Основы бизнес планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельноcти, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильногоуспеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет.

Содержание

Введение
• Глава 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
• 1.1 Сущность и значение бизнес-планирования……………………...2
• 1.2 Структура бизнес-плана……………………………………………3
• Глава 2. Анализ рыночной деятельности ООО” Коко-колла”
• 2.1 История развития компании ООО Коко-колла…………………...7
• 2.2 Маркейтинг разработка продукта…………………………………9
• 2.3 Характеристика рынков сбыта
• 2.4 Анализ конкуренции
• Глава 3. Бизнес-план ООО "Коко-колла" на 2013 год
• 3.1 Резюме бизнес-плана
• 3.2 План маркетинга
• 3.3 План производства
• 3.4 Организационный план
• 3.5 Оценка рисков и страхования
• 3.6 Финансовый план
• Заключение
• Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая инвестиции.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
  • 1.1 Сущность и значение бизнес-планирования……………………...2
  • 1.2 Структура бизнес-плана……………………………………………3
  • Глава 2. Анализ рыночной деятельности ООО” Коко-колла”
  • 2.1 История развития компании ООО Коко-колла…………………...7
  • 2.2 Маркейтинг разработка продукта…………………………………9
  • 2.3 Характеристика рынков сбыта
  • 2.4 Анализ конкуренции
  • Глава 3. Бизнес-план ООО "Коко-колла" на 2013 год
  • 3.1 Резюме бизнес-плана
  • 3.2 План маркетинга
  • 3.3 План производства
  • 3.4 Организационный план
  • 3.5 Оценка рисков и страхования
  • 3.6 Финансовый план
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основы бизнес планирования  на предприятии.

1.1 Сущность и значение бизнес-планирования

   Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельноcти, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильногоуспеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды: заставляет руководителей мыслить перспективно;                                               обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;                увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;                              ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;                                         позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

 

 

