Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 10:35, реферат
Защита персональных данных граждан Российской Федерации задача весьма насущная. В случае если персональные данные используются произвольно и становятся доступными лицам, которым они не должны быть известны, гражданам наносится моральный вред и материальный ущерб.
Введение                                                                                                                                      3
Понятие и особенности персональных данных                                                                        4
Источники правового регулирования в области персональных данных                               8
Заключение                                                                                                                                  13
Список использованной литературы                                                                                         14
Трудовое право тема №9 контрольная работа персональные данные работника
                              
Введение                      
Понятие и особенности 
персональных данных                        
Источники правового регулирования в области персональных данных 8
Заключение                    
Список использованной литературы                    
ВВЕДЕНИЕ
Защита персональных данных граждан Российской Федерации задача весьма насущная. В случае если персональные данные используются произвольно и становятся доступными лицам, которым они не должны быть известны, гражданам наносится моральный вред и материальный ущерб. В настоящее время, характеризуемое бурным развитием информационных технологий, на первый план встает вопрос защиты персональных данных при их накоплении, обработке и передаче с использованием средств информатизации. Для регулирования информационных правоотношений в области персональных данных законодателем установлен целый ряд нормативно-правовых актов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ правового регулирования персональных данных в системе информации довольно актуален. Цель данной работы рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые используются в сфере персональных данных для определения их правового статуса. Эта цель достигается за счет решения следующих задач: определения понятия персональных данных и их особенностей в нормативно-правовых актах, выделения основных источников законодательства, включающего в себя нормы права в области персональных данных. Материалами для этой работы послужили учебные пособия и публикации таких авторов как Бачило И.Л., Городов О.А., Лютов Н.Л., Шалыгина Л.С.
Понятие и особенности персональных данных
Введенные в правовой 
оборот Указом Президента РФ от 6 марта 
1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня 
сведений конфиденциального характера» 
и получившие значительное распространение 
в связи с принятием нового Трудового 
кодекса РФ персональные данные постепенно 
становятся неотъемлемой частью информационных 
процессов, связанных с обработкой, использованием 
и защитой сведений конфиденциального 
характера.        Персональные данные по смыслу 
Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ 
«О персональных данных» представляются 
в качестве информации, неразрывно связанной 
с личностью ее обладателя. Определяя 
персональные данные в качестве открытого 
перечня сведений, независимо от формы 
их представления (ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 
г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных 
технологиях и о защите информации), законодатель 
тем самым сохранил возможность их расширения 
по мере того, как будет меняться социальный 
статус их обладателя на конкретном этапе 
его жизненного пути. В основу такого рода 
системы по смыслу ст. 2 положены: фамилия, 
имя, отчество, год, месяц, дата и место 
рождения, адрес, семейное, социальное, 
имущественное положение, образование, 
профессия, доходы физического лица. В 
состав персональных данных подлежат 
включению также сведения, связанные с 
поступлением на работу (службу), ее прохождением 
и увольнением; данные о супруге, детях 
и иных членах семьи обладателя, данные, 
позволяющие определить место жительства, 
почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные 
средства коммуникации гражданского служащего, 
а также его супруги (ее супруга), детей 
и иных членов его семьи, данные, позволяющие 
определить местонахождение объектов 
недвижимости, принадлежащих гражданскому 
служащему на праве собственности или 
находящихся в его пользовании, сведения 
о доходах, имуществе и обязательствах 
имущественного характера, сведения о 
фактах, событиях и обстоятельствах частной 
жизни гражданина, позволяющие идентифицировать 
его личность, сведения, ставшие известными 
работнику органа записи актов гражданского 
состояния в связи с государственной регистрацией 
акта гражданского состояния, владение 
языками (родной язык, русский язык, другой 
язык или другие языки), образование общее 
(начальное общее, основное общее, среднее 
(полное) общее) и профессиональное (начальное 
профессиональное, среднее профессиональное, 
высшее профессиональное, послевузовское 
профессиональное), жилищные условия (тип 
жилого помещения, время постройки дома, 
размер общей и жилой площади, количество 
жилых комнат, виды благоустройства жилого 
помещения), источники средств к существованию 
(доход от трудовой деятельности или иного 
занятия, пенсия, в том числе пенсия по 
инвалидности, стипендия, пособие, другой 
вид государственного обеспечения, иной 
источник средств к существованию).1 
          Персональные данные относятся к категории 
конфиденциальной информации, предполагающей 
отсутствие свободного доступа к ней и 
наличие эффективной системы ее защиты. 
