Развитие политической мысли в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Напомним, что истоки белорусского этноса и его государственности историки связывают с существованием в IX – XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. Среди таких политических образований своим значением выделялись Полоцкое, Туровское, Пинское. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение выше упомянутых земель в состав ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, через провозглашение Белорусской Народной Республики, создание Социалистической Советской Республики Белоруссии, Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии и наконец - принятие Декларации о государственном суверенитете БССР и принятие решения именовать наше государство “Республики Беларусь”.

Содержание

Введение 3
Эволюция политической мысли в эпоху средневековья 4
Особенности развития политической мысли в период Киевской Руси 7
Особенности развития политической мысли в период Великого княжества Литовского 10
Особенности развития политической мысли в период
Великого княжества Литовского 12
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.35 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Введение                                                                                                                  3                  

  1. Эволюция политической мысли в эпоху средневековья                         4
  2. Особенности развития политической мысли в период Киевской Руси   7
  3. Особенности развития политической мысли в период Великого            княжества Литовского                                                                                10
  4. Особенности развития политической мысли в период

Великого княжества Литовского                                                                   12

Заключение                                                                                                            14

Список литературы                                                                                               15

 

Введение

 

К своему нынешнему  политическому  бытию белорусы шли очень сложной  дорогой. Их идейно-политические искания, содержание которых предопределялось существенными аспектами исторического  прошлого народа, получили отражение  в литературных памятниках, созданных  мыслителями в различные эпохи.

   Напомним, что истоки белорусского этноса и его государственности историки связывают с существованием в IX – XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. Среди таких политических образований своим значением выделялись Полоцкое, Туровское, Пинское. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение выше упомянутых земель в состав ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, через провозглашение Белорусской Народной Республики, создание Социалистической Советской Республики Белоруссии, Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии и наконец -  принятие Декларации о государственном суверенитете БССР и принятие решения именовать наше государство “Республики Беларусь”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эволюция политической мысли в эпоху средневековья

 

Средние века – это период в Западной Европе с конца V в. До конца XV в. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему средневековью, а другие к раннему Новому времени. В средние века возник ряд новых идей, а главная из них – отделение духовной власти от мирской, светской.

В средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный и Фома Аквинский  сыграли главную роль в обосновании христианской политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызвала проблема соотношения мирской и духовной власти. Августин Блаженный разделял “Град земной” (власть светского правительства) и “Град Божий”  (власть церкви), отдавая при этом предпочтение церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.

Фома Аквинский в своей знаменитой работе “Сумма теологии” дал иерархию правовых норм. На вершине системы права – “вечный закон” – это божественное провидение, которое в целостности доступно человеческому познанию. Познавая отдельные принципы “вечного закона”, человек вырабатывает естественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует еще и человеческий закон, который признается людьми по их воле. Человек не творит законы, он может только признать, насколько тот или иной закон может соответствовать естественному закону.

Как христианский богослов Аквинский считал, что власть божественна  по происхождению. Но то, как используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли властителя. Он может  по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть как тиран. Народ может  восстать против властителя в случае нарушения им божьих законов.

В рамках позднего средневековья  появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и  ограничения власти короля сословным  представительством. В XVI в. Марсилий Падуанский в труде “Защитник мира” выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.

Не только теоретические  дискуссии в рамках богословия и  схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что обществе не существует абсолютной власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластия государства и вынуждала его идти на компромиссы. В результате между государством и церковью устанавливались отношения соперничества и сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления европейского типа государственной власти – власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог.

В средние века господствовал  теологический подход к анализу  политики, государства и права. Многое из античной социально-философской  традиции было утрачено и трансформировано в контексте христианского богословия, но даже под религиозным покровом политическая мысль не исчезла.[1, с. 18]

Значимыми этапами в развитии политического знания стали Возрождение  и Реформация, потому что в это  время происходит духовная революция, меняются мировоззренческие ориентации. Период Возрождения и Реформации охватывает XIV – XVI вв. В это время происходит освобождение политического знания от теологии. Сфера политики исследуется не с религиозно-эстетических, а с рационально-критических позиций. В период Реформации возникает новое направление в христианстве – протестантизм. Формируется протестантская трудовая этика, которая, как считал М. Вебер, способствовала “духу капитализма”.

Основная идея эпохи Возрождения  носила гуманистический характер. В  центре мироздания бал поставлен  человек. В области политики основное открытие Возрождения – человек как центр Вселенной. В этот период возникает гражданская концепция политики. Главное место в политических учениях занимают проблемы формирования централизованного государства и эффективной власти светского властителя. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям безопасность и защиту.

Выдающимися политическими  мыслителями этого времени были Н. Макиавелли и Ж. Боден. Н. Макиавелли был одним из первых, кто начал употреблять термин “государство”. Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализировал политику не с позиций “должного”, а с позиции “сущего”, т.е. с позиций “действительной” правды вещей. Макиавелли разрабатывал следующие политические проблемы:

- автономность политической  сферы деятельности;

- способы и методы завоевания  и удержания политической власти;

- ситуативный характер  политики;

- взаимодействие целей  и средств политики;

- механизмы взаимодействия  таких субъектов политики, как  государь, знать, толпа;

- психологические основания  власти;

- критерии подбора кадров  на государственные должности;

- имидж властителя; информационное  обеспечение власти и многие  другие проблемы.

Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета. Его политические взгляды изложены в работе “Шесть книг о республике”. Суверенитет, считал Боден, - самый существенный признак государства. Это высшая, постоянная и абсолютная власть в политическом сообществе. Суверенитет означает, что государство обладает властным верховенством. Абсолютность власти проявляется, во-первых, в её неограниченности какими-либо условиями; во-вторых, в неделимости власти. Боден, рассматривая проблемы государственного суверенитета, учитывал и вопрос о границах власти государств. Именно Боден дал толчок к формированию светской и утилитарной концепции суверенитета, которая сохранила актуальность до настоящего времени.

В период Возрождения и Реформации политическая теория освобождается от теологии. Происходит становление гражданской концепции политики. Знание о политике рационализируется. Основным предметом исследовательского интереса становится государство.[1, с. 19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности развития политической мысли в период Киевской Руси

 

Первые памятники социально  политической мысли Беларуси относятся  к XII веку. В этот период Древнерусское государство – Киевская Русь – распадалась на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого ранее выполнял Киев. Существовавшие на территориях, составляющие нынешнюю Беларусь, земли-княжества также отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.

Игуменья Ефросиния Полоцкая – в мирской жизни полоцкая княжна Предслава – вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа.

Свою просветительскую деятельность Полоцкая начала ещё в ранние иноческие  годы. Как утверждается в основном источнике биографических сведений о ней - “Житии Ефросинии Полоцкой”, она испросила полоцкого епископа разрешения пребывать ей в келии церкви Святой Софии и, переселившись туда из монастыря, “восприняла подвижнический подвиг постнический: начала книги писать собственноручно и получаемую от продажи прибыль раздавала нуждающимся”. Иными словами свой подвижнический путь Ефросиния начала как профессиональный переписчик книг. Для этого дела в Полоцке имелись необходимые предпосылки: как известно, библиотека Софийского собора была одной из богатейшей на Руси. Часть переписанных её и её подвижниками книг в последствии составят основу библиотеки созданного ею монастыря.

В последующие периоды  жизни Ефросинии Полоцкой её просветительская деятельность получает новое содержание. С её именем связано возникновение  на белорусской земле первых школ и училищ. Создав недалеко от Полоцка  в деревне Сельцо женский монастырь, она не только выдвинула идею всеобщего  образования женщин, но и предприняла  практические действия по её реализации. В монастырях, учреждённых Ефросинией Полоцкой, действовали библиотеки, училища, скрипторий, а также гостиницы  и странноприимницы.

О характере социально-политических взглядах полочанки говорит текст церковного певческого канона XII века о Ефросинии. В нём утверждаются те же идеи, что и в “Слове о полку Игореве”, - призыв людей к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных усобиц, необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой. “Князем сродником – возглашается в каноне, - друг на други дерзающим подъяти меч, возбранила еси, яко оружием обоюдоострым, словом Божиим устрашающим ”.

Мы не располагаем другими  сведениями, которые бы более полно характеризовали взгляды святой Ефросинии на отношения человека и окружающего его мира, об этом “Житие” умалчивает. За то известно, что должен был знать образованный человек того времени. Помимо богословских трактатов обязательными для изучения являлись произведения античной и византийской научной мысли. Своей просветительской деятельностью Ефросиния способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племён, укреплению княжеской власти.

Епископ Кирилл Туровский, также причисленный церковью к лику святых, снискал себе славу как блестящий стилист и оратор. Он по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. Не случайно Кирилла уже вскоре после смерти называли “вторым Златоустом…воссиявшим паче всех на Руси”, и его сочинения включали в сборнике на ряду с творениями отцов церкви. О жизни проповедника известно лишь, что родился и вырос в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование, стал епископом в Турове, здесь же протекала и его исключительно плодотворная творческая деятельность. Произведения Кирилла Туровского являются гордостью и достоянием не только белорусской, но и всей восточнославянской и славянской культуры.

Основная тема Кирилла, выдвинувшего его ряд древнерусских мыслителей первой величины, - это проблема человека. В её разрешении Кирилл последовательно  выступает с позицией религиозного антропоцентризма. Согласно его представлениям, человек есть центр мироздания, венец  всего Божьего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнца и луну, реки и пустыни со всеми  их обитателями. “Знаю, - обращается Кирилл к Творцу, - что Ты привёл меня из небытия в бытие и подобием образа своего украсил меня, словом и разумом превыше животных вознёс меня и владыкой твари всей поставил меня” [5, с. 254]. Однако сам человек, находит мыслитель, хотя и создан по образу и подобию Божьего, в силу своей телесности и самовластности обречён на греховность. Во все времена жизни – и в пору юности, и в середине своего века, и в годину старости – он подвержен таким противоестественным, греховным делам, “какие и бессловесные скоты не творят”. Не смиряясь с такой участью человека, Кирилл страстно призывает людей встать на путь очищение от своих грехов покаянием, молить Бога об избавлении их от скверны.

Получив сан епископа, Кирилл Туровский сразу же оказался в самой гуще острой политической борьбы, избежать которой было не возможно. Его восхождения на епископскою кафедру совпало с моментом активной борьбы владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского с Киевом. Также Боголюбский план создания, независимой от Киева, владимирской митрополии. Как шаг к этой цели он активно подержал некоего монаха Феодора, уничижительного прозванного современниками Феодорцем, в его незаконных притязаниях на сан епископа Ростовского, с чем, естественно, не мог согласиться киевский митрополит.

Информация о работе Развитие политической мысли в эпоху средневековья