Эпоха Средневековья (V–XV вв.): особенности, этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:39, доклад

Краткое описание

Термин «средние века» был введен в употребление итальянскими гуманистами. «Средними веками» они называли время от гибели Западной Римской империи до современ-ной им эпохи Возрождения. Европейское Средневековье охватывает длительную историю с V по XV вв. и может быть условно поделено на несколько периодов: 1) V-VII вв. - появление средневекового общества, возникновение варварских королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской; 2) VIII-Х вв. - попытка германцев создать новую организа-цию - каролингский мир, попытка объединения Европы; 3) X-XIII вв. - формирование единой и многообразной христианской Европы – период внутреннего и внешнего подъема, станов-ление современных государств; 4) XIV-XV вв. - кризис, характеризующийся мутацией и трансформацией европейского Средневековья.

Вложенные файлы: 1 файл

Эпоха Средневековья.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

Эпоха Средневековья (V–XV вв.): особенности, этапы становления и развития

 Термин «средние века» был введен в употребление итальянскими гуманистами. «Средними веками» они называли время от гибели Западной Римской империи до современ-ной им эпохи Возрождения. Европейское Средневековье охватывает длительную историю с V по XV вв. и может быть условно поделено на несколько периодов: 1) V-VII вв. - появление средневекового общества, возникновение варварских королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской; 2) VIII-Х вв. - попытка германцев создать новую организа-цию - каролингский мир, попытка объединения Европы; 3) X-XIII вв. - формирование единой и многообразной христианской Европы – период внутреннего и внешнего подъема, станов-ление современных государств; 4) XIV-XV вв. - кризис, характеризующийся мутацией и трансформацией европейского Средневековья.

 

1) Рождение средневекового общества (V-VII вв.)

 Варвары, расселившиеся в V веке по Римской империи (эпоха «Великого переселения народов») были отнюдь не дикими племенами. К V в. они прошли долгий путь эволюции, испытали влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского, особенно его восточных, византийских провинций. В IV-V вв. среди них распространилось христиан-ство. Уже в начале V в. в Европе были созданы первые ранние государства. Остров Британия был завоеван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько государств; на территории Галлии, Германии и Бургундии было создано Франкское королев-ство; на Пиренейском полуострове - королевства вестов и свевов; в Италии - остготское ко-ролевство и т.д.

 Первоначально для европейских государств были характерны смешанные, западные и восточные, черты развития. Государство строилось на принципах жесткой иерархии. Ко-роль обладал высшей военной, законодательной, административной и судебной властью, до-бивался признания религиозного, сакрального характера своей власти. Огромную роль во всех сферах жизни общества играла церковь. Между тем, в экономике и вопросах собствен-ности, в V-VII вв. очевидным было влияние римских традиций. По законам Вестготского, Остготского и Франкского королевств земля, другое движимое и недвижимое имущество продавали, покупали, дарили и завещали. Таким образом, частная собственность существо-вала и свободно развивалась.

2) Становление средневекового общества (VIII-Х вв.)

 В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской коро-ной. Император становился символом единства германских традиций, римского император-ского прошлого и христианских начал. Идеи объединения христианского мира стали опреде-ляющими для нескольких поколений европейцев. Карл Великий создал огромную державу, куда кроме Галлии входили Испанская марка, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия).

 Время существования Каролингской державы (середина VIII-начало Х вв.) было вре-менем оформления общественных институтов и основных черт культурно-исторического ти-па, присущих средневековью. Центром экономической и социальной жизни была деревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носителями основных духовных и культурных традиций. Земельные наделы свободных общинников и монастырей постепенно, в результате прямых захватов, насилия, купли и т.д. переходят в руки знати. Постепенно формируется феодальная форма землепользования. Феод (лен) - особая наследственная фор-ма землевладения, связанная с обязательным несением военной или гражданской службы. Собственность феодала не являлась частной и зависела от системы личного подданства, имевшего иерархический характер. Право собственности феодала на землю и зависимость от него крестьян выражалась в ренте (барщина, дань, продуктовый или денежный оброк).

 Общественная система средневековой Европы основывалась на принципах вассали-тета, который предполагал некоторую децентрализацию власти за счет передачи, делеги-рования ряда полномочий сеньора вассалам.

 Население Европы состояло из многих племен, которые говорили на разных языках, имели свои обычаи и традиции. Единство европейской цивилизации обеспечивала католиче-ская церковь. Весь образ жизни, нравы, мышление средневекового человека определялись христианской религией. В искусстве и литературе преобладал образ Бога, он почти полно-стью заслонил образ человека, который не рассматривался как самоценность.

