Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:56, контрольная работа
В романтической лирике этот жанр стал как бы каноническим для поэтов, стремившихся передать определенный комплекс настроений. Русские романтики писали свои элегии преимущественно ямбом.
Цель работы - изучение особенностей элегии; становления жанра, лексического наполнения элегий, а также специфики использования словесных средств художественной изобразительности, являющихся типичными для создания элегического стиля.
Введение....................................................................................................... 3
1. Элегия, как жанр. Эволюция. Основные признаки............................... 4
2. Элегия в творчестве А.С. Пушкина на примере произведения
«Безумных лет угасшее веселье...»............................................................. 6
3. Заключение...............................................................................................15
Список использованных источников.........................................................17
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет филологический
Кафедра литературы и методике обучения литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теории литературы
На тему:
«Специфика элегии А.С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...»
как жанра»
Проверила: канд. пед. наук,
доцент Колова С.Д.
Саранск 2013
Содержание
Введение......................
1. Элегия, как жанр. Эволюция. Основные
признаки......................
2. Элегия в творчестве А.С. Пушкина на примере произведения
«Безумных лет угасшее
веселье...»...................
3. Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение
Элегия— (от древнегреч. elegeion, elegeia — двустишие, состоящее из двух строк, написанных гекзаметром и пентаметром; стихотворение, состоящее из таких двустиший) — древнейший и один из самых распространенных жанров мировой лирической поэзии. Элегия возникла еще в творчестве античных поэтов (Архилоха, Каллимаха, Катулла, Овидия). Представление о жанре почти за два тысячелетия сильно изменилось. Как видно из этимологии слова, в античной поэзии элегиями называли самые разнообразные стихотворения, написанные элегическим дистихом (двустишием). Ритм этой своеобразной строфической формы (сочетание строки гекзаметра и строки пентаметра) позволял поэтам выразить глубокие чувства и мысли.
Однако в дальнейшем жанр элегии утрачивает строгость формы. Важнейшими признаками жанра становятся особенности содержания: философские или исторические размышления, выражение скорби, печали, грусти и меланхолии, а иногда и более сложных видов лирической медитации: например, сочетания радости и грусти, бодрости и отчаяния. Эти жанровые признаки элегии оказались особенно важными для романтиков. В романтической лирике этот жанр стал как бы каноническим для поэтов, стремившихся передать определенный комплекс настроений. Русские романтики писали свои элегии преимущественно ямбом.
Цель работы - изучение особенностей элегии; становления жанра, лексического наполнения элегий, а также специфики использования словесных средств художественной изобразительности, являющихся типичными для создания элегического стиля.
Элегия, как жанр. Эволюция. Основные признаки
Элегия в русской
поэзии не имеет каких-либо формальных
признаков. К жанру элегии может
быть отнесено практически каждое стихотворение
философско-медитативного
История элегии насчитывает не одно тысячелетие. Будучи динамическим жанром, элегия существенно различается в те или иные исторические эпохи и в разных национальных традициях. Не должно смущать и то обстоятельство, что жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями. Так, элегия - самый распространенный лирический жанр эпохи романтизма в русской поэзии начала ХIХ века предстает преимущественно в виде кладбищенской элегии (в духе «Сельского кладбища» Т.Грея). В 1810-1820-е годы начинает господствовать форма унылой элегии, получившая свое классическое выражение в лирике В.А.Жуковского и породившая огромное количество эпигонов. В то же время поэт К.Н.Батюшков создает свой оригинальный вариант исторической (или эпической, монументальной) элегии. К середине 1820-х годов уже ощутимо проявляется кризис элегического жанра. В статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824) В.К.Кюхельбекер усиленно критикует замкнутость элегического типа сознания, его исключительную сосредоточенность на самом себе, на «своих скорбях и наслаждениях» и предлагает обратиться к жанру общественной оды. Однако творчество ведущих поэтов эпохи Пушкина и Баратынского показывает, что жанр элегии еще не исчерпал всех своих потенциальных возможностей. Поиск новых средств художественной выразительности, кардинальный пересмотр устаревшей концепции личности приводит этих поэтов к обретению новой философии жанра.