1.2Структура бизнес-плана: общие и обязательные разделы бизнес-плана

    Что же должно быть в этом замечательном документе? Можно найти довольно четкие требования и даже программы, которые автоматически генерируют бизнес-план по шаблонам. Я все же придерживаюсь мнения, что это более-менее свободный документ. Единственное требование – это наличие ВСЕХ ключевых моментов бизнеса. Чаще всего бизнес-план содержит такие главы: 1. Преамбула (или введение) – краткая информация о проекте, что он из себя представляет, кто организатор, подрядчик, какая основная цель проекта, миссия. Так же в данном разделе можно дать краткий план документа с небольшими комментариями по каждому. Иногда даются характеристики участников проекта, руководителя и учредителей. 2. Обзор рынка. Важная часть бизнес-плана, где делается анализ текущей ситуации на рынке. Описываются основные игроки, их влияние. Обязательно нужно рассмотреть динамику рынка на протяжении последних хотя бы 3-5 лет, а так же построить прогноз на ближайшее будущее. Затронуть близлежащие рынки. 3. Конкуренты. Если вы считаете, что у вас нет конкурентов, значит вы не знаете свой рынок. Эта часть является обязательной и никак ее не обойти. Конкуренты могут быть как прямыми (предлагают аналогичные товары и услуги), так и непрямыми (предлагают нечто другое, но оно вполне может заменять ваш товар). Лично я часто сталкивался с горе-предпринимателями, которые уверены, что у них нет конкурентов, потому что «у них же зеленый, а у нас желтый, это – совсем разные товары». Я, конечно, утрирую, но суть вы уловили. Вообще, тему конкурентов, думаю раскрыть отдельно. Так вот, в бизнес-плане обязательно нужно обозначить круг конкурентов, описать лидеров, если есть, распределение рынка по сегментам. Этот пункт должен быть логическим продолжением обзора рынка. Если у вас производство, очевидно, что вам необходимо сырье. Многие забывают, и не учитывают своих поставщиков и других партнеров, а ведь сбой в их работе может очень сильно сказаться и на вас. Вот почему следует детально проработать основных поставщиков, резервных, охарактеризовохарактеризовать стратегию взаимоотношений. Следует понимать, что себестоимость вашей продукции (а значит и окончательная цена), очень сильно зависит от стоимости сырья. И зачастую стоит выбор – выбрать где подешевле, но есть определенные риски, или работать с надежным проверенным партнером, переплачивая за стабильность.  В этой главе должно быть обязательно обоснование выбора того или иного партнера, а так же его альтернативы. 5. Товары и услуги. В этом разделе детально описывается производимая вами продукция, или же услуга. Не просто перечень, а полное описание, с техническими характеристиками, размерами, сложностями и т.д. Проводится сравнение с аналогами (пересекается с разделом Конкуренты).Товар должен быть описан настолько хорошо и подробно, чтоб любой человек, не разбирающийся в вашей сфере после прочтения понял что конкретно вы собираетесь продавать. Еще одним моментом является Цена на ваши товары, а так же ее обоснование. Иногда этот подраздел выносят в отдельный пункт плана, но можно и оставить в этой главе. 