране окружающей среды……………………………………………………………...16
2.1 Анализ экологического налогообложения на территории РФ……………16
2.2 Практика применения экологических налогов в зарубежных странах…..22
2.3. Оценка применения зарубежного опыта на территории Российской Федерации………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

рооль эк.налогов в охране окружающей среды.docx

— 80.08 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………............................ 3

Глава 1. Экологические налоги. Теоретические основы…………………… 6

1.1 Понятие и сущность экологических налогов……………………………….6

1.2 Существующие экологические налоги на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………9

Глава 2. Анализ и оценка эффективности экологических налогов в охране окружающей среды……………………………………………………………...16

2.1 Анализ экологического налогообложения на территории РФ……………16

2.2 Практика применения экологических налогов в зарубежных странах…..22

2.3. Оценка применения зарубежного опыта на территории Российской Федерации………………………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

Введение

Одним из основных богатств Российской Федерации является её природная  среда, совокупность её естественных ресурсов и природных условий. Контроль  за рациональным и бережным использованием природной среды, её богатства - одна из основных задач, стоящих перед  современными государствами. Согласно Конституции РФ  земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как важное составляющее в жизнедеятельности  человека. Большое количество стран, с рыночной экономикой, используют налоги - как один из самых важных инструментов регулирования эффективности использования природных ресурсов государства.

Теоретическое и практическое значение экологических налогов  в охране окружающей среды при  наличии множества нерешённых проблем  определили выбор темы курсовой работы. Изучение данной проблемы очень актуально, т. к. природно-ресурсный потенциал – одно из основных богатств каждой страны и небрежное отношение к его использованию может привести к большой утрате и невосполнимым потерям.

Большой вклад в развитие налогообложения природных ресурсов внесли: Г. Ботобаева, Т.В.Петровой, Н.Муравьёвым, Е.Н.Нидзий, В.С.Барда, рассмотрев теоретические аспекты налогообложения природопользования, налоги в условиях экономической интеграции, экологические налоги как правовую проблему экономического механизма охраны окружающей среды, а так же экологические инструменты экологической политики в практике европейского союза1.

При исследовании теории и  практики налогообложения природных  ресурсов в России автор опирался на труды таких учёных, как: Н. В. Герасименко, Е. С. Рязанова, Ю. В. Андрианов, В. В. Борисов, М. М. Юммаев, Г. А. Нуртдинова, А. Ш. Тимерьянов, А. Н. Петин, Л. Ф. Лебедев, которые рассмотрели платежи за пользование природными ресурсами и их пути совершенствования, налогообложение водных ресурсов, платежи за недропользование в областной бюджет, необходимость определения самого понятия «природопользование» и выделения чёткого перечня объектов, являющихся природными ресурсами, а так же зависимость налога на добычу полезных ископаемых от реализации цен на внутреннем и внешнем рынках2.

Целью работы является определение  роли экологических налогов в  охране окружающей среды.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

-изучены теоретические  основы экологического налогообложения  природных ресурсов;

- рассмотрена сущность и  понятие  экологических налогов;

- произведён анализ экологических  налогов на территории РФ;

- рассмотрена эффективность  применения экологических налогов  на территории РФ;

- обобщён опыт применения  экологических налогов в других  странах и возможная оценка  применения в российских условиях;

- выявлены проблемы использования экологического налогообложения в России.

Объектом исследования является механизм налогообложения природных  ресурсов.

Предметом исследования являются инструменты экологических налогов  и направления совершенствования  данных налогов на современном этапе.

Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1 . Экологические  налоги. Теоретические основы

1.1.Понятие и  сущность экологических налогов

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований3.

С помощью многочисленных разновидностей налогов, можно не только обеспечивать государственную деятельность, но и осуществлять контроль за рациональным использованием определённых ресурсов. Примером такого налога может служить экологический налог. Эта особенность и является главным отличием налога от  экологического налога.

Разнообразие природных  ресурсов, содержащихся в российских недрах, сочетается со значительными запасами, объёмами добычи и использовании некоторых видов минеральных ресурсов. Это обуславливает особую роль ресурсного потенциала РФ в мировом природно-ресурсном комплексе.

В недрах РФ содержится значительная часть мировых разведанных запасов  важнейших видов полезных ископаемых: алмазов, никеля, природного газа, палладия, нефти, углей, золота и серебра4.

