Вопросы 
к семинарскому занятию (1).
  - Основные факторы, влияющие на развитие международных отношений в Африке.
- ОАЕ: история создания, цели, основные направления деятельности.
- Причины неэффективности ОАЕ.
Вопросы 
к семинарскому занятию (2).
  - Основные причины создания международных организаций в Африке.
- Факторы, предопределившие неэффективность общеафриканских международных организаций и интеграционных объединений.
- Причины относительной эффективности субконтинентальных интеграционных объединений.
 
Африка в современных международных 
отношениях
1. Геополитическое пространство 
Африки
Современное мироустройство напоминает 
дом в виде пирамиды, где вершину 
венчают США, а его нижние этажи 
занимают африканские страны. При 
этом 33 государства Африки находятся 
в самом низу пирамидального строения 
мирового сообщества в начале XXI в. 
При таком местоположении различных 
стран в мировом сообществе и, 
естественно, неодинаковой степени 
их влияния и политического веса 
в глобальном масштабе идет процесс 
формирования нового постялтинско-потсдамского 
миропорядка и слома Вестфальской системы 
международных отношений. Африке уготована 
догоняющая, маловлиятельная роль в мировой 
политике и экономике.
   Процесс глобализации мировой 
политики обходит стороной многие 
страны Африки. К глобальным процессам 
миротворчества должны быть 
подключены все страны Африки 
(малые и большие, состоявшиеся 
и несостоявшиеся, исповедующие 
ислам или христианство и иные 
религиозные вероучения) во избежание 
их превращения в территории 
международного терроризма.
   Многие события и ситуации 
в Африке стали объектами мировой 
политики: проблема голода, экономическая 
отсталость, внутристрановая и межгосударственная 
конфронтация, бедственное экономическое 
положение, геодемографические противоречия 
и пр. В их решении принимают участие универсальные 
и региональные организации (ООН, НАТО, 
«восьмерка» и др.), вступающие со странами 
Африки в многосторонние отношения и усложняющие 
тем самым многоликий мирополитический 
ландшафт.
   Тезис президента Буша-младшего, 
озвученный во время предвыборной 
кампании 2000 г., что «Африка не 
представляет интереса с точки 
зрения национальных интересов 
США», после событий 11 сентября 2001 
г. был трансформирован в представление 
о том, что Африка имеет важное 
стратегическое значение с позиции 
американских национальных интересов. 
Как результат сравнительно низкого 
развития Африки, наличия там 
множества социально-экономических 
и политических проблем взгляд 
на Африку как проблему для 
национальных интересов США только 
усилился. Именно в таком качестве 
Африка упоминается в Стратегии 
национальной безопасности Соединенных 
Штатов Америки, введенной в 
действие президентом в сентябре 
2002 г.
   Американская администрация 
использует вопросы, связанные 
с заботой об африканской безопасности 
и развитием континента для 
восстановления своей «кредитоспособности» 
в Африке.
   Интерес американской политики 
в Африке состоит в ее защите 
от внешнего вмешательства, а 
также в расширении участия 
африканских государств в развитии 
национальной экономики, обороны и безопасности 
США. И эта реальность подчеркивает стратегическую 
важность Африки для США.
   С точки зрения интересов 
России в Африке, большую важность 
представляет то обстоятельство, 
что активная политика Запада, 
прежде всего США, создала, 
причем закономерно и логично, 
новые возможности для России 
на континенте. Африканские руководители 
увидели в России перспективного 
партнера, своеобразный буфер, смягчающий 
натиск американской дипломатии. 
Анализ высказываний российских 
и американских государственных, 
политических и общественных 
деятелей, различных источников 
и материалов на эту тему 
позволяет предположить, что наиболее 
перспективными сферами для 
российско-американского взаимодействия 
в Африке в настоящее время 
являются:
  • содействие африканским 
странам в повышении продуктивности 
сельскохозяйственного производства;
  • помощь в борьбе с 
эпидемиями острозаразных заболеваний, 
типа СПИД, малярии и др.;
  • борьба с распространением 
пустынь;
  • помощь странам континента 
в урегулировании конфликтных 
ситуаций;
  • содействие в развитии 
телекоммуникаций и средств связи;
  • составление подробного 
географического атласа Африки 
и т.д.
Современная фаза геополитического развития 
африканских государств характеризуется 
нарастанием глобальных вызовов 
и угроз, которые континент не 
в состоянии решить самостоятельно. 
