Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:01, лекция
Методы несплошного наблюдения
Лекция 5.
МЕТОДЫ НЕСПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Сегодня вряд ли кому-нибудь придет в голову испытывать
на длительность горения все выпускаемые в стране электриче-
ские лампочки или на прочность - каждый изготавливаемый по-
лиэтиленовый пакет. Ясно, что подобное испытание приведет к
порче изделия, однако, покупая полиэтиленовую сумку-пакет,
мы обнаруживаем на ней надпись, что она рассчитана на грузо-
подъемность "не более ... кг". Эти сведения базируются на про-
верке качества отдельных предметов, но выводы распространя-
ются на всю партию, серию, вид изделия.
Если же обратиться к мировой истории, то использование
результатов частичного обследования для решения ряда хозяй-
ственных или социальных задач практиковалось еще в Древнем
Египте и античной Греции при определении размеров налогооб-
ложения разных слоев общества, при решении некоторых воен-
ных вопросов и т.д.
Издревле еще до окончания уборочной страды крестьянин
знал с достаточно высокой степенью точности объем и качество
будущего урожая. Необходимую информацию давали выборочные
обмолоты зерновых культур, проводимые как в крестьянских
хозяйствах, так и в феодальных вотчинах. В России подобная
практика известна с XVII в. Возможность судить о свойствах
всей совокупности объектов на основе изучения ее некоторой
части привлекала внимание как практиков, так и теоретиков.
Накопленный в статистике опыт несплошного наблюдения
позволил расширить сферу его применения до решения проблем
исторической науки. Это имеет очень большое значение, т.к. в
своей работе историк сталкивается подчас с непреодолимыми
сложностями недостатка или переизбытка данных, что приводит к
иллюстративному
характеру использования
61В историческую науку из статистики пришло несколько
методов несплошного наблюдения, ра зличия между которыми, в
основном, заключаются в системе отбора единиц для наблюдения
из генеральной совокупности. (Генеральной совокупностью назы-
вается совокупность объектов, из которых производится отбор
некоторой их части для обследования.).
1. Монографический
метод предполагает
изучение и описание единичных объектов. Метод широко приме-
няе т ся в истории, однако он требует особой осторожности при
использовании массовых исторических источников. Монографи-
ческий метод может быть успешно использован только в том слу-
чае, когда, по замечанию А.Чупрова, у исследователя будет уве-
ренность, что "единичные объекты, избранные д ля изучения, не
выделяются какими-либо резкими отличиями из ряда других
сходных предметов"(Цит. по Славко Т.И. Указ.соч.- С.60).
Это значит, что выводы, полученные на основании примене-
ния данного метода должны базироваться на заранее выявленных
тенденциях и закономерностях. Монографический метод целесо-
образен для иллюстрации в качестве дополнительного приема.
2. Метод
основного массива
части единиц наблюдения, которая имеет по отношению ко всей
совокупности в целом высокий удельный вес. Например, и з-
учая развитие той или иной отрасли промышленности методом
основного массива, мы должны будем сосредоточить все вни-
мание на наиболее крупных предприятиях. На рубеже 20-30-х
гг. XX в. на основе изучения нескольких "гигантов первой пяти-
ле тки" выводы о темпах индустриального развития СССР, о при-
росте промышленного производства, об уровне производитель-
ности труда были распространены на всю промышленность. Это
дало основание пересмотреть показатели первого пятилетнего
плана и в конечном итоге сорвать его результаты. Насколько
правомерно распространение выводов, полученных на основании
62применения метода основного массива на все единицы совокуп-
ности? Где его границы? Этот вопрос решается только профессио-
нальной квалификацией исследователя.
Зачастую важные тенденции не проявляются в равной сте-
пени у всех единиц наблюдения; только зарождающиеся, наби-
рающие силу факторы, которые возможно сыграют решающую
роль в будущем, затушевываются в генеральной совокупности.
