Теория государственного управления: истоки, традиции, новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Государственное управление - это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Из данного определения можно выделить:
- субъект управления – государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.
- объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
- управляющее воздействие государственных институтов - целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Общие сведения о теории государственного
управления
1.1. Понятие теории государственного управления……………………5
1.2. Объективная необходимость в государственном управлении……6
2. Развитие теории государственного управления
2.1. Истоки теории государственного управления……………………..8
2.2.Основные этапы развития теории государственного
управления
2.2.1. I этап развития теории государственного
управления ( 1880 - 1920г.г.)……………………………………………12
2.2.2. II этап развития теории государственного
управления (1920 - 1950гг.) ……………………………………………..16
2.2.3. III этап развития теории государственного
управления (1950г. - настоящее время)………………………………..19
3. Особенности развития теории государственного
управления в различных странах
3.1. Американская школа государственного управления…………….23
3.2. Школа государственного управления в Великобритании……….24
3.3. Школа государственного управления во Франции………………25
3.4. Школа государственного управления в Германии……………….27
4. Развитие теории государственного управления в
Республике Беларусь……………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Теория гос управления.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Теория и методология государственного управления»

на тему: «Теория государственного управления: истоки, традиции, новации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Общие сведения о теории государственного

управления

      1.1. Понятие теории государственного управления……………………5

      1.2. Объективная необходимость в государственном управлении……6

      2. Развитие теории государственного управления

 2.1. Истоки теории государственного управления……………………..8

 2.2.Основные этапы развития теории государственного

управления

         2.2.1. I этап развития теории государственного

управления ( 1880 -  1920г.г.)……………………………………………12

         2.2.2. II этап развития теории государственного

управления (1920 - 1950гг.) ……………………………………………..16

         2.2.3. III этап развития теории государственного

управления (1950г. -  настоящее время)………………………………..19

       3. Особенности развития теории  государственного

управления в различных странах

  3.1. Американская школа государственного управления…………….23

  3.2. Школа государственного управления в Великобритании……….24

  3.3. Школа государственного управления во Франции………………25

  3.4. Школа государственного управления в Германии……………….27

       4. Развитие теории государственного управления в

Республике Беларусь……………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………..32

Список использованных источников………………………………………34

 

 

Введение

Государственное управление — наука и искусство. Эта истина — дитя ушедшего XX в., одним из крупнейших достижений которого явилось создание науки управления. Искусство управления людьми, считавшееся веками даром Божьим, ниспосланным правителям — великим личностям, обрело рациональную основу. Оно переплелось с целенаправленным процессом политического руководства и государственного администрирования, ставшим профессиональной деятельностью наиболее активной группы людей.   

Таким образом, определение государственного управления состоит в признании его как объективно необходимой функции государства, как рациональной деятельности, не исключающей свободу, а являющейся общественно-политической формой ее выражения и осознанной реализации общественной необходимости.

Тема данной работы носит актуальный характер, поскольку острота проблемы эффективности государственного управления продиктована всем комплексом составляющих системного кризиса в стране. Преодоление его возможно лишь путем повышения эффективности государственного управления. Решение всех других проблем — политических, социально-экономических и прочих — объективно связано с эффективностью управляющей деятельности органов государственной власти.

Данная курсовая работа написана автором на основании трудов, которые в той или иной степени раскрывают проблему формирования и функционирования государственного управления.

Основная цель работы - наиболее полное и последовательное изложение вопросов возникновения и развития теории государственного управления.

Задачами курсовой работы являются:

1. Определить понятие  и основные положения теории государственного управления.

2. Выявить объективную необходимость в осуществлении государственного управления.

3. Проследить путь развития  теории государственного управления  с самых ее истоков и до  настоящего времени.

4. Кратко охарактеризовать особенности развития теории государственного управления в различных странах.

5. Дать характеристику  развития теории государственного  управления применительно к Республике  Беларусь.

Курсовая работа традиционно состоит из следующих структурных частей: введения, в котором автором освещается актуальность данной темы, цель, задачи написания, а также структура работы; основной части, где раскрывается основная тема работы; и заключения, содержащего выводы по существу выбранной темы. Курсовая работа содержит список источников, которые были использованы автором при ее написании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения о теории государственного управления Государство по природе своей есть организация политической власти и управления. Власть как способность одних групп общества навязывать свою волю всему обществу существовала и существует постольку, поскольку является орудием управления людьми. В основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции, и политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту общественную функцию выполняло. Поэтому надо признать корректным определение государства в собственном, узком смысле понятия как основного института политической системы классового общества, осуществляющего управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Современная теория государственного управления вобрала в себя политические идеи великих древних мыслителей, политических философов эпохи Возрождения и нового времени, участников создания американской конституции, немецких философов, выдающихся российских политических теоретиков и ученых-юристов.

Теория государственного управления, как и другие социально-политические науки, интернациональна; она — синтез знаний, накопленных отечественными и зарубежными исследователями и политиками-практиками. Доминирующим же аспектом в нем, конечно, является анализ проблем организации и функционирования государственного управления в данной стране, в частности в Беларуси.

1.1. Понятие теории государственного управления

Государственное управление - это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

Из данного определения можно выделить: 

- субъект управления – государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.

- объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

- управляющее воздействие государственных институтов - целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие.

