Тадж Махал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или меч-той, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Любых эпитетов мало для того, чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величе-ственного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захваты-вающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям.
Актуальность темы
В настоящее время мавзолей потерял часть былого великолепия – ван-далы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из на-бегов неприятеля были украдены серебряные ворота (сейчас они медные), безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен, нет и золотого парапета.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 606.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Про Тадж-Махал  говорят – это олицетворение  любви в архитектуре. Еще его  называют «памятником неизмеримой  красоты», «поэмой или мечтой, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Любых эпитетов мало для того, чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величественного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захватывающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям.

Актуальность темы

В настоящее  время мавзолей потерял часть  былого великолепия – вандалы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из набегов неприятеля были украдены серебряные ворота (сейчас они медные), безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен, нет и золотого парапета.

Недавно на его стенах были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением из-за ухудшения экологии протекающей рядом реки Джамны, которая по замыслу архитекторов являлась стабилизатором положения минаретов и всего фундамента. Опасный наклон минаретов ежегодно увеличивается. Как сообщает РИА «Новости», исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению.

Причудливый мир капитализма порой противопоставляет  себя общепринятым человеческим ценностям. И вот уже кому-то приходит в голову, что «чудо света» может быть частной собственностью. За Тадж-Махал борется исламская община, мотивируя свой иск тем, что Шах Джахан был мусульманином-суннитом. В свою очередь индуисты утверждают, что мавзолей построен на месте их древней святыни, и также претендуют на комплекс. Права на приносящее миллионные доходы «чудо» предъявляют и постоянно отыскивающиеся родственники могольских правителей. Власти Индии пока вежливо отклоняют все претензии.

Ранее перед  властями Индии встала другая проблема Тадж-Махала: он начал терять свою легендарную  белизну из-за загрязненного воздуха. Мавзолей находится в одном из самых индийских городов с наиболее развитой промышленностью – Агре. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей все равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины. Этой процедуре комплекс подвергается раз в три года. Глина хорошо очищает белый мрамор, но, к сожалению, мавзолей надолго закрывается для посетителей. Некоторые эксперты, однако, полагают, что использование грязи может повредить стенам мавзолея, изменив их оттенок или вызвав появление плесени. Но местные власти уверены, что иного способа безопасно очистить Тадж-Махал, нет.

Индийское правительство  старается поддерживать памятник в  достойном состоянии. Так же этот объект занесен в список культурно-исторических ценностей мира и охраняется ЮНЕСКО. Интересно, что для реставрации стен до сих пор используют старинное индийское косметическое средство, приготовленное на основе извести и молока. Эту «маску» наносят на мраморные стены здания, что позволяет отбелить их и очистить от загрязнений.

Цель работы: изучить храмовое зодчество Индии, ознакомиться с од   ним из самых ценных архитектурных памятников мира-Тадж-Махал.

Задачи работы:

1.Познакомиться с историей храмового зодчества Индии.

       2.Подробно рассмотреть и изучить архитектурные, компазицион            ные и художественные особенности Тадж-Махала.

 

 

 

 

 

Глава 1. История храмового зодчества Индии

Первые  храмы и монастыри были созданы  при Ашоке в холмах Барабара и Нагарджуни. И хотя эти пещеры еще не велики и просты по отделке, они положили начало развитию монолитной скальной архитектуры. Снаружи пещерные храмы выглядели скромно. Голая скала на каменистой местности, маленькая прорезь с аркой в виде подковы ведет внутрь – такова пещера в Барбаре недалеко от Гайи. Внутри прямоугольный зал, в конце его – помещение с закругленными стенами и выступающими карнизами.

Другим  примером может служить известная  своими украшениями над входом пещера Ломас Риши. Она была местом пребывания и отправления культа сектов аджвиков. Пещерные монастыри, расположенные вблизи Бхуванешвара в Ориссе, служившие жилищем для джайнских монахов, также относятся к наиболее древним.

Основное  место расположения скальных храмов, точнее, чайтий и вихар – Западная Индия, где они вырубались в склонах Западных Гат для буддийских монахов.

Проще всего  объяснить поразительный консерватизм архитектурного оформления тем, что  возникающую потребность в храмовом строительстве удовлетворяли строители, привыкшие работать с деревом.

Архитектура чайтья существовала примерно с II века до нашей эры до VIII века нашей эры.

Буддийская  чайтья – это храм-молельня, в которой молящиеся совершают обряд поклонения ступа.