6. Персонал. Неотъемлемой частью любой компании являются люди, которые в ней работают. Если компания небольшая (до 20 человек), то можно описать каждого человека, чем занимается, его характеристику, опыт, оплату труда. Если же это крупное предприятие, то подробно описываются только ключевые сотрудники (директор, замы, начальники отделов), а остальные группируются по какому-то признаку, например по должностям (инженеры, строители) или по отделам (бухгалтерия, производственный отдел). В виде приложение дается штатное расписание, где уже есть полный список всех сотрудников, их режим работы а так же заработная плата. Если компания развивается или только открывается и у нее потребности в найме людей, следует указать, где именно будут подбираться люди, какие требования к ним предъявляются. 7. Производственный процесс. В этом разделе следует описать процесс создания вашего товара: какие сложности могут возникнуть, какой цикл самого производства. Сколько времени нужно на внесение изменений, в случае необходимости. Какие виды сырья используются, возможные альтернативы. Вобщем, здесь должно быть описано все важное, что есть в производственном процессе. Нет чего-то универсального, т.к. в каждом случае это свое. Если используются какие-то ноу-хау, их тоже обязательно следует тут указать, номера сертификатов, патентов и т.д. 8. Потребители. Кто покупает вашу продукцию? Кто ее потребляет? К каким внутренним чувствам следует обращаться? Следует разграничивать потребителей и покупателей (например игрушки покупают родители, и играются дети, самолеты покупают авиакомпании, а летают пассажиры). Крайне важно построить портрет среднего потребителя, сегментировав рынок. Если это B2B, то аналогично сегментировать рынок по компаниям-потребителям. Учтите, что крайне мало товаров, которые потребляют ВСЕ! Даже хлеб и лекарства можно сегментировать (хотя, классически это товары для всех без исключений. Сейчас к ним можно добавить мобильная связь  городах). В результате мы не только получаем портрет потенциального покупателя, но и их долю в общей численности человек. Таким образом, оцениваем весь рынок, а так же рассчитываем свою долю, на которую претендуем. Отсюда легко определить ожидаемые доходы… 9. Юридические аспекты. Многие виды деятельности требуют внимательной и подробной проработки: необходимые сертификаты, разрешения, акцизы. Под какую юрисдикцию попадает вид деятельности, какие могут быть сложности и т.д. В этом разделе бизнес-плана подробно описываются все сложности и их решение. Так же указываются законы и другие нормативно-правовые акты, которые необходимы для успешного функционирования компании. 10. Маркетинг и реклама. Сперва хотел написать, что это одна из важнейших глав, но подумал, что это будет необъективно, т.к. другие разделы так же важны (потребители, конкуренты, финансы). Но все же, если в некоторых видах деятельности Юридический раздел и Производственный можно опустить, маркетинг должен быть везде. Следует обозначить маркетинговую стратегию на год, три и пять. Какие цели ставятся, какими путями их следует достигать. Не следует забывать и о рекламе. Что, где, как рекламировать (зная нашу целевую аудиторию, это сделать несложно). Иногда, рекламу выносят в отдельный пункт бизнес-плана, особенно если компания крупная и у нее солидные бюджеты и детальная проработка. Если планируется сотрудничать с рекламным агентством – опять же, описать, почему именно с ним, что оно даст, какие критерии выбора, есть ли альтернативы. Непременно все делается с прогнозами эффективности, объемов продаж, долями рынков и конечно же – расходов на эти мероприятия. 