 VIII-X вв. стали периодом отражения европейцами натиска викингов (скандинавских воинов-мореходов) и кочевников (аваров, тюркских болгар, венгров, печенегов, половцев). На севере Франции викингами было создано фактически независимое герцогство Норман-дия. Выходцы из этого герцогства в 1066 г. завоевывают англосаксонскую Англию. Кочев-ники захватывают юго-западные территории Европы, основывают Болгарское и Венгерское государства. Особенностью таких завоеваний было ассимилирование захватчиков коренны-ми народами и по сути «растворение» их в общем европейском котле народов.

 В середине Х в. Оттон I Великий предпринял попытку воссоздать единое могущест-венное государство в Европе. В 962 г. он захватил Италию и объявил себя императором «Священной Римской империи». На некоторое время в Европе установился мир.

3) Расцвет средневековой Европы (X-XIII вв.)

 Выделим несколько наиболее важных факторов развития цивилизации в это время.

 Аграрная революция и демографический подъем. Наступивший после долгого периода завоевательных походов мир привел к оседанию знати на землю и поощрению сельскохозяй-ственного производства. Распространение трехпольного севооборота позволило увеличивать засеваемые площади, менять культуры. Использование ассиметричного колесного плуга с отвалом, железных орудий труда обеспечивало более глубокую вспашку. Повышение уро-жайности, производство разнообразной продукции улучшили питание и способствовали уве-личению народонаселения. В период между X и XIV вв. население Западной Европы увели-чилось более чем вдвое с 22,5 млн. до 54,4 млн.

 Внутренняя и внешняя экспансия христианского мира. Демографический подъем имел для нее решающее значение. Феодальный способ производства, основанный на экстен-сивных методах, требовал для удовлетворения растущих потребностей населения расшире-ния площадей. Внутренняя экспансия состояла в освоении новых целинных европейских зе-мель и осушении болот. Параллельно с внутренней экспансией XI-XIII вв. стали периодом завоевательных крестовых походов в мусульманские страны Востока и языческие европей-ские государства.

 Расцвет европейских средневековых городов. Он был связан с пробудившейся торгов-лей, подъемом сельского хозяйства, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Миграция из сельской местности в города между X и XIV вв. была од-ним их важнейших факторов развития христианского мира. Именно город, состоявший из разнообразных социальных элементов, создавал новое общество, и хотя оно по-прежнему было феодальным, в его недрах зарождались семена будущего - товарно-денежные отноше-ния, разделение труда, специализация ремесла. В X-XIII вв. города превращаются в центры культуры. Здесь активно развивается архитектура, а городские школы решительно опережа-ют монастырские. Свидетельством роста политического и экономического влияния городов в средневековой Европе стало появление в XI-XIII вв. коммунального движения, в результате которого горожане обрели свободу и права самоуправления. В Европе к этому времени сло-жились два торгово-политических центра: один – это центр и север континентальной Евро-пы, где в XIII в. оформился торговый и политический союз – Ганза; другой – сложился в Средиземноморье (купеческие республики Северной Италии – Венеция и Генуя).

 Формирование современных государств. Наиболее распространенной формой правле-ния в эпоху средневековья в Европе была монархия. Первоначально роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феодалы, что вело к феодальной раздробленности и ослаблению королевской власти. К концу cредне-вековья в городах зарождался новый класс – буржуазия (бюргерство), который боролся за права городского самоуправления. Политическая консолидация феодалов (дворянства и ду-ховенства) и горожан (бюргерства) в виде особых сословий привела к образованию сословно-предствительных учреждений. Возникает феодальная монархия с сословным представи-тельством, или сословная монархия. Впервые орган сословного представительства (парла-мент) был создан в Англии (1265 г.). Аналогичные органы появляются: в 1302 г. во Франции (Генеральные штаты), к XV в. - в Священной Римской империи (рейхстаг), в 1137 г. - в Ис-пании (кортесы).

 Второй, хотя и значительно менее распространенной формой правления в средневеко-вой Европе были города-республики, возникшие в Северной и Средней Италии. Имперские города Германии формально подчинялись императору, но в действительности были незави-симыми городскими республиками. В Северной Франции и Фландрии появились города-коммуны, которые имели собственное управление и были освобождены от повинностей в пользу феодалов.

4) Кризис христианского мира и средневековой Европы (XIV-XV вв.)

 Уже к концу XIII в. внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончи-лась. Прекратились распашки и освоение новой земли. Крестовые походы к концу XIII в. практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры - последнего оплота кресто-носцев на Востоке. Прекратились и нашествия кочевников, вторжения монголов 1241-1243 гг. были последними.