Государственное управление слагается из совокупности взаимосвязанных типичных действий, образующих структуру управленческого процесса. Это анализ конкретной ситуации; выбор целей; прогнозирование, разработка государственной стратегии и планирование деятельности по осуществлению выбранных целей, намеченной стратегии; информирование управляемого объекта; организация; координация; активизация (мотивация, стимулирование); регулирование; контроль; обобщенная оценка результатов управления. Указанные виды деятельности называют функциями управления, совокупность которых составляет его содержание.

1.2. Объективная необходимость в государственном управлении

Объективная необходимость в государственном управлении обществом обусловлена как общими историческими и социально-политическими, так и специфическим для конкретного общества факторами. Первая группа факторов связана с природой государства, его объективным предназначением. Задачей государства с ранних времен его существования и развития была задача установления и поддержки некоторых единых правил поведения членов сообщества, а также организация и регулирование жизненно необходимых видов продуктивной деятельности (производственной, торговли и т.д.). На плечах государства всегда оставалась функция защиты, жизненного пространства (территории) данного сообщества.

Из общества выделился слой людей, основным занятием которого стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой составлял аппарат государства - раннюю бюрократию. Происходившее расслоение общества на классовые группы приводило к захвату государства теми или иными группами и приспособлению его к своим интересам.

Для каждой страны проблемы, решаемые государством, приобретают свою специфику, связанную с ее конкретными особенностями и характером переживаемого исторического этапа. Управление обществом не будет отвечать стоящим перед ним объективно обусловленным задачам, если правящие силы не проявят способность руководствоваться в своей деятельности знаниями общих закономерностей, а также учитывать состояние, уровень развития, традиции народа, которым они управляют, его духа и ожидания.

Объективно необходимая роль рациональной системы государственного управления проявляется особенно отчетливо в переходный период, когда старая политическая система сменяется новой. Стабильность в обществе обеспечивается при условии продуманной стратегии демонтажа структур существующей системы и постепенной, логически последовательной замены их структурами более совершенными.

Признание объективной необходимости рационального управления обществом не противоречит естественной ограниченности рациональности. Концепция государственного управления включает требование разграничения функций рационального, целенаправленного воздействия органов государства на общество и самоорганизации социальных субъектов, выражающейся в различных формах общественного самоуправления. Сфера вмешательства государства в общественные дела ограничивается гражданским обществом, составляющим социальную базу бытия государства как политико-правового института. Круг проблем, охватываемый государственным разумом, никогда не исчерпывает множество вопросов, вытекающих из реальных или возможных проблемных ситуаций, заключенных в бытии той или иной социальной системы. Мыслящий субъект постоянно стремится расширить его. Однако нельзя объять необъятное. Поле для действия стихийных сил остается, а стало быть, сохраняется и необходимость для использования в государственной деятельности механизмов спонтанной регуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие теории государственного управления

2.1. Истоки теории государственного управления

Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый  период  общество прошло путь от аграрного  до  информационного.  Соответственно,  за это время менялась  и  роль  государства  в  обществе.  В  начальный  период развития главным было  захватить  власть  и  удержать  её.  В  ту  эпоху  не существовало понятия «государственное управление», а тем более,  специальной науки о нём.

Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Обнаружены документы шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Грандиозные сооружения Древнего Египта вызывают и сейчас изумление не только масштабностью, размахом строительных работ, но и организационным талантом древних строителей. Неоценим вклад мыслителей Древней Греции и Рима в управление социумом, особенно в искусство управления. Именем великого афинского философа Сократа назван один из методов искусства управления. Другой великий мыслитель-историк - Ксенофонт - утвердил управление людьми как особый вид искусства. В те же годы персидский царь Кир изучал причины, побуждающие людей к труду, т.е. проблемы мотивации. Достойный ученик великого Сократа Платон ввел понятие специализации. В 325 г. до нашей эры Александр Македонский создал орган коллегиального планирования и управления войсками — штаб.

Вопросы государственного управления содержались  еще в трудах таких мыслителей Древней Греции, как Платон и Аристотель. Античные философы придавали решающее значение разделению труда в деятельности государства и на основании этого   выделяли   "три   элемента"    всякого   политического  устройства: законодательный,  исполнительный  и  судебный.  Ими  был  также определен  круг  вопросов,  которые входили в компетенцию  каждого элемента.

При рассмотрении вопроса истоков теории государственного управления невозможно не упомянуть таких мыслителей, как итальянец Н.Макиавелли, английский  философ  Дж.Локк и французский правовед Ш.Л.Монтескье.

  Макиавелли теоретически разработал  идею  единой государственной власти  и полновластия правителя. Власть,  которую он конструировал, не  должны были волновать ценности отдельного человека. Цель ее существования - удовлетворение исключительно собственных интересов. Локк и Монтескье придерживались более демократичных взглядов. Однако если Локк подчеркивал  верховенство законодательной власти, рассматривая ее в  качестве гаранта единства  госвласти  в целом, то Монтескье считал дурным влияние всякой власти,  кто бы ей ни  пользовался: должностное лицо или представительное собрание. Он был первым,  кто  четко обрисовал   категорию  политической   ответственности   и  показал  характер отношений между  властью, создающей  законы  и  властью, их исполняющей. Идеи  Монтескье  получили  широкую поддержку  среди  мыслителей  18-19  веков. Это  -  родоначальник  немецкой классической философии И.Кант, давший философское обоснование теории Монтескье, родоначальник  французского  либерализма   Б.Констан, который разработал  учение  о  четырех   властях (четвертая власть, по его мнению, должна сдерживать три основных), английский философ Дж.С.Милль, более подробно чем Монтескье описавший  категорию политической   ответственности.

Информация о работе Теория государственного управления: истоки, традиции, новации