Семья и брак в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:40, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Семья обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения. Здоровье, процветание семьи - гарантия спокойствия общества, стабильности и развития государства.
В юридическом смысле семья - это круг лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением или иной формы принятия на воспитание).

Содержание

Введение
стр. 3
2
Римская семья
стр. 4
3
Понятие брака и порядок расторжения брака
стр. 5
4
Имущественные и неимущественные отношения между супругами
стр. 8
5
Взаимоотношения родителей и детей
стр. 10
6
Заключение
стр. 12
7
Литература
стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Семья и брак в Древнем Риме.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Реферат по Римскому праву

«Семья и брак в Древнем Риме»

 

 

 План

 

1

Введение

стр. 3

2

Римская семья

стр. 4

3

Понятие брака и порядок расторжения брака

стр. 5

4

Имущественные и неимущественные отношения между супругами

стр. 8

5

Взаимоотношения родителей и детей

стр. 10

6

Заключение

стр. 12

7

Литература

стр. 13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

     Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Семья обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения. Здоровье, процветание семьи - гарантия спокойствия общества, стабильности и развития государства.  
     В юридическом смысле семья - это круг лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением или иной формы принятия на воспитание).  
     Вступление в брак и создание семьи ныне настолько заурядное явление, что, кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

     Появлению  семьи в его указанном значении  предшествовал долгий период  иных форм отношений между  полами.

     С возникновением  частной собственности и расширением  меновой торговли постепенно  на первый план выдвигается  мужчина. Если в парной семье  и мужчина, и женщина участвовали  по мере своих возможностей  в создании материальных и  бытовых благ, то теперь женщина  постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления  в свои руки. Задача женщины  сводится к рождению детей, которые  будут наследовать имущество  отца. На первый план выносится  соблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверно  известно, а отцовство – нет. Единственный надежный способ для мужчины получить в наследники своего собственного ребенка – жестко контролировать и ограничивать женщину. Патриархат по своей психологической сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом.

     При изучении истории Рима не встречается известий о периоде, предшествовавшем установлению семьи. С тех пор как мы знаем что-нибудь о римлянах, мы находим у них уже прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого (первоначально носящая общее название manus) объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое

     Римский семейный  строй Гай считал настолько  нетипичным, что называл его «исключительным  достижением» римского народа. Отличие  римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась  не кровная связь между paterfamilias (глава семейства) и его подвластными – связь когнатическая (кровная связь), а связь юридическая – по римской терминологии агнатическая.

     Изучение римского  брачного права и его институтов  сохраняет актуальность и по  сей день, поскольку современное  брачное право европейских стран  также основывается, прежде всего, на соображениях юридического  родства.

 

  1. Римская семья

     В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении.

     Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как обладатель jusconubi (право вступить в законный римский брак).

В состав агнатической семьи входили: глава семьи (paterfamilias), его жена inmanumariti (брак с властью мужа), его дети inpatriapotestate (под властью отца), жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне personasuiiuris (правоспособным лицом). Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет.  

 Домовладыка имел полную  власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами  сыновей и т. д.), включающую право  жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения  брака женатых сыновей, изгнания  из дома. Он полностью обладал  также имуществом семьи и распоряжался  им по своему усмотрению. Никакие  обстоятельства не освобождали  сыновей и внуков от подчинения  домовладыке: ни возраст, ни занятие  должности магистрата. Оно прекращалось  лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patriapotestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой учреждалась опека сыновей. Сами римляне осознавали исключительность положения paterfamilias: «Едва ли еще есть, какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», - писал Гай.  

 На patriapotestas (власть домовладыки) основывалась римская семья и агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья – это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patriapotestas, все они – агнаты главы семьи. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие брака и порядок расторжения брака

     Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа.

     По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно - семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

     Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

     Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimoniumiustum – законный римский брак между лицами, имеющими iusconubii, и matrimoniumiurisgentium – между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное, а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patriapotestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

     В доюстиниановом праве правильный римский брак мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti – или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manu mariti – «брак без руки»). В зависимости от его форы порождались разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов, и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

     Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitisdeminutio (ограничение прав) жены. Если до брака жена была personasuiiuris (лицо своего права), то после вступления в брак cum manu она становилась personaalieniiuris (лицо чужого права). Если до брака она была inpotestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

     В эпоху создания римского права стал намечаться брак иного характера- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

     Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь, с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, будет юридически для него чужой, сохраняя свое прежнее положение в старой семье.

     Конечно, со строго юридической точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком. Тем не менее, римское право уже ранней эпохи признало его за matrimoniumjustum (законный брак): дети от такого сожительства считаются не внебрачными детьми, а детьми законными, они подлежат власти отца, входят, как агнаты, в его семью и т.д.

     Появление этого нового брака знаменует собою в римской истории крупнейший поворотный пункт. Если прежде paterfamilias закрывал собою всех членов своей семьи, над которыми он властвовал со всею юридической неограниченностью, то теперь в браке sine manu жена вышла из этой патриархальной оболочки и стала рядом с мужем, как личность самостоятельная.

     Вместе с тем впервые возник вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя самостоятельными личностями. Если ранее, в браке cum manu, семейственные отношения представляли лишь разновидность вещных, то только в браке sine manu появились впервые отношения особенного, семейственного характера.

     Появление брака sine manu не уничтожило сразу брака cum manu, новая форма сначала стоит только рядом со старой и лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба вида брака существуют рядом, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим. Старые формы установления manus постепенно вымирают. В эпоху классических юристов sine manu становится единственным видом брака. В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа. 

     Создавая различные отношения между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения.

     Заключение брака cummanu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия.

     Основаниями для прекращения брака являлись: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза – развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более – утратой свободы) или изменением гражданства.

     Процедура прекращения браков cum manu и sine manu была различна. Первый мог быть расторгнут лишь по инициативе мужа. Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон.

     Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

     Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    4. Имущественные и неимущественные отношения между супругами 
     Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного (неимущественного), так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.  
     Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu. 
      В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patriapotestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа.

Информация о работе Семья и брак в Древнем Риме