Африка в современных международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Основные причины создания международных организаций в Африке.
Факторы, предопределившие неэффективность общеафриканских международных организаций и интеграционных объединений.
Причины относительной эффективности субконтинентальных интеграционных объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

Африка_Расмо.docx

— 34.93 Кб (Скачать файл)

   Однако критики монетаризма  справедливо упрекают неолибера­лизм в недостаточном внимании к социальным проблемам, что при­водит к росту напряженности в обществе и способно спровоцировать социальные взрывы. Сегодня африканские страны уже в полной ме­ре почувствовали разрушительную силу монетаристских эксперимен­тов. Неудивительно поэтому, что многие африканские политические деятели и ученые обвиняют западные страны во главе с США в крахе экономики африканских государств. Например, заирский профессор Ж. Нталажа подчеркивает: «Западные страны действуют исключи­тельно в интересах правящей марионеточной клики, которая больше заботится о личном обогащении, чем об интересах народа».

   По оценкам российских  экспертов, для обеспечения стабилиза­ции  Африканского континента необходимы  инвестиции в размере 100 млрд долл. в год. Сегодня такие деньги предоставить африкан­ским странам не готова ни одна международная организация. Это, по существу, означает, что геополитическая нестабильность Африки будет усиливаться. Африка становится центром демодернизации и неоархаизации современного мира. «Потерянное поколение» стагнирующего «Юга» грозит в недалеком будущем обернуться для благо­получной цивилизации «Севера» отрядами «новых варваров».

   Некоторые геополитики видят  в этом новом противостоянии  «Севера» и «Юга» не что  иное, как «вертикальное», диахронное столкновение цивилизаций. Иначе говоря, они считают, что совре­менный мир столкнется не с теми культурами, которые существуют на планете в проявленном виде и хорошо известны, а с «некой те­нью, призраком цивилизации, нависающей из будущего».

   Такой геополитический прогноз  весьма тревожен; труднее всего  бороться с теми угрозами, которые  четко не идентифицируются.

Такое необычайное переплетение всех наиболее острых проблем современности  во многом связано с тем, что после  окончания хо­лодной войны здесь  образовался «вакуум силы», поскольку  не толь­ко постсоветская Россия, но и США не стали расходовать  средства на стабилизацию ситуации на континенте. Предотвратить и урегу­лировать постоянно растущее число военных  конфликтов в Африке не удается даже с помощью ООН. «Голубые каски» ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия и попадают в залож­ники к вооруженным группировкам. Одна из проблем состоит в том, что в Африке отсутствуют страны-лидеры, имеющие серьезные региональные амбиции и обладающие необходимым влиянием, чтобы оказать давление на участников конфликтов. Пытаются уча­ствовать в мирном урегулировании неправительственные междуна­родные организации — Всемирный совет церквей и Всеафриканский совет церквей. Посреднические усилия иногда предпринимают новые региональные организации, такие, как Комитет восточноафриканских стран в составе Кении, Уганды, Эфиопии, Эритреи. В столице Танзании Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулиро­ванию конфликтов. Но конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая и религиозная психология слу­жат неиссякаемыми источниками нестабильности на континенте. Известно, что демократические принципы сосуществования раз­личных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях африканских государств, но на практике они игнорируются.

   В рамках религиозного  и племенного сознания религиозная  или этническая элита может  обладать «особыми преиму­ществами», иметь «исторические заслуги», что  позволяет ей укреплять групповую  сплоченность, разжигать фанатизм, находить оправдание любым действиям,  включая самые жестокие, по отношению  к другим группам общества. Все  это позволило американскому  геополитику С. Хантингтону констатировать, что в Африке начался Долговремен­ный процесс девестернизации: значимость и влияние западных стран падают, на первый план вновь выдвигается туземная культура. Сего­дня даже ЮАР проводит политику подчинения англо-африканских элементов в своей культуре африканским: «В то время как Латинская Америка все больше становится похожей на Запад, Африка стано­вится на него похожей все меньше».

 

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU) – региональная международная межправительственная организация, объединяющая 52 государства Африки. Создана 26 мая 2001 на базе Организации африканского единства (ОАЕ).

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ – крупнейшее политическое объединение государств африканского континента – стали  кардинальные изменения в расстановке  политических сил в мире за время  ее существования (1963–2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части  задач, поставленных перед ОАЕ в  качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и  механизмов.

Решение о создании Африканского союза  было принято на чрезвычайной встрече  на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» – New Partnership for Africa's Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать  единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными  задачами АС провозглашены ведение  диалога с мировым сообществом  с единых позиций (в том числе  принятие решений, которые будут  способны отвечать на вызовы экономической  глобализации), защита суверенитета, территориальной  целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и  стабильности на континенте, эффективное  разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит  в том, что основным приоритетом  деятельности новой организации  провозглашается экономическая  интеграция. ОАЕ же в качестве главной  задачи для принятия коллективных мер  по защите национальной независимости  и территориальной целостности  молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении  экономических интересов, и такой  путь представляется наиболее эффективным  для решения многочисленных проблем  африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.