Для их яркого показа используют метод основного массива. Он
может быть рекомендован в дополнение к другим приемам час-
тичного обследования для демонстрации наиболее важных, пред-
варительно выявленных тенденций, наиболее передовых направ-
лений в развитии общества.
3. Выборочный метод. "Под выборочным методом подра-
зумевается т а к ая система отбора единиц для наблюдения, при
которой результаты, полученные на частичном объеме, отражают
всю изучаемую совокупность, т.е. являются для нее репрезента-
тивными" (Славко Т.И. Указ.соч. - С. 61).
Осуществление выборочного исследования складывается из
трех основных этапов:
1. Определение
объема выборочной
2. Выбор способа отбора единиц для наблюдения.
3. Нахождение величины выборочной ошибки.
1. Определение
объема выборочной
скольку мы имеем дело с частичными данными, надо помнить,
что каждая выборка, каждый показатель, каждая варианта приз-
нака несет в себе некую погрешность, связанную с неполнотой
единиц наблюдения. Следовательно, во многом точность и досто-
верность результатов исследования зависят от объема выборки.
Статистикой обнаружено, что при увеличении объема вы-
борки до определенного уровня величина ошибки уменьшается
быстро, а затем все медленнее. Разработаны специальные мето-
дики определения минимального объема выборки при сохранении
63достаточной
репрезентативности
борки предписывают определять необходимый объем относитель-
но каждого
количественного и
тике же это требование соблюдается редко).
Выборка должна быть такой, чтобы свойство репрезентатив-
ности было присуще каждому изучаемому признаку, поэтому
численность выборки надо насчитывать многократно, исходя из
допустимых ошибок различных показателей. Допустим, при ана-
лизе единоличных крестьянских хозяйств мы выделили четыре
важнейших признака - размер землепользования, количество го-
лов рабочего скота, найм рабочей силы и размер дохода на хо-
зяйство. Вариации признаков различны, неодинакова и допусти-
мая погрешность.
Произведя необходимые
лучили разные объемы выборки: 1150; 497; 720; 300. Исследова-
ние надо базировать на максимальной величине объема выбороч-
ной совокупности или создавать многоступенчатую выборку и
специальную программу ее анализа (подробнее см. ниже).
Таким образом, выборочное изучение начинается с определе-
ния уровня точности будущих результатов. Он задается либо с по-
мощью математических формул на основе предварительного изуче-
ния данных, либо по таблице достаточно больших чисел (см. При-
ложение 1). Второй способ относится к приближенным, но наиболее
употребимым в исторических исследованиях методам определения
выборочного объема. Таблица достаточно больших чисел (см.
Приложение 1) рассчитана на определение выборочного объема для
признаков, имеющих нормальное распределение (см. лекцию 6) или
близкое к нему. Для остальных признаков точность снижается.
Исследователь задает желаемый уровень вероятности (Р) и
возможную допустимую ошибку ( mд о п
) будущих результатов ра-
боты. В соответствии с этим на стыке строки и столбца находим
искомую величину, которая означает объем выборки. Допусти-
мая ошибка в историческом исследовании обычно не должна пре-
64вышать 5% (т.е. до 0,05), а вероятность в пределах 0,95 - 0,99
обеспечивает высокую точность работы.
Предположим, мы задали Р = 0,98 при m д о п
= 0,03, тогда оп-
тимальный объем выборки определяется в 1503 единицы наблю-
дения (см. Приложение 1). Это значит, что .во-первых, мы долж-
ны изучить 1503 документа из генеральной совокупности; во-
вторых, наши ре з уль т а ты в 98 случаях из 100 будут иметь
ошибку, меньше 0,03 и только в двух случаях из каждых 100
ошибка может превысить этот уровень.
Объем выборки во многом зависит от цели работы. Для вы-
явления
общих тенденций изменения
иметь небольшую выборку. Для решения задач, связанных с не-