Историческое развитие жанра элегии убеждает в том, что элегия (как и многие другие динамические жанры) подвижна в своем идейно-эстетическом составе и, несмотря на известный традиционализм, все-таки способна к внутренней перестройке, а нередко и к кардинальному обновлению собственного «лица». В творчестве отдельных поэтов мы встречаемся, как правило, с совершенно индивидуальными вариантами элегии - оригинальными модификациями как жанровых разновидностей, так и жанра в целом.
В самом общем виде жанр - это устоявшийся в культуре ценностный тип отношения человека к миру. Так, наверное, никто не спутает элегическое состояние с пафосом гневной инвективы, черты идиллического мира с трагизмом балладной ситуации. Культурная картина мира (конечно, ее отдельный фрагмент или какой-нибудь существенный аспект) прессуется и отшлифовывается в философии жанра, навсегда запечатлевается в его эстетической структуре.
Элегия в творчестве А.С. Пушкина на примере произведения
«Безумных лет угасшее веселье...»
Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них. Элегия - один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя.
Пушкин начал писать лирические произведения в жанре элегии примерно с 1815 года, когда ещё учился в лицее. С 1816 года элегия становится продуктивным жанром в его творчестве почти все элегии датируются этим годом: «Окно», «Элегия»(«Счастлив, кто в страсти сам себе»), «Месяц», «К Морфею», «Слово милой», «Друзьям», «Наслажденье»). В начале двадцатых годов одна за другой появляются пушкинские элегии, каждая из которых являет собой шедевр жанра — это: «Погасло дневное светило» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (1823), «К морю» (1824), «Андрей Шенье» (1825), «Желание славы» (1825) и ряд других. В элегиях 1928 года и последующих лет («Когда для смертного умолкнет шумный день...», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных») возникает предчувствие собственной не столь отдаленной кончины.
В творчестве Пушкина
жанр элегии претерпевает
Новаторство Пушкина в жанре элегии коснулось как содержания (например, индивидуализация темы и конкретизация лирического я), так и формы (выбор стихотворного размера).
Основные мотивы элегической лирики Пушкина:
· мотив воспоминаний,
· мотив жизни как дара, ниспосланного свыше,
· мотив изгнанничества, бегства,
· мотив неразделённой любви,
· мотив покорения судьбе,
· мотив преждевременно увядшей души,
· мотив приближающейся смерти,
· мотив разочарования в дружбе,
· мотив разочарования в любви,
· мотив слёз,
· мотив тщетности порывов к свободе,
· мотив угасающей молодости,
· мотив уныния.
Таким образом, Пушкин быстро перерос своих учителей, Жуковского и Боратынского, — он стал по-своему развивать жанр элегии, вводя в него новые элементы, привнося новые мотивы. В более позднем творчестве Пушкина утвердился синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика. Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок «Отрывок», что подчеркивает отступление от традиционной жанровой принадлежности, указывает на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения.
Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта - воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.
А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского — главу русского элегического романтизма — своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.
В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания — все это неразрывно связано с этим чувством:
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
(«Желание», 1816)
В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:
Уж нет ее! .. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
(«Осеннее утро», 1816)
В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей — естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество - одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору. 1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность «хоть одному творенью свободу даровать» - великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении «Птичка» (1823). Но «дары свободы» ни к чему людям с несвободным сознанием («Свободы сеятель пустынный», 1823). Народ «без чести» обречен на «ярмо с гремушками да бич».
Элегия «К морю» (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море - символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим. В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей— Байрона и Наполеона.
В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.
Обратимся к знаменитому болдинскому шедевру Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...», имеющему характерное заглавие «Элегия». Заметим, что «элегия» – не только жанровое обозначение, но и тема стихотворения, объект пушкинской феноменологии лирического жанра.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Информация о работе Специфика элегии А.С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...»