Источники конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Представленные определения конкурентоспособности предприятия содержат крайне разнородные элементы исследуемого явления: от продукции предприятия до эффективности использования потенциала организации. При этом данные определения – лишь вершина айсберга, в экономической литературе можно встретить десятки различных по содержанию определений. Как результат – каждый экономист, занимающийся проблемой конкурентоспособности предприятий, вынужден констатировать, что "общепринятого определения конкурентоспособности предприятия не выработано, поэтому данное понятие подлежит уточнению". Отмеченная запутанность, обуславливается тем, что конкурентоспособность предприятия относится к экономическим категориям, сущность которых не находит своего объективного выражения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-6
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия……………………………...7-9
1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия…………………………9-11
Глава 2. Источники конкурентоспособности предприятия……………….12-15
2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность……………………15-17
2.2.Методы оценки (анализа) конкурентоспособности предприятия……18-27
Заключение…………………………………………………………………...28-29
Список используемых источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

редакция распечатка.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………..3-6

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия……………………………...7-9

1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия…………………………9-11

Глава 2. Источники конкурентоспособности предприятия……………….12-15

2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность……………………15-17

2.2.Методы оценки  (анализа) конкурентоспособности предприятия……18-27

Заключение…………………………………………………………………...28-29

Список используемых источников………………………………………….30-31

Таблицы……………………………………………………………………….32-33

 

 

 

 

 

 

Введение

Что заключает в себе явление "конкурентоспособность предприятия"? Несмотря на то, что количество диссертационных работ, посвященных актуальной проблематике повышения конкурентоспособности предприятий, ежегодно удваивается, а понятие "конкурентоспособность" давно вошло в обиход россиян и употребляется на всех уровнях научной и хозяйственной жизни общества, общепринятого определения рассматриваемой категории экономистами не выработано. В подтверждение приведено ряд определений конкурентоспособности предприятия, встречающихся в экономической литературе:

«Конкурентоспособность» способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции;

-способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности;

-способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов;

-способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами;

-реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов;

-свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими, там конкурирующими субъектами рыночных отношений;

-обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.

Представленные определения конкурентоспособности предприятия содержат крайне разнородные элементы исследуемого явления: от продукции предприятия до эффективности использования потенциала организации. При этом данные определения – лишь вершина айсберга, в экономической литературе можно встретить десятки различных по содержанию определений. Как результат – каждый экономист, занимающийся проблемой конкурентоспособности предприятий, вынужден констатировать, что "общепринятого определения конкурентоспособности предприятия не выработано, поэтому данное понятие подлежит уточнению". Отмеченная запутанность, обуславливается тем, что конкурентоспособность предприятия относится к экономическим категориям, сущность которых не находит своего объективного выражения. Конкурентоспособность не является имманентным, объективно присущим свойством объекта. Самому своему существованию она обязана экономической науке, введшей рассматриваемую категорию в оборот. Иными словами, конкурентоспособность находит свое выражение только в условиях конкуренции, и вне конкуренции не существует. Анализ предлагаемых определений, отбросив детали, позволяет выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия. Суть указанных подходов кратко можно охарактеризовать следующим образом:

Конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции

Конкурентоспособность предприятия есть способность конкурировать

Конкурентоспособность предприятия есть мера эффективности его деятельности

В условиях рыночной экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизм регулирования хозяйственного процесса.

 

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась, лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации. Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.

Цель контрольной работы – анализ конкурентоспособности предприятия

Исходя из целей контрольной работы требуется решить следующие задачи:

 

- определить понятие конкурентоспособности  и факторы, влияющие на её состояние;

- изучить методы оценки конкурентоспособности  предприятия;

-провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия

Различия в подходах экономистов при определении сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. В экономической литературе можно встретить весьма разнородные определения конкурентоспособности предприятия: Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции (Адаева Т. Ю.);

Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности (Забелин П. В.);

Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов (Ершова И. В.);

Конкурентоспособность предприятия - способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами (Фатхутдинов Р. А.);

Конкурентоспособность предприятия - реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов (Пичурин И. И.);

Конкурентоспособность предприятия - свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими, там конкурирующими субъектами рыночных отношений (Портер М.);

Конкурентоспособность предприятия - обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами (Воронов Д. С.).

Ранее уже рассматривались причины подобной множественности понятий. В целях настоящего исследования считаем наиболее адекватным определение конкурентоспособности, основывающееся на эффективности хозяйственной деятельности. Действительно, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли. Основным способом получения прибыли в условиях рыночной экономики выступает реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости. При этом производство и/или реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Из этого следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов. Степень эффективности использования экономических ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством уровня развития производительных сил и, разумеется, производственных и прочих отношений, относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Таким образом, конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами. В рамках исследований конкурентоспособности на международном уровне чаще всего экономисты сосредоточивают свое внимание на анализе макроэкономических условий деятельности предприятий на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что указанные макроэкономические условия, в конечном счете, и обуславливают степень конкурентоспособности предприятий, базирующихся в соответствующих странах, в ходе международной торговли. Конкурентоспособность предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов рассматривается в основном в рамках конкурентоспособности продукции и/или международной торговли. Не оспаривая в целом правильность такого подхода, отметим, что конкурентоспособность конкретного предприятия определяется множеством прочих факторов, игнорирование которых недопустимо.

 

1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия

Каждое предприятие обладает большим многообразием свойств и характеристик. Для оценки конкурентоспособности необходимо все свести в однородные группы, определить количественные и качественные показатели, а так же методику их измерения. Учесть все характеристики предприятия невозможно, поэтому следует выбирать наиболее важные группы, и наиболее важные свойства в группах. Поэтому оценка конкурентоспособности предприятия зависит напрямую от целей анализа.

-практической возможности получения  нужной информации

-используемой методики измерения  показателей

Принципы оценки конкурентоспособности предприятия сравнимы с принципами оценки конкурентоспособности товаров. Важные показатели в анализе конкурентоспособности предприятия являются: комплектность оценки, означающая необходимость анализа совокупности критериев, и относительности, предполагающие сравнительный характер оценки, сравнение с конкурентами.

В целом алгоритм конкурентоспособности предприятия предусматривает:

-определение цели оценки

-определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе

-выбор базы сравнения

-определение характеристик, подлежащих измерению

-оценка выбранных характеристик

-расчет обобщенного интегрального  показателя конкурентоспособности

-выводы о конкурентоспособности

В качестве характеристики конкурентоспособности можно рассматривать степени соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не просто сравниваются, происходит их оценка, способности к достижению успеха. Оценить конкурентоспособность предприятия возможно на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия, и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если мы будем рассматривать риски только как негативное проявление среды, то подобный анализ будет выявлять требования к деятельности отраслей предприятия, а устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности. Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности, в отличие от финансово-экономических, в большей степени оперируют качественной, экспертной информацией. Общий подход к оценке конкурентоспособности (предприятия, продукции предприятия), заключается в выборе перечня характеристик и оценки выбранных характеристик. Голубков Е.П.(академик, профессор) предлагает для оценки конкурентоспособности использовать не менее 16 факторов результативности деятельности (имидж, концепция продукции, уровень деформации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторной базы, мощность производственной базы и т.д.). Которые он детализирует и дополняет за счет конкурентоспособности продукции и эффективной маркетинговой деятельности. (13)

Информация о работе Источники конкурентоспособности предприятия