Произведение П.И. Чайковского «Ночевала тучка золотая»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 05:30, реферат

Краткое описание

Чайковский Петр Ильич (1840–1893) – русский композитор, профессор Московской консерватории. Создатель русского лирического симфонизма, автор 10 опер, огромного количества фортепианных и вокальных произведений. На протяжении всей своей творческой жизни композитор обращался к хоровому жанру. В его операх много массовых сцен, где в хорах различных составов даются яркие музыкальные характеристики. Многие оперные хоры Чайковского посвящены народной жизни. Таковы, знаменитые хоры крестьян из оперы «Евгений Онегин», народа из оперы «Мазепа», опричников из оперы «Опричник»

Вложенные файлы: 1 файл

чайковский хор.docx

— 17.45 Кб (Скачать файл)

Произведение П.И. Чайковского «Ночевала тучка золотая»

композитор чайковский утес лермонтов стихотворение

Чайковский Петр Ильич (1840–1893) – русский композитор, профессор Московской консерватории. Создатель русского лирического симфонизма, автор 10 опер,  огромного количества фортепианных и вокальных произведений. На протяжении всей своей творческой жизни композитор обращался к хоровому жанру. В его операх много массовых сцен, где в хорах различных составов даются яркие музыкальные характеристики. Многие оперные хоры Чайковского посвящены народной жизни. Таковы, знаменитые хоры крестьян из оперы «Евгений Онегин», народа из оперы «Мазепа», опричников из оперы «Опричник». Несколько другие хоры из оперы «Пиковая дама» (сцена графини с приживалками, детский хор). В них композитор мастерски показывает быт разных слоев общества.

К жанру самостоятельных произведений для хора Чайковский обращался не менее редко. Его хоры разнообразны по составу, звучанию и содержанию. Есть у Чайковского небольшие лирические произведения – «Вечер», «Ночевала тучка золотая»; встречаются трагические, полные драматизма хоры. Таков например хор «Без поры да без времени». В благодарность своему учителю, директору Петербургской консерватории сочиняет композитор а. Рубинштейну, Чайковский пишет приветственный, прославляющий хор «Привет А. Г. Рубинштейну»

В качестве литературной основы для своих хоровых произведений композитор обращается к сочинениям европейских поэтов (кантата «К радости» на знаменитый текст оды Ф. Шиллера); собственных стихотворений («Соловушка»). Однако, большинство хоров Чайковского написаны им на стихи русских поэтов – Пушкина («Что смолкнул веселия глас»), Огарева («На сон грядуший»), Цыганова («Без поры да без времени»).

Хор «ночевала тучка золотая» написан на текст знаменитого стихотворения М.Ю. Лермонтова (1814-1841). Великий русский поэт учился в Московском университете (1830–1832). Окончил Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» сослан на Кавказ. В 1841 году убит на дуэли. Лирические стихотворения Лермонтова («Три пальмы, «Утес», «Тучи», «Сон», «Парус» и др.), являются образцами русской классической поэзии.

В основу хора «Ночевала тучка золотая» легло стихотворение Лермонтова «Утес», которое относится к философской лирике поэта. Эти размышления чутко передал в своем произведении П.И. Чайковский, воспользовавшись своими излюбленными музыкальными приемами. Это лирическая миниатюра, написанная для смешанного хора a capella, выдержанная в гомофонно-гармоническом складе.

Форма произведения простая трехчастная (a b a1) с кодой. Реприза (а1) сильно изменена.  Лад – параллельно-переменный        (f-moll - As-dur). Тема в этом хоре проходит в сопрано. Размер 3/4, в коде сменяется на 2/4. Темп умеренный - Moderato, который в коде сменяется на Andante.

Тесситура у всех голосов удобная. Диапазон сопрано – нона (es1 – f2), альтов – септима (c1 – b1 ); теноров – септима (g1 – f2 ); басов – терцдецимы (as большой октавы – des1).  

Основная сложность дирижирования данного хора – в смене размера с 3/4 на 2/4, а также темпа (andante – moderato). Исполнительские трудности следующие: весь хор выдержан в не громкой, спокойной динамике – f хоть и появляется два раза, но оба раза не надолго, сразу же после него diminuendo. Основная же звучность в рамках p – mp. Завершается хор очень тихо – на ppp. Дирижеру важно следить за балансом голосов, не допускать «перекрикивания» и мощных кульминаций. 

Довольно широкий мелодический ход вверх на малую сексту у сопрано в тактах 7–8 и аналогично в тактах 31–32. В такте 29 такой же ход у теноров.

Для преодоления этих трудностей надо замечать, что основной тон не требует напряжения, а только устойчивости. Что же касается ноты, составляющей интервал, то тут по сравнению с большими получается напряжение обратного порядка, то есть приближение к основному тону ноты, составляющей интервал или сужение интервала: при устойчивом основном тоне сексту фа слух требует петь низко, приближая их к основному тону. Во-вторых, текстовой трудностью считается последование согласной буквы в конце предыдущего слова. Например: «Утром в путь она пустилась рано», – для преодоления этой трудности следует петь это словосочетание как одно слово.

 

 


Информация о работе Произведение П.И. Чайковского «Ночевала тучка золотая»