Общепризнанным является тот факт, 
что Африка вошла в XXI в. в качестве 
маргинальной и наиболее дискриминированной 
части мирового сообщества.
   В настоящее время в Африке 
представлена практически вся палитра 
экономических, политических и социальных 
угроз, с которыми сталкивается человечество: 
голод, острые социально-демографические 
проблемы, неуправляемые потоки беженцев, 
межгосударственные и гражданские войны, 
межэтнические столкновения, производство 
и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных 
болезней, включая СПИД (самый высокий 
уровень в мире).
   В геополитическом смысле 
Африканский континент — это 
разнородная мозаика племен 
и народов, их культур и верований, 
которые не представляют собой 
единого образования, не составляют 
единой африканской цивилизации. 
Это, скорее, протоцивилизация. Признание 
же отдельными геополитиками факта реального 
существования африканской цивилизации 
в качестве самостоятельной даже условно, 
с оговорками представляется сомнительным, 
несмотря ни на какие допущения.
   Экономическая и технологическая 
отсталость Африки, сырьевая экономика 
как следствие колониального 
прошлого превратили ее в маргинальный 
сегмент геополитического пространства.
   По данным Детского фонда 
ООН, на континенте самая высокая 
детская смертность в мире. Около 
50% населения Тропической Африки 
живет менее чем на 40 центов 
в день. Из 20 самых бедных стран 
мира 18 находятся сегодня в Африке 
и с каждым годом становятся 
все беднее. На грани национальной 
катастрофы находятся Эфиопия, 
Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, 
Сомали.
   Сложилась ситуация, когда 
Африка самостоятельно не может 
преодолеть негативные тенденции 
в своем развитии.
   Африка остается поставщиком 
преимущественно сырьевых товаров 
на мировой рынок. Импорт товаров 
в страны Африки по объему 
превышает экспорт.
   В географическом отношении 
внешняя торговля стран Африки 
ориентирована на промышленно 
развитые страны ЕС,  что связано 
с относительной географической 
близостью и сложившимися за 
годы колониализма разносторонними 
экономическими связями. В товарной 
структуре экспорта исключительно 
высока доля нефти и газа, а 
также продовольствия и сырья 
растительного происхождения и 
руд металлов. В импорте преобладают 
готовые изделия (до 70%): средства 
транспорта, машины и оборудование, 
а также продовольствие.
Отсталость дополняется конфессиональным 
и цивилизационным расколом Африканского 
континента. Народы Северной и Восточной 
Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия 
исторически сама по себе составляла особую 
цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы 
из Европы (преимущественно из Голландии, 
Франции, Англии) принесли европейскую 
культуру, распространив христианство. 
В Африке христианство существенно трансформировалось.
   Христианство проникло в 
Северную и Восточную Африку 
еще в начале I тыс. В Эфиопии 
и Эритрее сформировалась и 
существует поныне одна из 
его ветвей — Эфиопская православная 
церковь. Европейские колонизаторы, 
начиная с XV—XVI вв., также стремились 
распространить христианство, преимущественно 
католичество, в своих владениях.
   В конце XIX в. в странах 
Африки, за исключением, находящихся 
в северной ее части, возникли 
удивительные сплавы христианства 
и местных верований, которые 
теперь именуют афрохристианством. 
Это 7 тыс. разнообразных сект. Единственное, 
что их объединяет, — стремление создать 
«черное» христианство, противопоставив 
его «белому». Практически все они провозглашают 
африканцев народами, избранными Богом; 
библейских пророков и даже Иисуса Христа 
наделяют негроидной внешностью, тогда 
как дьявол изображается белокожим. Всего 
в Африке афрохристианства придерживаются 
более 30 млн. чел.
   Постепенно в Африке сформировались 
два больших геополитических 
пространства, разделенных конфессиональными 
различиями: Северо-Восточная Африка, 
тяготеющая к мусульманскому 
миру, и второй — Тропическая 
Африка южнее Сахары с возможным 
центром в ЮАР. Этот цивилизационный 
и геополитический раскол привел к нарастанию 
исламского фундаментализма, сторонники 
которого объявили «священную войну» 
против светских государств региона Алжира, 
Египта, Судана.
   Культура арабских стран 
Северной Африки, ее особый колорит 
— это причудливое переплетение 
древнеегипетской, исламской и 
средиземноморской цивилизаций. 
