Тадж Махал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или меч-той, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Любых эпитетов мало для того, чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величе-ственного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захваты-вающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям.
Актуальность темы
В настоящее время мавзолей потерял часть былого великолепия – ван-далы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из на-бегов неприятеля были украдены серебряные ворота (сейчас они медные), безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен, нет и золотого парапета.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 606.26 Кб (Скачать файл)

Связанная непрочными узами, разобщенная на племена  и касты, империя Ашоки распалась вскоре после его смерти на более мелкие, враждовавшие между собой государства. На юге Индии с I в. до н.э. по III в.н.э. доминировала империя Андхра со столицей Амаравати. Границы империи в период ее расцвета простирались от Бенгальского залива на востоке до Аравийского моря на западе, а с севера на юг – от реки Годавари до реки Кришна.

В памятниках искусства, созданных после распада  Ашоки, постепенно исчезают следы персидского влияния, а вместе с тем проникают в первых веках до н.э. влияния грекобактрийского и позднеримского искусства.

Наблюдавшийся уже в рельефах Санчи отход от крупных лапидарных форм, появление некоторой измельченности и изысканности в полной мере дают себе знать в более позднем искусстве Амаравати, представленном в отдельных фрагментах рельефов ограды и ворот ступа. Уже сам материал – мрамор, избранный для облицовки ступа вместо камня, придает этому сооружению рафинированный характер. Удлинённость пропорций тела и конечностей делают фигуры особенно невесомыми и подвижными.

С образованием в северных и центральных районах  Индии мощного государства Гуптов (IV – VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Длительный период относительного мира, наступивший тогда в Индии, привел к развитию городов и расцвету придворной культуры. В правлении Гуптов были достигнуты такие успехи в архитектуре, пластике и живописи, что этот период обычно называют классическим периодом индийского искуства. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников – ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм V в.) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тесаного камня, составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую завершенную форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе-5 в.) Фигура Будды школы Матхуры, начало которой относится к кушанскому периоду, с грубым и широким крестьянским лицом, теперь, в период правления Гуптов, изменяется и приобретает отпечаток несколько отрешенный придворной утонченности.

Культурное  наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, 6-12 века; Раштракутов, 8-10 века), юга (Паллавов, расцвет в 7в., существовало по 9 век.) и севера Индии (Харши, 7век.). Еще продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господственных идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалось, по существу, в храм. Около 6 века появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.

Наиболее  значительное скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (2 век до нашей эры -7 век нашей эры). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни Индии, создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Содержание росписей – эпизоды из жизни Будды и их джатак, то есть из истории о прежних существованиях Учителя. Часто они трактованы как сцены придворной жизни: принцы проводят время в роскошных аппартаментах, нежно обнимая своих жен, окруженные прислужниками, или же принимают гостей, выезжают на войну или на охоту. Таким образом, здесь можно увитеть не только внутренние помещения дворца, но и сады и улицы города. Домашняя утварь, повозки на улицах, любопытные зрители, стоящие на балконах и у открытых окон, - все это изображено в росписях Аджанты. Они позволяют легко реконструировать городскую архитектуру, в большинстве случаев деревянную – ворота и дворцы, дома богатых горожан, - все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

Храмовые  комплексы Эллоры (созданные между 6-10 вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развернуты барельефные компазиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов – пластически сочные, исполненные напряженной динамики. Величием образов и компазиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трехликого Шивы Махадео в скальном храме на острове Элефанта (8век).

Архитектура периода Гуптов имеет большое значение для всего дальнейшего развития индийской архитектуры. Наряду с продолжением и развитием существовавших в ранне-буддийские времена архитектурных типов, таких, как ступа и скальные храмы, в тот период происходит быстрая эволюция наземного индуисского храма. Однако полное развитие они получили только теперь, в период Гуптов и их преемников.

Первоначально это был храм кубической формы  с плоским покрытием, к которому в последствии добавляется башенная надстройка. Форма целлы индуисстского храма восходит к раннебуддийским сооружениям, прямоугольным в плане, расширенным за счет примыкающей к целле мандапы (залы для собраний), а также других сооружений – выступающего портика ардхамандапы и антаралы (промежуточного помещения).

Два наиболее древних храма-башни периода Гуптов – это храм Дашаватары и большой кирпичный храм-башня в Бхитаргаоне.

Храм  в Деогархе, сложенный из искустно вытесанных каменных плит, стоит на квадратной платформе, к которой со всех сторон ведут небольшие лестницы. В центральную часть его, занимаеую целлой, можно попасть только с одной стороны, на других трех сторонах вместо ворот с фигурными украшениями помещаются на том же уровне на наружней стене глубокие ниши (ложные входы). В них находятся три великолепных рельефа, изображающих сцены из жизни Вишну. Первоначально в храме Деогарха с четырех сторон находились еще и вестибюли с четырьмя колоннами, которые соответствовали нынешним лестницам, ведущим к террасе, и превращали план храма-башни в крестообразный. Сама башня сохранилась лишь частично. Отдельные горизонтальные ступени сужались, переходя в слегка закругленную башенную часть, причем вертикали преобладали над горизонталями. Создавая общее направление ввысь. Высота башни, очевидно, первоначально достигала 13 метров. Храм-башня в Деогархе был построен около 500 года н.э.