Включение персональных данных в разряд 
конфиденциальных сведений направлено 
на предотвращение несанкционированных 
действий по уничтожению, модификации, 
искажению, копированию, блокированию 
информации, предотвращение других форм 
незаконного вмешательства в личную жизнь 
гражданина.   Действующие в отношении них 
ограничения снимаются при наличии согласия 
обладателя персональных данных. Последнее 
предполагается также и в том случае, когда 
субъект выполняет ряд возложенных на 
него обязанностей, например при оформлении 
паспорта, регистрации актов гражданского 
состояния и т.п.    Представленные в качестве 
динамичной монолитной категории, персональные 
имеют достаточно четкое внутреннее структурирование. 
Формирование в их составе ряда самостоятельных 
групп сведений обусловлено необходимостью 
их повышенной правовой защиты. В этой 
связи принято различать:        1) общедоступные 
персональные данные, доступ к которым 
неограниченного круга лиц предоставлен 
с согласия субъекта персональных данных 
или на которые в соответствии с федеральными 
законами не распространяется требование 
соблюдения конфиденциальности.          К разряду 
общедоступных персональных данных могут 
быть отнесены: фамилия, имя, отчество, 
год и место рождения, адрес, абонентский 
номер, сведения о профессии субъекта 
персональных данных. Общедоступная информация 
может использоваться любыми лицами по 
их усмотрению при соблюдении установленных 
федеральными законами ограничений в 
отношении распространения такой информации. 
Обладатель информации, ставшей общедоступной 
по его решению, вправе требовать от лиц, 
распространяющих такую информацию, указывать 
себя в качестве источника такой информации.           
Источники правового 
регулирования в области 
Необходимость защиты 
персональных данных работников базируется 
на одном из фундаментальных прав человека, 
не относящихся исключительно к предмету 
трудового права: защите от вмешательства 
в личную жизнь. В статье 12 Всеобщей декларации 
прав человека 1948 г. указывается:          Никто 
не может подвергаться произвольному 
вмешательству в его личную и семейную 
жизнь, произвольным посягательствам 
на неприкосновенность его жилища, тайну 
его корреспонденции или на его честь 
и репутацию. Каждый человек имеет право 
на защиту закона от такого вмешательства 
или таких посягательств.    Это право воспроизводится 
и в ст. 8 Европейской конвенции о защите 
прав человека и основных свобод, ратифицированной 
Россией. Кроме того, в Европейской конвенции 
говорится о том, что не допускается вмешательство 
со стороны публичных властей в осуществление 
этого права, за исключением случая, когда 
такое вмешательство предусмотрено законом 
и необходимо в демократическом обществе 
в интересах национальной безопасности 
и общественного порядка, экономического 
благосостояния страны, в целях предотвращения 
беспорядков или преступлений, для охраны 
здоровья или нравственности или защиты 
прав и свобод других лиц.      Таким образом, 
в отличие от общих положений Всеобщей 
декларации 1948 г. в Европейской конвенции 
указывается, что право человека на невмешательство 
в личную жизнь не абсолютно, а может быть 
ограничено с учетом определенных соображений. 
Следует также иметь в виду, что право 
на невмешательство в частную жизнь тесно 
соприкасается с правом на свободу слова: 
свобода слова ограничивается положениями, 
защищающими частную жизнь других лиц. 
То есть можно утверждать, что свобода 
слова заканчивается там, где начинается 
право на невмешательство в частную жизнь.[5]  В течение достаточно долгого 
времени кроме общих норм, подобных процитированным 
выше, ни в международных актах, ни в национальном 
законодательстве разных государств никаких 
специальных правил о порядке получения, 
хранения, обработки и передачи персональных 
данных не было. Ситуация стала меняться 
после начала распространения компьютеров, 
благодаря чему у компаний и государственных 
органов стало скапливаться большое количество 
персональных данных, которые относительно 
легко могли быть разглашены и тем самым 
нанести как моральный, так иногда и материальный 
вред лицам, которых касаются эти данные. 