Официальным языком в этих 
странах является литературный 
арабский, он служит основным 
средством общения образованной 
части населения. Берберы, беджа, 
греки, армяне, итальянцы, французы и другие 
представители национальных меньшинств 
говорят и на арабском, и на его многочисленных 
диалектах, и на своем родном языке.
   Господствующая религия 
— ислам, его исповедуют свыше 
90% населения. Остальные — христиане 
и представители других конфессий. 
Положения Корана определяют жизненный 
уклад, нравы и обычаи большинства жителей 
Северной Африки, регулируют нормы гражданского 
права. В 80—90-х гг. XX в. влияние ислама на 
все сферы жизни усилилось.
   Экономика региона основана 
на добыче полезных ископаемых 
— нефти, газа и фосфатов, использовании 
сельскохозяйственных угодий, а 
также на торговле и туризме. 
Значительная часть добываемых 
энергоносителей и фосфатов экспортируется 
во многие страны мира, прежде 
всего в европейские. Разрабатывают 
также месторождения железа, угля, 
олова, молибдена, мрамора и 
гранита. Хлопок, цитрусовые, финики, 
а также ранние овощи экспортируются 
в страны Европы.
   Огромную роль в экономике 
государств Северной Африки играет 
важнейшая мировая водная артерия 
— Суэцкий канал, прорытый 
в 1869 г. Канал связал бассейны 
Атлантического и Индийского 
океанов, облегчив путь кораблям 
из Европы в страны Южной 
и Юго-Восточной Азии. Его длина 
составит 161 км, средняя глубина — 
16,2 м, а ширина колеблется от 
120 до 318 м. и нет никаких шлюзов. 
Почти 90 лет Суэцким каналом 
владела Англия, заинтересованная 
в коротком морском пути к 
своим индийским колониям, и только 
в 1956 г. его национализировал 
Египет. Эксплуатация канала приносит 
государству значительные доходы 
— более 1 млрд долл. в год.
   Северная Африка по праву 
считается туристической Меккой 
мира. Исторические памятники мирового 
значения и благоприятный климат 
в течение большей части года, 
многочисленные морские курорты 
и высокий уровень сервиса 
привлекают сюда туристов со 
всех концов света, что приносит 
казне североафриканских стран 
многомиллиардные доходы.
   Причиной повышенной конфликтогенности 
в регионе являются сложные межэтнические 
отношения на континенте. Они обусловлены 
разнородным составом: в Африке проживает 
около 50 наций и народностей, около 3 тыс. 
племен. При этом государственные границы 
до сих пор весьма условны и часто не имеют 
ничего общего с историческими ареалами 
проживания населения. Непрерывные межэтнические 
войны и столкновения усиливают миграционные 
потоки. Региональные потоки рабочих-мигрантов 
направляются в основном в Нигерию, ЮАР, 
Габон и Берег Слоновой Кости.
   Наряду с этническими 
конфликтами, африканская геополитика 
дополняется социальными и классовыми 
антагонизмами.
   Борьба за ресурсы, власть 
или территорию неминуемо сопровождается 
кровавыми столкновениями, при этом 
традиционное сознание диктует 
бескомпромиссные, предельно жестокие 
формы борьбы, поэтому достижение 
компромиссов и налаживание сотрудничества 
в этих условиях становятся 
крайне проблематичными. Во второй 
половине XX в. в Африке произошло 
около 100 военных переворотов, 
более 50 войн. 18 войн можно отнести 
к числу гражданских, 11 попадают 
под определение геноцида и 
массового политического террора. 
Ряд конфликтов считаются непогашенными 
и время от времени вспыхивают 
вновь: в Нигерии и Либерии, 
в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, 
Руанде, Сьерра-Леоне.
   Многие аналитики видят 
причину углубления экономического 
кризиса в Африке в изъянах 
монетаристской модели развития, 
навязанной международными финансовыми 
институтами. В соответствии с 
этими рекомендациями считается, 
что достижение стабилизации 
возможно только путем последовательной 
либерализации экономики, сокращения 
государственного сектора и развития 
свободных рыночных отношений. 
В основе монетаристской концепции 
государственного регулирования 
лежит утверждение о том, что 
главное преимущество рыночной 
экономики — конкуренция, поэтому 
государство должно вмешиваться 
в рыночные отношения только 
в том случае, если можно констатировать 
антиконкурентную деятельность экономических 
акторов на рынке.