?14
Содержание
|
1. Групповые методы работы
ИКС |
1.1. Цель |
1.2. Размер группы |
1.3. Состав группы |
1.4. Взаимоотношения работников
ИКС с товаропроизводителями |
|
2. Лекционная работа |
2.1. Планирование лекции |
2.2. Подготовка лекции |
2.3. Чтение лекции |
|
3. Групповая дискуссия |
|
4. Организация полевых
дней (экскурсия в поле) |
4.1. Планирование полевого
дня |
4.2. Маршрут |
4.3. Количество участников |
|
5. Индивидуальные методы
в консультационной службе |
|
6. Посещение ферм |
|
7. Записи и прогнозы |
|
8. Недостатки |
|
Литература |
1. Групповые методы работы ИКС
Групповые методы имеют значительные
преимущества перед массовыми методами.
Главное их преимущество и привлекательность
состоит в обратной связи работника ИКС с обучающимися
товаропроизводителями. Это дает возможность
избежать не совсем правильных толкований
и недоразумений в отношениях между товаропроизводителями
и консультантами, которые улучаются при
использовании массовых методов для реализации
обучающих Программ ИКС. Помимо этого
при групповых методах в значительной
мере устанавливаются деловые рабочие
контакты работника ИКС с обучающимися,
«развиваются различные формы взаимодействия
между членами групп.
Опыт показывает, что товаропроизводители
являются более восприимчивыми к групповым
методам, т.к. они имеют возможность слушать,
принимать участие в обсуждении тех или
иных проблем, обмениваться полезным опытом,
принимать совместные решения относительно
своей деятельности в информационно-консультационной
службе. Наряду с этим, групповой метод
помогает индивидуальному товаропроизводителю
принимать самостоятельные решения относительно
совершенствования своей производственной
деятельности, опираясь на опыт своих
более преуспевающих коллег. Принятию
самостоятельного решения индивидуальному
Товаропроизводителю способствует и то,
что в группе создается атмосфера взаимопомощи
благодаря чему он начинает больше верить
в свои силы, ощущать потребность и тягу
к инновациям в интересах своего дела.
Конечно же групповой метод более дорогостоящий
с учетом затрат на одного обучающегося
по сравнению с массовыми методами. И несмотря
на это, он является более предпочтительным
для ИКС, т.к. обеспечивает прямую и непосредственную
связь с первичными товаропроизводителями,
оказывает положительное влияние на их
производственную деятельность, что в
конечном итоге обеспечивает его высокую
экономическую эффективность.
Для успешного использования группового
метода в реализации обучающих программ
ИКС необходимо обратить внимание на ряд
наиболее важных его аспектов, которые
будут полезными для специалистов ИКС.
1.1. Цель. Работник ИКС должен четко представлять,
что основной целью группового метода
является непосредственная работа с товаропроизводителями.
Поэтому в их задачу входит формирование
целевых групп товаропроизводителей,
развитие этих групп и совершенствование
их деятельности, организация групповых
встреч на постоянной основе. Он должен
также вносить для группы новые идеи, предавать
знания и информацию по различным аспектам
эффективного хозяйствования, чтобы первичные
товаропроизводители могли использовать
накопленный опыт в своей деятельности.
Очень важно, чтобы работник ИКС знал начальный
опыт группы (уровень образования, профессионализм,
приверженность новым идеям и т.д.), что
необходимо для деятельности информационно-консультационной
службы в целом.
1.2. Размер группы: считается наиболее
целесообразным, чтобы размер группы при
групповом методе обучения не превышал
20-40 человек. В отдельных случаях ее размер
может снижаться до 10-12 человек, например,
при проведении групповой дискуссии. Если
группа слишком велика, она становится
разобщенной, теряет чувство коллективизма,
а первичные товаропроизводители в этом
случае начинают чувствовать себя неуютно.
В небольших по численности группах появляются
возможности установления тесных контактов
между ее участниками, что способствует
установлению дружеских отношений, развитию
взаимопомощи и благоприятной деловой
атмосферы в коллективе. С точки зрения
географического положения - все члены
группы должны жить в одной местности,
ибо даже с точки зрения почвенно-экологических
условий отдельные территории одного
и того же района в значительной мере отличаются
друг от друга.
1.3. Состав группы. Групповой метод является
более эффективным если он предусматривает
работу с товаропроизводителями, имеющими
схожие проблемы. Часто эти проблемы требуют
согласованного действия, например, по
защите почв от водной или ветровой эрозии
на отдельных территориях района, подверженных
этим процессам. Преодолеть данную проблему
значительно проще и легче сообща, чем
отдельно взятому товаропроизводителю
в его хозяйстве. Немаловажно и то, чтобы
состав группы имел примерно одинаковый
уровень образования и профессиональных
навыков, а также уровень хозяйствования.
В противном случае более образованные
и квалифицированные члены группы будут
подавлять остальных ее участников. Поэтому
так необходимо формировать различные
целевые группы в пределах одной и той
же географической местности. В этом случае
ИКС может формировать разные обучающие
программы для различных целевых групп
с учетом их интересов и запросов.
1.4. Взаимоотношения работников ИКС с товаропроизводителями.
Работник ИКС должен иметь четкое представление
о своих взаимоотношениях с товаропроизводителями,
независимо от того к какой целевой группе
они принадлежат. В идеале он прежде всего
уделяет внимание формированию коллектива
товаропроизводителей-единомышленников
и его сплочению. Но работник ИКС не должен
быть лидером группы и оставаться лишь
ее добрым помощником, советником и консультантом.
Его стремления должны быть направлены
на то, чтобы вносить элементы независимости
в деятельность группы, стимулировать
группу на развитие инициативы в консультационной
службе, самостоятельного принятия решения
о том какая помощь этой службы необходима
группе. При этом, главная цель работника
ИКС должна состоять в том, чтобы как можно
большее количество первичных товаропроизводителей
было связаны с новыми идеями эффективного
хозяйствования, благодаря деятельности
групп.
Групповые методы заключают в себе большое
разнообразие типов и приемов обучения
взрослого населения. Это собрания групп,
общие собрания местных жителей, лекции,
выступления, деловые дискуссии, демонстрации,
полевые демонстрационные дни и т.д. Ниже
мы остановимся на главных из них, знание
и понимание которых работниками ИКС будут
способствовать повышению эффективности
работы службы.
|