11. Организационный план. Если компания довольно крупная, то управлять ей совсем непросто. Именно поэтому выделяют организационный план, где схематически и описательно отображаются все взаимоотношения: между отделами, между подразделениями/филиалами, между отдельными ключевыми сотрудниками. Расписываются контрольные точки, зоны ответственности и т.п. Не должно быть никаких «белых пятен», т.е. процесса или вопроса, за который никто не отвечает (или наоборот, отвечает несколько человек с равными полномочиями). 12. Финансы. Самая непростая часть и самая любимая инвесторами. В этом разделе сводятся воедино все доходы и расходы, а так же подбивается финансовый итог. Зачастую, вместо раздела финансы делают отдельные пункты: Расходы, Доходы, Финансовый результат. Иногда это оправдано. Но сути это не меняет. По большому счету, все данные уже есть: доходы берем из маркетинга и описания потребителей, а так же цены товара; расходы – суммируем затраты на производства из производственного процесса, сырья, расходы на рекламу, заработная плата…  Другими словами это просто итог но  инвесторы (или банки, например при получении кредита), смотря только этот раздел. Поэтому он должен быть максимально проработан, и ознакомившись с ним, должно быть понятно, чем занимается компания, ее обороты, доход и прибыль. Что обязательно должно быть? Необходимые инвестиции по месяцам, точка выхода на самоокупаемость, возврат инвестиций (ROI), а так же полный возврат всех вложенных средств. Если это какой-то инвестиционный проект, то, конечно, нужно провести сравнение альтернатив, варианты вложения в акции/облигации. Но, вообще, в финансово-инвестиционных проектах немного другой подход. 13. Возможные риски. Безрисковых операций/предприятий попросту не бывает, и к чему нужно стремится – так это их минимизации. В последней главе обычно делается SWOT-анализ компании, можно еще PEST, а можно и без названия, просто описать, что может случится и как с этим боротся. От некоторых рисков можно застраховаться, других избежать, от третьих – максимально снизить возможный негативный эффект. Но для этого, разумеется, эти риски следует изучить и классифицировать. Вообще, многие считают, что это чисто символический пункт, однако это не так. Какая-то мелочь может подорвать весь ваш бизнес (например, изменение налогового законодательства, выход нового конкурента, запрет вашей продукции, изменение ценовой политики поставщика и много чего еще). Вы должны быть готовы к подобным изменениям и иметь «запасные ходы». Приложения. В приложениях даются таблицы, графики, технические характеристики – все то, что не вошло в основной бизнес-план, но необходимо для детального изучения (например в разделе финансы могут быть только итоговые цифры, а полные таблицы на 2-3 разворота вынесены в приложение). Вот, примерно такая структура любого нормального бизнес-плана. Некоторых разделах при определенных условиях может не быть, или наоборот, кое-какие добавятся. Суть самого плана в том, что по нему действительно нужно работать, а незнакомый с вашей отраслью человек, например потенциальный инвестор, ознакомившись с этим документом имело более-менее полное представление о вашей бизнес- модели. Еще хочу отметить, что бизнес-план содержит массу коммерческой информации, поэтому является секретным документам, доступ к которому имеют очень немногие. Обычно печатается в двух-трех экземплярах, каждый из которых подписывается. Одни хранится у генерального директора, другие – рабочие. Иногда, отдельный делается для учредителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ рыночной деятельности  ОАО Кока-колла