Примерно  тоже самое можно сказать и о храме-башне в Бхитаргаоне. Он сложен из кирпича и сохранился хуже. Самый древний сохранившийся буддийский храм-башня – это знаменитый храм в Бодх-Гае, сооруженный в 526 году. Здесь на террасе возвышается башня высотой в 51 метр в форме сужающейся кверху пирамиды. Этот храм, построенный на месте просветления Будды, - одна из величайших святынь буддизма.

  После эпохи Гуптов в VI веке начинается новая фаза в развитии индийской культуры. Произведения крупных масштабов, целые города памятники отличают эту эпоху: постройки со скульптурными украшениями в Махабалипураме, пещерные монастыри в Эллоре и на острове Элефанта, храмовые города Бхуванешвар и Кхаджурахо.

В 6-7 веках определились 2 основных типа наземного храма: северный (индо-арийский) и южный (дравидийский). Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем – «шикхара» в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных – шикхара параболических очертаний с диском – «амалака» наверху. Принципы храмовой архитектуры южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы «ратхи» – прототипы святилища надвратной башни – «гопурам» южноиндийского храма, а также шедевр южноиндийской скульптуры – гигантский многофигурный барельеф «Нисхождение Ганга» (7век). Прежде всего, упомянем здесь вырубленные из скалы пять ратх, названных по именам эпических героев и богов: ратха Аджуны, ратха Бхимы, ратха Дхармараджи, ратха Сахадевы и ратха Ганеши. Из этой же скалы высечены и большие фигуры священных животных: слона, льва, быка, связанных с культом Шивы.

В Канчипураме был сооружен храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я половина 8 века), который лег в основу развития композиции южноиндийского храма в целом. Соотношение различных частей этой постройки своей соразмерностью напоминает Прибрежный храм. Здесь главное здание тоже имеет покрытие пирамидальной формы в виде сужающихся кверху горизонтальных ярусов, которые заканчиваются куполом. Его прямоугольный двор, опоясанный внутри рядами ниш со статуями божеств, включая выделенное шикхарой святилище и многоколонный зал для молящихся – «мантапам». Композиция этого комплекса была повторена в одноименном храме в Эллоре (середина 8 века). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами, отмеченные острым драматизмом образов, динамикой сложных компазиций.

  Храм в Эллоре строился очень долго. Храм находится посреди вырубленного из скалы двора, площадью 58 x 51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы, и представляет в плане большой прямоугольник, размером 55 x 36 метров. Этот храм вырублен ихз скалы вместе со всеми своими фигурными и декоративными украшениями. По величине и мощи храм совершенно уникален.

Все храмы, построенные в Бхуванешваре построены из красноватого камня и украшены большим количеством фигурных изображений. Весь декор этого храма сосредоточен на наружних стенах. Оформлению внутренних помещений, в частности целлы, не уделено почти никакого внимания.

Дошедшие  до нас храмы тем более бесценны, что по ним можно судить о характере  народного зодчества, отличавшегося  большим разнообразием в отдельных  местностях Индии. Строительство храмов было не только в руках феодалов. Нередко оно предпринималось  объединенными купеческими и  ремесленными цехами, при этом все население городов облагалось специальными налогами и трудовыми повинностями. Огромным было количество деревень, содержавших один храм, обслуживаемый бессчетным штатом жрецов, сонмом танцовщиц и музыкантов. В храм стекались несметные сокровища. Архитектура храмов становилась более пышной и декоративной, обьемно пространственные композиции – более сложными, планы – более вычурными. Большую роль играет скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой. Обогащая и очеловечивая здание, она выражала на своем каменном языке сложную философию индуизма, проповедовала его идеи. С щедростью, доходящей до безудержной расточительности, скульптура покрывает своим пластическим убором храмы, раскрывая на их стенах многообразнейший мир бесчисленных фантастических образов. Но в целом в этот период скульптура теряет идейно-художественную силу и глубину, монументальность и величие форм, которые были ей присущи в предшествующее время. Более декаративно-прикладная по характеру, она за частую включает бесконечно повторяющиеся стереотипные фигуры и сцены. В лучших же произведениях, особенно в жанровых сценах, приобретавших в то время большое значение, народный гений создаёт яркие художественные образы, прочно связанные с жизнью.