Форма чайтья, по всей вероятности, была заимствована из гражданского зодчества, в котором большое распространение получили подобные здания, перекрытые деревянным сводом. В более крупныз зданиях, когда возникала трудность в перекрытии большого пролета, внутри ставились столбы, на которые укладывались деревянные сводчатые перекрытия. Центральная часть, таким образом, могла быть приподнята, чтобы создать дополнительную возможность освещения при помощи верхних боковых световых проемов. О внешнем облике здания типа чайтья дает представление высеченная из монолита скалы так называемая ратха Бхима в Махабалипураме. Продолговатый зал, разделенный внутри колоннами на три части, был, как правило, закруглен в торце апсидой, в которой ставилась ступа. Перед чайтья обычно размещались открытый вестибюль и внутренний дворик. Перед входом для торжественности нередко ставились колонны со скульптурным завершением. Чайтья сооружалась из кирпича, и других, часто недолговечных строительных матариалов и, как правило, не сохранились, за исключением тех,которые были высечены в скалах Аджанты, Бхадже, Насике, Карли и некоторых других местах.

Классическим  памятником этого типа признается высеченная в скале чайтья в Карли (1 век до нашей эры). Храм в Карли вырублен в скале на глубину 40 м и превосходит другие храмы размерами и великолепием отделки. Внутри чайтья, как и другие храмы, делится двумя рядами колонн на три продольных нефа – центральный, более широкий, а по бокам – более узкие. Колонны утяжелены сложной скульптурной группой из лошадей и слонов с всадниками и упираются в потолок, на котором в подрожание деревянному своду высечены стропила. Каждая колонна установлена на квадратном ступенчатом цоколе, затем идет луковицеобразное основание, высеченное в форме большого горшка, имеющего дно и стенки. Подобное основание тоже восходит к деревянному зодчеству, так как для защиты от муравьев-древоедов и других насекомых восьмиугольные деревянные колонны и несущие столбы устанавливались в специальный глиняный сосуд с водой. В полуциркульном завершении среднего нефа помещается монолитная каменная ступа. В интерьере заметны следы росписей и позолоты, - роскоши и великолепия, которыми окружали себя монахи в то время. Храм в Карли отличается большими размерами по сравнению с предыдущими храмами, дает впечатление простоты и значительности. Размеры этой чайтьи, самой крупной в Индии, 37,8 м длины и 13,7 м высоты. Портик храма частичьно разрушен, но сохранившиеся детали позволяют предположить, что он был шире, чем сам храм. Портик состоял из мощных восьмигранных столбов, поддерживающих верхнюю часть. Она в свою очередь, имела коллонаду из четырех колонн с пилястрами. Сквозь малую коллонаду и через солнечное окно внутрь храма проникал дневной свет. Несмотря на зной, снаружи, внутри всегда веяло прохладой. Прямоугольный зал ведет к «чреву» «мировой горы». В полумраке сбоку и сверху из-за величественных колонн выступают статуи людей, якшей, богов, коней, слонов. Стены тщательно отполированны. Стрельчатые ребра молельни, имитирующие деревянные стропила, создают движение всего объема вверх. Холл молельни заканчивается полукруглой камерой с главным святилищем. Коридор для ритуального обхода опоясывает пространство храма.

Чайтья подземного храма в Карли тщательно отделана снаружи, по фасаду у нее широкий центральный и два боковых входа, украшенные небольшими франтонами и рельефными фризами под ними, изображающими влюбленных. Благодаря такому оформлению, ступенчатому входу, портику, коллонадам и т. д., чайтья постепенно приобрела черты надземного храма.

Скальные  храмы радуют глаз в регионе современного Бомбея, в западных горных районах Гхат. Пещерные храмы имели деревянную архитектуру со всем богатством деталей. Замысел пещерного храма, высеченного в глубине скалы, отразил представления древних индийцев о слиянии святилища с природой.

Храмы создавались  на склонах гор, на отвестных скалах из плотного однородного гранита. Большая часть такого склона после обработки выглядела совершенно вертикальной. Внизу расчищалась площадка, имевшая очертания основания фасада. Затем вынималась основная масса породы. Таким образом, строители не нуждались в строительных лесах, поскольку до тех пор, пока не заложен свод работа не продвигалась. Процесс создания храма совершался руками одних и тех же мастеров. Нет сведений о разделении труда архитектора и скульптора. Авторов- архитекторов можно считать скульпторами и строителями резчиками.