 

2.1. История развития Компании  Кока-Кола. 
  

     Развитие компании “Кока-Кола” началось еще в прошлом веке. За столь длительный период произошло много изменений как с компанией, так и с мировым бизнесом в целом. Для создания представления о компании “Кока-Кола” и ее истории отметим основные даты и события связанные с ними, представляющие для компании переломными, которые шаг за шагом приближали бизнес к успеху: ·История развития началась 8 мая 1886 года в Атланте, штат Джорджия, доктор Пембертон изобрел напиток Кока-Кола. 
·31 января 1893 года был зарегистрирован товарный знак Coca -Cola (в 1945 году - Coke, в 1977 году - контурная бутылка). ·1894 год - начат розлив Кока-Колы в бутылки. ·1920 год - открыт первый завод в Европе (Франция). 
·1928 год - объем продаж Кока-Колы в бутылках впервые превысил объем продаж в розлив. ·1922 год создание упаковки из 6 бутылок. ·1926 год - организация международного отдела, который с 1930 года назывался “Кока-Кола Экспорт Корпорэйшн”. ·1928 год - на олимпиаде в Амстердаме впервые продавалась Кока-Кола. ·1933 год - появление первого автоматического диспенсора*. ·1941 - 1945 года - 64 завода по розливу Кока-Колы за пределами США. ·1960 год - появление напитка в жестяной банке. ·1977 год - появление напитка в пластиковой бутылке. ·1941 год - изобретение напитка “Фанта” (Германия). ·1961 год - изобретение напитка “Спрайт”. 
Появление Компании “Кока-Кола” в России произошло в 1980 году, когда в Москве проходили Олимпийские игры.“Кока-Кола” выступала в качестве спонсора Олимпийских игр с конца 1920-х. Но московские игры проводились на территории идеологического врага, поэтому компания “Кока-Кола” не пожелала выставлять продукцию под своей основной торговой маркой и на Московской олимпиаде предложила апельсиновый напиток “Фанта”. После этого “Фанта” стала производиться на некоторых советских предприятиях. 
Поставки в Россию более широкого ассортимента “Кока-Кола” начала в 1989г., а через год приняла решение о развитии в России собственного производства. 
В январе 1992 произошло образование официального представительства компании в России “Кока-Кола Рефреишентс Москоу”. 
Теперь компания имеет заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Владивостоке, Новосибирске, Нижнем .е. Разливается на 30 заводах-боттлерах в России и других бывших республиках СССР. В системе занято более 3000 человек, 80% используемых материалов местного производства. У нас уже представлены газированные напитки “Кока-Кола”, “Фанта”, “Спрайт”, “Кока-Кола-Лайт”, тоник “Кинли”, натуральные соки фирмы “Minute Maid”. 
Главный конкурент “Кока-Колы” в России, как, впрочем, и на всех остальных рынках, - корпорация “ПепсиКо”, предлагающая аналогичную продукцию (воды “пепси-кола”, “пепси-кола лайт”, “мирин-да”, “севен ап”). Однако практически на всех рынках мира “Кока-Кола” обогнала “ПепсиКо” по объемам продаж. Немало способствует этому обстоятельству то, что именно “Кока-Кола” является эксклюзивным поставщиком газированных напитков в рестораны “Макдональдс”. Кроме того, у “Кока-Колы” более агрессивная рекламная политика. Возможно, именно стремлением привлечь на свою сторону больше поклонников продиктована новая маркетинговая политика компании “ПепсиКо”: в апреле 19% года появился новый авангардистский логотип компании на “решетчатом” синем фоне. 
В России “пепси-кола” долгое время оставалась единственным импортным газированным напитком. Ее производство у нас началось еще в советские времена: в 1974 году в Новороссийске открылся специализированный завод. Договор о его строительстве был подписан Брежневым и президентом США Никсоном во время его визита в СССР. В свою очередь корпорация “ПепсиКо” получила эксклюзивное право на импорт и распространение водки “Столичная”. С 1979 года “пепси-кола” стала продаваться в Москве. После прихода в Россию “Кока-Колы” для “ПепсиКо” закончились времена безраздельного господства и началась эпоха жесткой конкуренции, 
К августу 1996 года “Кока-Кола” вышла на первое место по объемам продаж прохладительных напитков в России продавая в 1,3 раза больше напитков, чем “Пепси-Кола”. На долю продукции “Кока-Колы” в тот момент приходился 51% рынка газированных напитков известных мировых производителей и около 20% общего объема продаж безалкогольной продукции в России. По данным исследовательской компании AMER Nielsen Research, доля продукции компании “Кока-Кола” среди напитков иностранных фирм сегодня составляет 38%, доля “ПепсиКо” - 19%. По оценкам независимых экспертов, объемы продаж “Кока-Колы” продолжают расти. О предпочтениях российских потребителей свидетельствуют также данные опросов “Гэллап Медиа”: 53,9% городских жителей России пьют “кока-колу”, 53,1% -“фанту”, 39% - “спрайт”. Между тем “пепси-колу” пьют 46,4% , “севен ап” -15,3%, “миринду” - 14,4%. Распределение предпочтения потребителей на мировых рынках показано на Р Предпочтения покупателей на мировых рынках. На сегодняшний день компания “Кока-Кола” является одной из самых дорогих компаний в мире, существенный скачек в развитии произошел в 1981-1997 годах. Об этом говорят цыфры, показанные табл.4.