На архитектуре  храмов – наиболее характерных памятников средневекового зодчества Индии - лежит печать религиозных догм и канонов. Но вместе с тем в ней отчётливо сказываются связи с народным зодчеством, отражаются реалистические взгляды и жизнеутверждающий оптимизм её создателей. В храмах чрезвычайно разносторонне воплотилось народное творчество, отдельные отрасли которого развивались в тесном единении друг с другом. Архитектор, согласно древним текстам, выступал главным дирежером в ансамбле скульпторов, живописцев и других мастеров. В своем образовании он последовательно осваивал вначале музыку и танцы, затем живопись и скульптуру, а после этого приступал к специальным дисциплинам. Известно также, что строительство как культовых, так и гражданских зданий проходило в тесном сотрудничестве с народными мастерами: каменщиками, плотниками; нередко привлекалисьрезчики по слоновой кости или дереву, кузнецы и ювелиры. Вероятно, этим можно объяснить художественную цельность, столь свойственную индийским архитектурным произведениям, особенно храмам, скульптурно-пластичным по форме, проникнутым музыкальным ритмом, гармоничным по пропорциям и красочным по отделке. На рубеже 10 –11 веков почти одновременно в столицах различных крупных государств Индии возник ряд выдающихся по своей архитектуре храмов, отразивших своеобразие местных архитектурных школ: Ориссы, Бенгалии, Кхаджурахо, Майсура, Гуджарата, южной Индии.

В Ориссе, как и в соседней Бенгалиии. С их влажным тропическим климатом, с давних пор в строительстве применялось не столько дерево, сколько бамбук, камыш, глина и кирпич. Соответственно этому в народной архитектуре выработались свои специфические черты, которые были перенесены в культовые монументальные постройки. Храмы, созданные в Ориссе, представляют примеры ярко выраженного северного типа. Для зодчества Ориссы характерно отсутствие столбов, колонн, портиков, открытых террас, лоджий. Массивные глухие стены, покрытые снаружи сплошным узорчатым ковром декоративной резьбы, придают столпообразным орисским храмам скульптурный облик. Интерьеры орисских храмов, напротив, лишены какого-либо декора. В Бенгалии часто встречаются храмы башенного типа в виде отдельно стоящих высоких святилищ (вимана). Классическим памятником Ориссы явилось одно из лучших произведений средневековья, поразительный по красоте архитектурных и пластических форм и гармонии пропорций храм Лингараджа, воздвигнутый около 1000 в Бхубанесваре. Храмовый комплекс состоит из примыкающих друг к другу и имеющих каждый свое перекрытие: главного святилища – «деул», зала для молящихся – «джагамохан»,- все это специфические для Ориссы термины. Высокая вертикально расчлененная башня грациозно изогнутого параболического очертания завершает святилище; над остальными помещениями – перекрытия из горизонтально уложенных рядов каменных плит, образующих снаружи сплющенную пирамиду. Вход на территорию храма иногда оформлялся своеобразной аркой, которая называлась, так же как и ворота в ограде ступа, - «торана». Орисский храм Шурья (храм Солнца) в Конараке (13 век), явившейся последней блистательной вспышкой храмового зодчества на севере индии, превосходит по размерам все предыдущие храмы. Особенно интересен уподобленный небесной колеснице бога Солнца зал для молящихся, на высоком постаменте которого изображены двенадцать огромных колес и скачущие кони. Скульптура храма прекрасно сочетается с его архитектурой. Исключительно яркие по своей жизненной силе отдельно стоящие изваяния коней, яростно растаптывающих демонов, искрящиеся радостью бытия многочисленные фигуры музыкантов итанцовщиц сопровождаются здесь эротическими сюжетами, имеющими культовый смысл.

В Кхаджурахо на рубеже 10 и 11 веков был воздвигнут храм Кандарья Махадео, причисляемый к северному типу и замечательныйудивительной органичностью своих пластически вылепленных архитектурных форм, очень близких к формам природы. Его три примыкающих друг к другу объема: святилище, зал для молящихся и вестибюль, увенчанные каждый однотипным башенным (шихкара), издали похожи на три последовательно уменьшающиеся по высоте горы. Башни, расчлененные вертикальными тягами, напоминающими пучки растений, и миниатюрными башенками, усиливают впечатление природных форм.не столь крупный,как храм Лингараджа в Ориссе, храм Кандарья Махадео производит впечатление не меньшей монументальности благодаря своему мощному, сильно профилированному цоколю. Его наружние стены, намеренно усложненные в плане многочисленными уступами, опоясаны тремя рядами сравнительно мелких (высотой около 1 метра) горельефных фигур божеств и людей. Каменные изваяния танцовщиц и музыкантов как будто проникнуты сложным ритмом исполняемого ими танца и музыки. Здесь, так же как и в поздних храмах Ориссы, представленны в изобилии прекрасные женские образы небесных дев апсар и иротические сцены. В течение столетий в Кхаджурахо возникла целая группа подобных храмов, джайнских и брахманских… интерьер, в отличие от орисских храмов, покрыт в изобилии пластическим декором и имеет двухэтажные тонкие колонны, поддерживающие изящно декорированный плоский ложный купол.

Информация о работе Тадж Махал