Одним из основополагающих принципов  деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК  территориальных споров, межэтнических  конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных  переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д'Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, – яркое тому подтверждение.

В Учредительном акте АС акцентируется  внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право  Союза на основании решения Ассамблеи  глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе  вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и  преступлений против человечества. Принципиально  новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным  путем. В Учредительном акте определен  также комплекс мер по обеспечению  выполнения решений Ассамблеи АС, в том числе введение политико-экономических  санкций (лишение права голоса на Ассамблее, прекращение транспортных и телекоммуникационных связей с  государством-«ослушником» и др.), применение которых будет содействовать  воплощению в жизнь коллективных решений. Выполнение новых положений  должно способствовать повышению политической ответственности африканских лидеров.

Высший орган Африканского союза  – Ассамблея глав государств и  правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост председателя всеафриканской организации на следующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС, предусмотрено  создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда союза. В структуру  АС входят также Африканский валютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк, а  также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий  из представителей различных неправительственных  организаций и профессиональных групп). До 2005 должны быть сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска –  к 2010. Размещение штаб квартиры ВАП  планируется на территории ЮАР или  Ливии, а Африканского суда – на территории Маврикия, Нигерии или  Судана. Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) – женщины. Положение  о Всеафриканском парламенте предусматривает  введение в состав представительства  от каждой африканской страны (по пять депутатов) двух женщин.

В названиях как самой организации («Африканский союз»), так и ее высшего  исполнительного органа («Комиссия  АС») отчетливо видна определенная аналогия со структурами Европейского союза. Это свидетельствует о  твердом намерении лидеров африканских  государств в интеграционном процессе учитывать успешный опыт ЕС и существующих объединений Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

АС призван заменить не только ОАЕ, но и Африканское экономическое  сообщество (АЭС), которое должно было противостоять негативным аспектам глобализации путем содействия социально-экономическому развитию Африки. Определение принципов, целей и стратегии развития АЭС длилось с 1976 по 1989. Процесс достижения экономической интеграции в рамках АЭС был рассчитан на 34 года и предусматривал шесть этапов. Сама организация была создана в 1991, но ее деятельность не принесла существенных практических результатов.

Второй саммит АС состоялся 9–12 июля 2003 в столице Мозамбика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и  его заместителей, рассматривались  вопросы по интеграции в структуру  Союза программы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем  АС на 2003–2004 был избран президент  Мозамбика Жоаким Чиссано, а председателем Комиссии АС – бывший президент Мали Альф Умар Конаре.

Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме  создания Африканского союза, шло практически  параллельно с разработкой концепции  «Африканского ренессанса», провозглашенной  президентом ЮАР Табо Мбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против пандемии СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.

С первых дней своего существования  АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры  нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию в АС), затяжной (восемь раундов) процесс выборов постоянного  председателя Комиссии АС и его заместителей на Ассамблее АС в 2003 в г. Мапуту.

Серьезной проблемой для руководства АС является нехватка финансовых средств. В октябре 2003 задолженность по уплате членских взносов 11-ти стран-членов организации составила 44 млн. долл. США, и они были лишены права выступать на заседаниях Союза. Такое положение дел ставит АС в зависимость от внешнего финансирования, ограничивает свободу действий и непосредственно отражается на его способности осуществлять миротворческие миссии. Например, после отказа африканских лидеров осудить политику президента Зимбабве Роберта Мугабе Европейский Союз заморозил выделение 250 млн. евро, предназначенных для миротворческой деятельности АС.

Дата инаугурации Всеафриканского  парламента (ВАП) в столице Эфиопии  г. Аддис-Абебе, назначенное на 31 января 2004, перенесена на 18 марта 2004 (протокол, определяющий его полномочия, функции  и состав, хотя и принят единогласно  членами АС, до сих пор не вступил  в силу – не был ратифицирован  половиной стран-членов).

До настоящего времени не вступил  в силу протокол о создании Совета мира и безопасности (СМБ) – органа, обладающего широкими полномочиями и призванного на практике обеспечить меры по достижению стабильности в  Африке. Затягивается также процесс  создания Африканского суда. Такие  задержки свидетельствуют о нежелании  лидеров некоторых африканских  государств (несмотря на формальную поддержку  курса АС) ограничивать свои интересы и об определенных противоречиях  некоторых англофонных стран с франкофонными.

Процесс формирования структур АС привлекает внимание международных организаций. На саммите в Мапуту присутствовали генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Еврокомиссии Романо Проди и исполнительный директор Международного валютного фонда Херст Келер. Главы некоторых государств Африки восприняли как проявление неуважения к континенту в целом и к АС в частности тот факт, что президент США Джордж Буш, совершая поездку по ряду африканских стран непосредственно накануне и в дни проведения саммита Африканского союза (7–12 июля 2003), не посетил Мозамбик.

Информация о работе Африка в современных международных отношениях