 

 
 

 

Таблица 4. 
Основные финансовые показатели компании Кока-Кола.

 

 
* в миллионах долларов

 
1981

 
1997

 
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ЗА АКЦИЮ, долл.

 
1 17/32

 
58 1/2

 
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ*

 
4425

 
145025

 
ГОДОВОЙ ДОХОД*

 
5889

 
18546

 
ГОДОВАЯ ПРИБЫЛЬ*

 
482

 
3915

 
ДОХОД ВНЕ США

 
45%

 
67%

 
ПРИБЫЛЬ ВНЕ США

 
37%

 
76%

 
ПОТРЕБЛЕНИЕ В США  
НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ГОД  
число 250-граммовых стаканов

 
221

 
363


 
 
·Кока-Кола сегодня продается более чем в 200 странах. 
·Обладает самым известным в мире товарным знаком.                                                    ·Рекламируется на 85 языках. ·Производит около 160 видов напитков. 
·Ежедневно предлагает потребителям более 650 млн. порций напитка. 
·Занимает 47 % мирового рынка прохладительных напитков.

 

2.2 Маркейтинг разрабока продукта 

    После того как информация о характере потребительского рынка и мотивах, которыми руководствуются покупатели, собрана, производитель готов приступить к разработке продукта, который в дальнейшем становится центром и ориентиром всех маркетинговых решений. Но что такое продукт? На первый взгляд, кажется довольно очевидным, что под продуктом понимается осязаемый товар, физический объект, который покупатель получает при покупке. Однако услуги также являются продуктом. В общем и целом, продукт представляет собой благо или блага, материальные и нематериальные, которые покупатель получает в обмен на свои деньги. Более того, если придерживаться современного широкого определения маркетинга, продукт можно рассматривать с разных точек зрения: он может пониматься как последовательность действий, образующая процесс обмена; или определенное место, к примеру Бермудские острова; или идея типа "на зеленый иди, в промежутке жди"; или магазин; или человек, к примеру кандидат в политические деятели; и даже, при некоторых обстоятельствах, государство. Короче говоря, продукт - это сумма контактов между рынком и продавцом, в которых ищется и покупается удовлетворение некоторой потребности. Новые продукты. Что такое новый продукт, и как появляются новые продукты? Существуют три типа новых продуктов - подлинные новинки, видоизменения прежних моделей и имитации (товары, похожие на уже существующие). Настоящие новинки - это уникальные товары, в которых общество испытывает действительную потребность, но пока не может ее удовлетворить, как, например, в случае замороженных блюд с низким содержанием калорий, жира, холестерина, натрия. Видоизменения прежних моделей, - это продукты, подвергшиеся значительным изменениям, и замещающие то, что уже известно, к примеру аспартам, низкокалорийный заменитель сахара, который пришел на смену сахарину, в частности, в прохладительных напитках, жевательной резинке и йогурте. Имитации - это продукты, которые являются новыми для данного производителя, но не для рынка. Новые товары появляются по-разному. Иногда к их появлению приводит просто счастливая случайность. "Айвори соуп" ("мыло, которое плавает") получилось, когда рабочий, уходя на обед, забыл выключить парообразователь, и воздух попал в мыльную смесь, из-за чего она всплыла на поверхность. С другой стороны, многие товары стали результатом долгих и дорогостоящих исследований рынка и научных поисков. Производитель компьютерных микросхем "Интел", который в 1991 запустил очень удачную рекламную кампанию, чтобы убедить покупателей компьютеров в том, что марка процессора играет большую роль, в 1994 потратил 1 млрд. долларов на исследования и разработки и 2,4 млрд. - на продвижение новых продуктов на рынок. Процесс разработки. Появление удачных (и даже неудачных) новых продуктов, как правило, сопряжено с большими трудностями и затратами. Во многих крупных компаниях процесс их разработки включает семь этапов. На этапе генерации идеи делаются попытки разработать широкий диапазон возможных продуктов. Источники идей многочисленны и разнообразны: потребители пишут письма с пожеланиями, работники торговли вносят свои предложения; кроме того, во многих компаниях процесс начинается с предложений специальных исследовательских групп, созданных для разработки новых видов товаров и услуг. Из высказанных идей, независимо от источника их происхождения, отбираются наиболее разумные предложения. На этапе развития и проверки концепции производитель воплощает идею в конкретном продукте, который затем выносится на суд потребителя. После этого проводится анализ возможностей производства и сбыта нового вида продукции, планируются расходы, доходы и прибыль на инвестированный капитал. Если принимается решение, что продукт удовлетворяет коммерческим целям производителя, создается прототип, который испытывается пользователями. Затем из модели создается коммерческий продукт, продающийся на ограниченном рынке. На этом этапе пробной продажи проводится рекламная кампания в ряде крупных городов. Реакция на пробные продажи показывает возможности продвижения продукта на общенациональный рынок. На последнем этапе производители запускают продукт в серийное производство, выбирают торговую марку, разрабатывают упаковку и начинают широкомасштабные продажи. 
