Роль экологических налогов в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли экологических налогов в охране окружающей среды.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
-изучены теоретические основы экологического налогообложения природных ресурсов;
- рассмотрена сущность и понятие экологических налогов;
- произведён анализ экологических налогов на территории РФ;
- рассмотрена эффективность применения экологических налогов на территории РФ;
- обобщён опыт применения экологических налогов в других странах и возможная оценка применения в российских условиях;
- выявлены проблемы использования экологического налогообложения в России.
Объектом исследования является механизм налогообложения природных ресурсов.
Предметом исследования являются инструменты экологических налогов и направления совершенствования данных налогов на современном этапе.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………............................ 3
Глава 1. Экологические налоги. Теоретические основы…………………… 6
1.1 Понятие и сущность экологических налогов……………………………….6
1.2 Существующие экологические налоги на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Глава 2. Анализ и оценка эффективности экологических налогов в охране окружающей среды……………………………………………………………...16
2.1 Анализ экологического налогообложения на территории РФ……………16
2.2 Практика применения экологических налогов в зарубежных странах…..22
2.3. Оценка применения зарубежного опыта на территории Российской Федерации………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

рооль эк.налогов в охране окружающей среды.docx

— 80.08 Кб (Скачать файл)

Платное водопользование

В настоящее время  в большинстве стран мира в  качестве одного из рычагов управления водопользованием применяются различные системы платы за воду. Принцип, на базе которого определяется денежное выражение цены на воду, заключается в возмещении затрат на строительство и эксплуатацию водохозяйственных объектов, а также на оплату труда и амортизационные отчисления.

За рубежом  существуют следующие виды платы:

  • за забор поверхностных вод;
  • за забор воды из систем общественного водоснабжения, т.е. сборы за питьевую воду;
  • за сброс сточных вод в зависимости от их качества.

В Великобритании для забора воды из поверхностных и подземных источников необходимо иметь разрешение на отбор максимально допустимого количества воды на каждый год. Плата изменяется в зависимости времени года, качества водных ресурсов количества воды, на которое сократились ресурсы вследствие испарения, с учетом затрат государства на создание водохранилищ.

Во Франции установлена системе ты забора поверхностной воды, ее размеры определяются в зависимости от количества забираемой воды за вычетом ее та в источники с учетом затрат государства на создание водохранилищ в соответствии с законом о воде. Плата — один из основных источников финансирования водохозяйственных мероприятий в бассейне.

Плата за водоснабжение  и водоотведение предусматривает полное покрытие расходов этих служб, включая капитальные вложения. Учитывая, что водохозяйственные системы в сельской местности обходятся дороже, часть средств от этой платы поступает в специальный государственный фонд, используемый для субсидирования сельских водохозяйственных систем. Расходы на поддержание и развитие водохозяйственного комплекса водных бассейнов покрываются водопользователями посредством платежей, взимаемых бассейновыми агентствами. Их размер устанавливается бассейновыми комитетами исходя из необходимых затрат на реализацию Генерального плана обустройства и управления водными ресурсами бассейна.

Плата за воду для нужд орошаемого земледелия устанавливается на основании заключаемого договора, определяющего условия тарификации и учитывающего ряд других финансовых условий: затраты на строительство новых гидротехнических сооружений, возмещение ущерба, причиненного водопользователям в результате неправильной эксплуатации водохозяйственных сооружений. Существуют различные виды тарифов: подрядный, дифференцированный, нисходящий и восходящий.

При подрядном тарифе плата  взимается один раз в год либо по абонированной на обслуживании площади, либо по абонированному расходу. Дифференцированный тариф устанавливается в зависимости от вида культур и районов их выращивания; двухставочный является наиболее распространенным и состоит из двух ставок: постоянной и переменной.

Постоянная ставка не зависит  от потребляемого объема воды. Ее величина устанавливается в таком размере, чтобы возместить затраты на строительство сети и постоянные эксплуатационные расходы. Переменный тариф применяется довольно часто. При этом предусматривается снижение цены на каждый кубометр воды, потребляемой сверх абонированного объема. Такой тариф предназначен для стимулирования выращивания малорентабельных культур с высоким водопотреблением.