 Наряду с этим в XIV-XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе. Во-первых, практически повсюду в Европе началась девальвация моне-ты, ее порча, обанкротились многие банки. Бездумная чеканка золотой монеты подорвала многие отрасли производства. Во-вторых, целая серия выступлений, городских бунтов, вос-станий против феодальной и городской знати поразила Европу. В-третьих, в 1315-1317 гг. ненастная погода повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод. В-четвертых, опусто-шения, произведенные Великой чумой с 1348 г. В-пятых в условиях кризиса феодалы при-бегнули к войне как средству облегчения своего положения. Наиболее значительной стала Столетняя война 1337-1453 гг. между Францией и Англией. Между тем, войны не разреши-ли проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил соз-дать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство потеряло монополию на во-енное дело.

 В течение XIV в. практически все крестьяне Франции, Англии, Германии получили личную свободу. Этому предшествовали мощные восстания. Например, Жакерия во Фран-ции в 1358 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. и др.

 Столетняя война способствовала подъему национального самосознания французов, их победа явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского госу-дарства. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией, привел к борьбе сил старой и новой аристократии (война Алой и Белой роз 1455-1485 г.), в результате которой также продолжилась централизация государственной власти. Подобные процессы проходили и в других странах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами.

 

 

 

2. «История —  это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего» (Цицерон). «История  есть священная книга народов, главная и необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение и изъяснение настоящего и пример   будущего » (И. М. Карамзин). «Прошлое — это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным». (Т. Манн). .« Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться» (В. О. Ключевский). «История— Это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках. Неоценимы выгоды для жизни и для науки, если встреча эта  будет братской» (М. Блок)  .

 

В этих высоких оценках значения истории нет ничего удивительного. Вся человеческая цивилизация, начиная с самых давних времен, связана с историей. Ведь то, что больше всего интересует людей,—это сами люди, их жизнь, их судьбы, все то, что происходит с ними сегодня, что происходило в прошлом, в «век минувший». История во все времена имела огромное значение для интеллектуального прогресса, формирования духовного облика людей. Поэтому, как выразилась советская писательница М. С. Шагинян, «потребность в чтении истории всегда у человечества громадна. Не для того трудятся и действуют тысячелетиями разум и руки человека, чтоб все это засыпано было песком забвения».

 

История — живая память человечества, свидетельница веков, большая захватывающая книга о жизни народов Земли, -от которой невозможно оторваться, увлекательнейшее путешествие в прошлое. Одна за другой сменяются воскрешаемые историей волнующие картины далеких эпох и недавних событий.

 

 

Средневековый мир, это сайт на котором можно узнать о том как проходили дуэли среди благородной знати, из за чего происходили конфликты и как их решали в те непростые и безусловно суровые времена.

 

 

Кроме этого мы рассмотрим такую мощную структуру, можно сказать властвующую в средние века как Церковь с ее безжалостными инквизиторами, эшафотами и бесконечными казнями. Средневековую церковь в те времена боялись даже короли, многие из которых были безжалостными диктаторами, не могли сказать слова, против Святой Матери Церкви и ее карающей длани - святой инквизиции.

 

На сайте "Мир средневековья"  вы найдете интересные древние саги о викингах, гренландцах и других не менее воинственых древних народов и племен.

 

 

Средневековое оружие – безусловна интересная и даже актуальная на сегодняшний день тема, в современном мире оружие используемое в средневековых войнах естественно не используют в повседневной жизни, но проводятся чемпионаты по фехтованию, стрельбы из луков и арбалетов. А также есть огромное количество умельцев делающих на продажу сувениры по старинным технологиям и бесчисленное число любителей фэнтази, которые эти сувениры (а иногда и совершенно идентичные оригиналу репродукции) покупают для игр с единомышленниками. Есть огромное количество коллекционеров и ценителей старинного оружия. А некоторым просто интересно что это за оружие, его принцип действия, когда применялось оружие и т.д.

 

 

Именно для таких людей и создан этот ресурс, приятного просмотра, надеюсь вы найдете, то что искали.

 Понятие "Средние века" возник в Италии в 14-16 веках в круге историков и литераторов, передовых людей того времени. Они склонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, пытались возродить её. "Средними веками" они назвали время между античностью и своей эпохой. Далее в науке закрепилось разделение истории на древнюю, средневековую и новую. 

Информация о работе Эпоха Средневековья (V–XV вв.): особенности, этапы становления и развития