Разработка и управление. С момента поступления продукта в продажу и до тех пор, пока он присутствует на рынке, компания-производитель должна управлять его производством и сбытом. И в этом случае главной целью производителя является удовлетворение потребностей покупателей. Однако рынок постоянно меняется, поэтому для того, чтобы продукт продолжал пользоваться спросом, он со временем также должен меняться в соответствии с требованиями рынка. Производители пытаются поддерживать стабильность спроса путем расширения номенклатуры и ассортимента предлагаемой продукции. Среди всего этого разнообразия выделяются определенные группы сходных по своим потребительским качествам или внешним характеристикам товаров, которые называются линиями изделий, или продуктовыми линиями. Линия безалкогольных напитков компании "Кока-Кола" помимо самой "кока-колы" включает такие напитки, как "таб", "фреска", "спрайт", "фанта", "сердж", "ситра". Под "глубиной" продуктовой линии понимается число наименований входящих в нее продуктов. Некоторые компании производят товары только одной линии, большинство же из них стремится к наиболее полному удовлетворению вкусов и желаний потребителей и, соответственно, расширяет набор производимой продукции за счет освоения новых продуктовых линий. Например, компания "Кока-Кола" кроме прохладительных напитков продает вино и фруктовые соки. Решение о расширении номенклатуры или ассортимента производимой продукции определяется технической базой компании, ожидаемыми прибылями от продаж и тем, какие цели ставит перед собой компания. Например, компания IBM, которая рекламирует свою продукцию под лозунгом "Решения для маленькой планеты", видит себя ведущим в мире поставщиком компьютеров, программного обеспечения и компьютерных услуг, включая консалтинг по информационным технологиям и системную интеграцию. Традиционно компании характеризовали направление своей деятельности, указывая либо на товар, который они производят ("Мы производим мебель"), либо на используемую технологию ("Мы - химическая фирма"). Но в конце 20 в. подобные определения стали вытесняться ориентированными на потребителя формулировками, которые характеризуют род деятельности фирмы с точки зрения того, какие основные потребности покупателей она удовлетворяет. Так, "AT&T" утверждает, что она занимается коммуникациями, а не телефонией. "Ситибэнк виза" говорит о себе не как об эмитенте кредитных карт, а как о фирме, дающей клиентам возможность обменивать стоимости, т.е. обменивать деньги на депозите на все что угодно и где угодно во всем мире. Компания "3M" утверждает, что она не просто производит клейкую ленту, научное оборудование и продукцию медицинского назначения, а решает проблемы людей, заставляя инновации работать на них. Продукты, их разновидности и торговые марки проходят жизненный цикл, который начинается с организации серийного производства и заканчивается уходом с рынка. У этого жизненного цикла есть два измерения: объем продаж и время. Некоторые товары, например автомобили или холодильники, проходят этот цикл очень медленно; другие, особенно зависимые от моды, устаревают очень быстро. На разных этапах жизненного цикла продукта нужны различные маркетинговые решения, обеспечивающие его реализацию. На ранних этапах особое значение имеет рекламная деятельность - информирование потребителей о товаре; на более поздних этапах для стимулирования покупок может потребоваться снижение цены. 
Торговые марки и упаковка. Торговая марка - это название, фраза, символ, образ или любая их комбинация, позволяющие связать продукт с конкретным производителем или поставщиком и отличить его от товаров конкурентов. Общенациональные торговые марки принадлежат производителям; частные торговые марки принадлежат оптовым и розничным продавцам. Долгое время товары в розничной торговле продавались преимущественно под торговыми марками производителей. Однако в конце 20 в. все большее число универсальных магазинов, супермаркетов, центров обслуживания, магазинов тканей и одежды, аптек, магазинов бытовой техники стали вводить собственные торговые марки. Например, торговая компания "Сирс" продает батарейки "Крепкий орешек", "Инструменты искусного мастера", "Всепогодные краски". Компания "Уол-март сторс" внедрила торговую марку "Большая ценность", которая должна включить более 1000 наименований продуктов питания, продаваемых по низким ценам. Упаковка - еще одна неотъемлемая характеристика товара. Предназначенная для лучшего сохранения и защиты товара от неблагоприятных воздействий, она может также облегчать использование продукта, как это делают, к примеру, аэрозольные баллончики. Но упаковка служит также важным средством стимулирования спроса на товар, придавая ему характерные отличия, и побуждает покупателей приобретать данный товар. Упаковка - это важный аспект маркетинга потребительских товаров, особенно тех, чьи характерные черты видны в момент покупки и которые покупаются импульсивно. 
Этикетка - часть упаковки. На продуктах питания, продаваемых в США, она должна содержать подробную информацию о составе и питательной ценности продукта. Большинство производителей лекарств и продуктов питания стали использовать оригинальную упаковку, защищенную от подделок.

 

 

 

 


 



Информация о работе Основы бизнес планирования на предприятии