Восходящий тариф применяется  редко, в основном для ограничения  водопотребления в маловодный период.

В США плата за забор поверхностных вод из водотоков не взимается, если не возникает необходимость в сооружении водохранилищ. В отношении такого водозабора установлены права на воду, а в некоторых штатах в настоящее время требуется разрешение и на забор воды из подземных источников.

Организации по водоснабжению  устанавливают размер платы в зависимости от эксплуатационных издержек по обслуживанию сооружений. На практике широко применяется единообразная система цен, при которой плата является одинаковой в данном районе за данное время и для данной группы потребителей.

При установлении цены на воду для сельского хозяйства предусматривается полное покрытие эксплуатационных затрат, процента на капитал, а также получение средней нормы прибыли.

 В Чехии и Словакии при заборе воды из водотоков взимается плата за забор воды из поверхностных источников, за забор воды исключительно для проточного охлаждения паровых (тепловых) электростанций и ТЭЦ при условиях, что отработанная вода вернется в тот же источник, потери ее составляют не более 1 % забранного объема, качество отработанных сточных вод не ухудшится, а температура не превысит установленный стандартом предел.

В Канаде права водопользования и порядок выдачи лицензий регулируются законодательством каждой провинции. В целом плата за воду определяется стоимостью оказанных услуг и в незначительной степени — объемом забранной воды.

Стимулирование охраны окружающей среды в развиты странах

В мировой практике налогового стимулирования экологической деятельности широко используется ускоренная амортизация  основных фондов природоохранного назначения. Это может осуществляться путем  увеличеличения:

  • амортизационных отчислений и peгламентации срока службы оборудования; увеличения амортизационных отчислений основных природоохранных фондов эксплуатируемых дольше определенно периода, с обязательным их обновлением;
  • амортизационных отчислений по определенным группам оборудования, нуждающегося в более быстром обновлении.

Увеличение амортизационных  отчислений с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, поскольку оно окупается в более короткие сроки; с другой — повышенная амортизация через себестоимость продукции уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование.

В Германии действует система ускоренной амортизации очистных сооружений и оборудования, а также оборудования, позволяющего снижать шумовое загрязнение. Введение ускоренной амортизации в зарубежных странах способствовало быстрейшему накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред.

Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности в виде платежей за загрязнение окружающей среды, экологических налогов и их сочетания. При этом платежи за загрязнение окружающей среды аккумулируются в экологических фондах, а экологические налоги — как в экологических фондах, так и в соответствующих бюджетах. Объекты и формы экологического налогообложения достаточно разнообразны.

В США действует налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения. Во Франции, Германии, Италии установлен налог на смазочные масла. В Австралии, Австрии, Великобритании и ряде других стран взимаются налоги на пользование топливными и нефтяными продуктами.

В странах Европейского экономического сообщества действуют в основном акцизные налоги19:

  • на одноразовые упаковку и тару;
  • смазочные масла;
  • нефть и нефтепродукты;
  • минеральные удобрения и пестициды;
  • аккумуляторы, содержащие кадмий и

ртуть;

  • старые автомобили.

В Финляндии широкое распространение получил налог на использование тары (упаковки). Введение залога в значительной степени способствовало росту использования стеклопосуды. В стране также существует акцизный налог на смазочные масла, сырую нефть и нефтепродукты.

Сбор за изменение климата

В соответствии с протоколом, подписанным в Киото, Великобритания, как и другие с этого протокола, приняла на себя обязательства по снижению парникового эффекта от выбросов газообразующих вредных веществ.

 Сбор за изменение климата взимается за пользование энергией в промышленно-коммерческих целях. Сюда входит как первичное, так и вторичное топливо для освещения, отопления, движущей энергии и для приборов потребителей:

  • в промышленности (включая топливные отрасли);
  • сельском хозяйстве;
  • сфере государственного управления;
  • других сферах оказания услуг.

Сбор не применяется:

  • к электроэнергии, производимой пользованием нетрадиционных источников энергии (таких как солнечная и ветровая) или на совмещенных электро- термостанциях «хорошего качества»;
  • энергии, используемой общественного транспортом;
  • топлива, используемого для производства другого вида топлива;

Тем не менее в целом для частного сектора этот сбор будет «нейтральным» по отношению к бюджетным доходам.