Вестибюль перед входом выделяется своим богатым  декором. Весь внутренний фасад украшен  деревянными решетками с резьбой. На боковых стенах вестибюля множество  рельефных декоративных арочек. Это был распространенный прием украшения плоскостей стен храмов. Стена с входами, идущими внутрь храма, декорирована рельефами. Среди них выделяются две обнаженные фигуры,изображающие покровителей храма.

Главный зал производит таинственное и величественное впечатление. Вглубь идет могучая колоннада. В колоннах повторяется выразительная  декоративная деталь – скульптурная капитель.Скульптурная группа каждой капители состоит из коленопреклоненных слонов. На них находятся мужская и женская фигуры. Большое значение в архитектурном решении объема внутреннего зала имеет эффект освещения. Он являет собой решетчатый фильтр, дающий мерцающий и таинственный свет.

По мере того как буддизм все больше становился на службу интересам господствующих классов, в целях усиления его  идеологического воздействия на народные массы все шире привлекались вместе с архитектурой средства изобразительного искусства.

Ранние  дошедшие до нас памятники пластического  искусства, которые исследователи  относят к периоду расцвета Маурийского государства, представляют собой отдельно стоящие, мемориальные колонны, завершенные скульптурой (В.А. Смит – известный специалист по индийскому искусству, насчитывает столбов Ашоки по различным упоминаниям 36), круглые статуи, выполненные из камня (серого песчанника из Чунара), отличающиеся зеркальным блеском полированной поверхности, и терракотовые статуэтки.

Именно  в этот период правления Ашоки, судя по уцелевшим памятникам, началось массовое строительство сооружений буддийского культа: ступа, монастырей (называвшихся сангхарама, или вихара ) – новый тип сооружений, появившийся вместе с возникновением сангха и представлявший собой комплекс жилых и хозяйственных, а позднее культовых зданий, чаще всего предназначенный для монахов, уединенный от населенных мест или изолированный от окружающего высокими крепостными стенами.

Такие сооружения буддийского культа, как ступа  и чайтья, возникли в Индии с тех пор, как личность Будды стала обожествляться и появился предмет особого поклонения.

Ступа ведет  свое происхождение от могильных  холмов.

Другим  видом буддийской архитектуры были стамбхи – каменные мемориальные колонны, которые возводились при Ашоке на местах, отмеченных какими-либо значительными событиями в истории буддизма. Уцелело лишь десять столбов, некоторые из них частично разрушены. Отдельные стамбхи достигают 15 м высоты и свыше 50 тонн веса. На стволе обычно высекались тексты царских указов, пропагандирующих религиозно-этические принципы буддизма, а капители были украшены скульптурными символами в виде цветка лотоса, фигур животных и т. д

 К  ранним произведениям пластического  искусства, связанного с Буддизмом, относятся рельефы на оградах и воротах ступа в Бхархуте (II в. до н.э.), Санчи(I в. до н.э. ) и на многочисленных сооружениях пещерного зодчества в Бхадже, Насике, Карли и др. В этих памятниках, не утративших связей с народным искусством резьбы по дереву и по слоновой кости, особенно ярко проявляются черты самобытности индийского искусства. Более плоские ( по сравнению с рельефами Санчи ) рельефы Бхархута отличаются той же силой обобщения образа и монументальностью форм, которые характерны для статуй маурийского периода. В изображениях на сюжеты из легендарной жизни Будды, наряду с жанровыми бытовыми сценами, встречаются знакомые нам мифологические фигуры якшей и якшинь. Фигуры и предметы показаны как бы с птичьего полета.

Ограда  и ворота ступа в Бхархуте и Санчи были первоначально деревянные; когда они пришли в ветхость, их заменили каменными, повторяющими прежние формы деревянных конструкций. Приходится удивляться прочности и устойчивости каменных ворот, простоявших, например в Санчи, в целости и сохранности около двух тысячелетий.

Рельефы в Санчи значительно отличаются от Бхархутских. Они показывают дальнейшее совершенствование техники резьбы по камню – рельефы в Санчи более пластичныеи выпуклые, переходящие иной раз в круглую скульптуру (например, фигуры якшей и слонов на воротах). Измельченность форм, тонкость и изящество деталировки развились, скорее всего под влиянием искусства резьбы по слоновой кости. В тематику рельефов принесены новые сюжеты, отражавшие происходившие события: сцены сражений и битв, осада города. То там, то здесь в рельефах сцены из легендарной жизни Будды раскрывают нам жизнь древнеиндийского общества, окружающий его буйный растительный и животный мир джунглей. Жизненно правдивые образы переплетаются с вымышленными.

Информация о работе Тадж Махал