Поэтому начиная с 1970-х гг. в промышленно 
развитых странах стало появляться соответствующее 
законодательство.5           В 
Российской Федерации основным законом, 
регулирующим правоотношения в области 
персональных данных, стал Федеральный 
закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных 
данных». Сфера действия Федерального 
закона ограничивается исключительно 
обработкой персональных данных, подразумевая 
под этим, в силу буквального толкования 
термина, их сбор, хранение, их возможный 
анализ, и тем самым исключает возможность 
защиты индивидуальной информации при 
ее распространении, хотя по статистике 
чаще нарушение прав и законных интересов 
граждан и организаций является следствием 
незаконного распространения персональных 
данных.    Однако следует отметить, что в 
термин «обработка персональных данных» 
законодателем было заложено куда более 
расширенное содержание, чем это представляется 
на первый взгляд. По смыслу пп. 3 п. 1 ст. 
3 настоящего Закона под «обработкой персональных 
данных» понимаются любые действия (операции) 
с персональными данными, включая сбор, 
систематизацию, накопление, хранение, 
уточнение (обновление, изменение), использование, 
распространение (в том числе передачу), 
обезличивание, блокирование, уничтожение 
персональных данных (ст. 3 настоящего 
Закона).          Объективные сложности правового 
регулирования в сфере защиты персональных 
данных обусловлены необходимостью сбалансировать 
в законе противоречивые интересы, как 
минимум, трех групп субъектов:      1)Граждан, 
чьи персональные данные собираются и 
обрабатываются (субъекты персональных 
данных);         2)
В такого рода ситуациях действующее законодательство, а равно органы государственной власти, ответственные за его исполнение, не могут в полной мере гарантировать охрану всех персональных данных, а также установить ограничения на сбор и распространение некоторых из них (в большей части это касается персональных данных, которые их обладатель распространяет самостоятельно). Однако с их стороны требуется реальный контроль за соблюдением установленных запретов с целью обеспечения надежной охраны для законодательно установленного минимума. Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает случаи, на которые не распространяется его действие. К таким случаям относятся, в частности: 1) обработка персональных данных физическими лицами в личных целях при условии соблюдения прав субъектов персональных данных. Например, физическое лицо может вести домашнюю адресную книгу, где указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефоны и т. д.; 2) организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, содержащих персональные данные. Положения о ведении таких документов регулируются соответствии Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 3) обработка подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 2 июля 2005 г.) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Порядок внесения юридических и физических лиц в Единый государственный реестр регулируется Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438). 4) обработка персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну. Сведения, составляющие государственную тайну, включают в себя совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством, в частности Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Цель Федерального закона «О персональных данных» заключается в обеспечении защиты прав и свобод гражданина при обработке его персональных данных в соответствии с основными правами и свободами, провозглашенными Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и Конституцией Российской Федерации (ст. 17). Так, в ст. 9 Декларации провозглашается право каждого на неприкосновенность его частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. А на основании ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Однако гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (ст. 8 указанного Закона). Необходимо также отметить, что и трудовое законодательство направлено на защиту персональных данных субъектов, состоящих в трудовых отношениях. При поступлении на работу человек сообщает о себе много различной информации. И для того, чтобы эта информация не использовалась против него, Трудовой кодекс РФ обязывает предприятие разработать специальное положение по защите персональных данных - «Положение о работе с персональными данными работников». Кроме того, в ст. 86 ТК РФ предусмотрены требования, которые необходимо соблюдать при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты. Обработка персональных данных работника должна осуществляться исключительно в целях содействия в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества, а так же в целях выполнения требований законов. Все персональные данные работника следует получать только у него самого. Если персональные данные работника возможно получить лишь у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее, и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель же должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральной закон 
от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» 
дает развернутое определение персональным 
данным - это любая информация, относящаяся 
к определенному или определяемому на 
основании такой информации физическому 
лицу (субъекту персональных данных), в 
том числе его фамилия, имя, отчество, год, 
месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, 
социальное, имущественное положение, 
образование, профессия, доходы, другая 
информация.       Персональные данные отнесены 
Перечнем сведений конфиденциального 
характера, утвержденным Указом Президента 
РФ от 06.03.97 № 188, к категории конфиденциальной 
информации, таким образом лицо, получившее 
доступ к персональным данным, обязано 
обеспечивать конфиденциальность таких 
данных, соблюдать требования о недопустимости 
их распространения без согласия субъекта 
персональных данных или иного законного 
основания. Обеспечение конфиденциальности 
не требуется в следующих случаях:       ·              
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая декларация прав человека - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
3. Конституция РФ - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
4. Трудовой кодекс РФ - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».