Механизм управления лесным хозяйством

В настоящее время не только в развитых, но и в бывших социалистических странах права собственности на лесные ресурсы четко определены и защищены соответствующими правовыми нормами и независимой судебной системой.

Важную роль в целостной  системе экономических отношений в лесном хозяйстве играют налоги. Применительно к лесному сектору они призваны выполнять следующие основные задачи в целях повышения благосостояния общества:

  • стимулирование частных лесовладельцев к увеличению предложения лесных ресурсов путем улучшения качественного состава и повышения продуктивности лесов;
  • привлечение капитала в развитие лесного сектора из других отраслей;
  • компенсация частным лесовладельцам за обеспечение средозащитных и социальных услуг; 
  • создание равных условий хозяйствования для лесовладельцев с учетом длительных сроков окупаемости инвестиций применительно к лесному сектору.

В лесном хозяйстве США  применяются две категории налогов: имущественный и подоходный. Имущественный находится в юрисдикции штатов, но федеральные органы власти осуществляют надзор над его разработкой и исполнением. Имущественный налог может быть установлен в целом на лесные земли и древесный запас или раздельно. Базовой информацией для его исчисления служит кадастровая оценка лесных земель и древесного запаса. В этих условиях возникает проблема экономической, заинтересованности в приумножении лесного капитала, с тем чтобы увеличить размер и качественную структуру лесопользования в будущем. В последние годы порядок взимания имущественного налога с лесных земель и древесного запаса видоизменен, т.к. не был учтен факт, что инвестиции в приумножение лесного капитала отличаются длительным сроком окупаемости, в результате чего происходило увеличение налоговых платежей сразу после проведения соответствующих мероприятий. В разных штатах применяются различные меры, направленные на устранение или смягчение вышеуказанного недостатка налога на лесное имущество.

В этом случае следует отметить отсрочку налоговых платежей до момента  наступления эффекта в виде прироста лесопользования в результате мероприятий по улучшению качественного состава и повышению продуктивности лесов. При определении подоходного налога различают Доходы, обусловленные лесным имуществом (лесным капиталом), и остальные виды доходов.

Налог на доходы, полученные от мероприятий по повышению продуктивности лесов, взимается с момента получения дополнительных лесных ресурсов, налог на остальные виды доходов лесовладельцев — по прогрессивной шкале.

 

 

2.3. Оценка применения зарубежного опыта на территории Российской Федерации.

Россия, также как и все развитые страны, прошла через многочисленные преобразования налоговых льгот.

По моему мнению, в РФ нашёл бы применение опыт Франции, по поводу налогообложения водопользования. Плата за водоснабжение предусматривает полное покрытие расходов  служб, включая капитальные вложения. Это позволит улучшить сферу контроля за водными ресурсами, запас которым может очень сильно уменьшиться в последующие годы. Так же нужно установить определённый договор для орошаемого земледелия, определяющий условия тарификации и учитывающего ряд других финансовых условий: затраты на строительство новых гидротехнических сооружений, возмещение ущерба, причиненного водопользователям в результате неправильной эксплуатации водохозяйственных сооружений. Это необходимо сделать, дабы в России нередко данная деятельность остаётся безнаказанной, что вредит природной среде.

Не лишним будет введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения. Это позволит быстрому накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред.

Введение налога на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения, а так же налог на смазочные масла, на пользование топливными и нефтяными продуктами (опыт США, Австралии, Австрии, Великобритании, Франции) позволило бы сократить выбросы грязных веществ в атмосферу, сократить количество заболеваний и увеличить продолжительность жизни.

Не без внимания можно было бы оставить обязательства по снижению парникового эффекта от  выбросов газообразующих вредных веществ и налог на старые автомобили, т.к. старая техника наносит большой вред атмосфере.

В Российской Федерации малое  внимание уделяется налогообложению  лесных ресурсов. Я считаю, что это  не справедливо. В 2006 году был отменён  орган управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Это повлекло невосполнимые потери. Примером являются лесные пожары в 2010. Нашей стране следует уделять  большее внимание к данной сфере , следуя примеру США.

Информация о работе Роль экологических налогов в охране окружающей среды