Численность населения РФ составляет 2,6% общей численности  населения Земли; тем не менее, наша страна обеспечивает более половины мировой добычи палладия, четверть добычи никеля, природного газа и алмазов, свыше 10% добычи нефти и платины. По общей стоимости добытых из недр полезных ископаемых РФ стабильно занимает 2е место в мире. Суммарно ежегодный объём производства основных видов минерального сырья в РФ составляет около 130 млрд. долларов США. РФ является в настоящее время не только одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья, но и его крупнейшим экспортёром, незначительно отставая по объёмам поставок минерального сырья на мировые рынки от Саудовской Аравии.

В последние годы минерально-сырьевой комплекс РФ обеспечивает около 33% ВВП  и 60% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений  РФ получает за счёт экспорта первичного минерального сырья, прежде всего нефти  и природного газа5.

Экологический налог - это разновидность налога, связанного с охраной окружающей среды. Они существуют практически во всех экономически развитых странах, и в свое время вводились по инициативе Европейского Союза, который обратил внимание на необходимость охраны окружающей среды и ввел правило «загрязнитель должен платить». Впоследствии была основана Организация экономического сотрудничества и сотрудничества, благодаря деятельности которой сдвиг основного налогового бремени в европейских странах и начал происходить именно в сторону экологических налогов.6

По сути, экологический  налог это плата за природопользование. Под природопользованием в данном случае понимают добычу в промышленных объёмах природных ресурсов и выбросы субъектами хозяйствования загрязненных веществ в окружающую среду: в атмосферный воздух и водоемы.

Предназначением сбора платежей экологического налога является финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве.

Наряду с реализацией  фискальной функции экологический  налог широко используется в государстве  как инструмент организации эффективного природопользования, предполагающего  экономную добычу природных ресурсов, а так же минимального загрязнения  окружающей среды.7

 

 

1.2 Существующие экологические  налоги на территории Российской  Федерации.

На современном этапе  развития системы налогообложения, в том числе и экологического налогообложения, на территории РФ существует 3 вида экологического налога:

  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • земельный налог.

Двое из низ ( водный налог  и налог на добычу полезных ископаемы)- являются федеральными налогами,а земельный налог является местным.

Каждый налог, имеет объект налогообложения, налоговую базу и  налоговую ставку.

Объект налогообложения - юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог; все, что облагается налогом: вид и величина дохода, имущество и его стоимость, другие предметы, объекты, виды деятельности, денежная выручка, облагаемые налогом, и т.д.8

Налоговая база (основа налога) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. 9

Налоговая ставка — величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной10

 

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки устанавливаются  по бассейнам рек, озер, морей и  экономическим районам:

  • при заборе воды
  • при использовании акватории
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики
  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях
  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения налогом  на добычу полезных ископаемых (далее  в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей  статьи, признаются:

1) полезные ископаемые, добытые  из недр на территории Российской  Федерации на участке недр, предоставленном  налогоплательщику в пользование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

2) полезные ископаемые, извлеченные  из отходов (потерь) добывающего  производства, если такое извлечение  подлежит отдельному лицензированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые  из недр за пределами территории  Российской Федерации, если эта  добыча осуществляется на территориях,  находящихся под юрисдикцией  Российской Федерации (а также  арендуемых у иностранных государств  или используемых на основании  международного договора) на участке  недр, предоставленном налогоплательщику  в пользование.

 Налоговая база определяется  налогоплательщиком самостоятельно  в отношении каждого добытого  полезного ископаемого (в том  числе полезных компонентов, извлекаемых  из недр попутно при добыче  основного полезного ископаемого).

Налоговая база определяется как стоимость  добытых полезных ископаемых, за исключением  нефти обезвоженной, обессоленной и  стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.

 Количество добытых полезных  ископаемых определяется в соответствии  со статьей 339 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.

 В отношении добытых полезных  ископаемых, для которых установлены  различные налоговые ставки либо  налоговая ставка рассчитывается  с учетом коэффициента, налоговая  база определяется применительно  к каждой налоговой ставке.

Налоговая ставка:

Налогообложение производится по налоговой  ставке 0 процентов при добыче:

Информация о работе Роль экологических налогов в охране окружающей среды