Географический детерминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

1.Географический детерминизм (от лат. determino — определяю)
- немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района. Концепция «географического детерминизма» утверждает, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей, а следствие в

Вложенные файлы: 1 файл

Географический детерминизм.docx

— 22.46 Кб (Скачать файл)

Географический детерминизм

1.Географический детерминизм (от лат. determino — определяю)

- немарксистская социологическая  концепция, пытающаяся объяснить  явления общественной жизни особенностями  природных условий и географическим  положением страны или района. Концепция «географического детерминизма»  утверждает, что процесс общественного  развития это не результат  проявления объективных закономерностей,  а следствие влияния природных  сил. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой.

2.История географического детерминизма.

  2.1. Впервые вопрос о роли географического фактора в развитии общества был поставлен в древней Греции. В то время человек сильно зависел от природной среды и естественно, что главным, в географии было то, как природная среда влияет на жизнь людей, их культуру, историю и т.п. Гиппократ считал: тело и дух людей определяется климатом, а Аристотель:  жители холодных стран храбры, но лишены выдумки и технической изобретательности, в отличие от людей проживающих в теплых краях.

  Но стоит сказать,  что античные мыслители, увидевшие  объективную связь между человеческим  обществом и вмещающим его  ландшафтом, абсолютизировали её, сильно  преувеличили.

  Надо иметь в виду, что этим термином пользовались историки и политики, географы не делали таких шовинистических выводов. Геродот в V в до н.э. пытался объяснить жизнь людей, их нравы и обычаи, с природной точки зрения, но не говорил, что одних надо поработить, потому что они выросли не там.

  Геродот обычно трактуется  как историк. Но он был в  то же время (и, может быть, в большей степени) географом…  он проводил широкое исследование, чтобы точно показать страны  Средиземноморья и Ближнего Востока,  Египет и Персию. Можно сказать,  что Геродот стал не только  как основоположником двух наук  – истории и географии, но  и прямого предшественника современной  зарубежной социальной географии,  “географии действия”, ставящей  перед собой задачу решения  наболевших социальных противоречий  и опирающейся на теоретическую  базу классического географического  детерминизма. Не случайно журнал, в котором опубликована эта  статья, носит название “Геродот. Журнал географии и геополитики”.

  2.2. Новые идеи были внесены в географическое обоснование исторического процесса Страбоном. Идеологической основой для этого была империалистическая экспансия Римской республики, перешагнувшей границы Италии и утратившей в своём пространственном расширении исходные политические институты. Идеи Страбона будут надолго забыты, но их отблеск можно найти в Англии в конце XVIII века, а своим полным цветом им суждено расцвести в лоне германской геополитики.

  (Нужно упомянуть, что в начальной фазе Географический детерминизм играл прогрессивную роль, хотя и содержал в себе в неразвитой форме некоторые реакционные идеи (в частности, признание неразвитости народов, живущих в разных климатических условиях, объяснение рабства, деспотизма и т.п. природными условиями).

Вновь географический детерминизм  получил свое развитие в XVI в. Особо важное значение для детерменизма сыграли такие великие ученые, как Жан Боден и Монтескье.

2.3.В 1566 год в свет выходит первая знаменитая книга Бодена "Метод облегченного изучения истории»,которая стала популярна во всей Европе. Основная идея книги заключается в том, что качества человека во многом зависят от тех природных условий, в которых он проживает. Эта теория, называемая теорией географического детерминизма. Т.к. она пережила свой расцвет еще в эпоху античности, поэтому не случайно, что Жан Боден так часто цитирует Платона.

В своей работе Жан Боден не только обуславливает особенности народов климатическими и другими географическими условиями, но и делает выводы о роли этих факторов на социально-политическое устройство государств, находящихся в различных точка Земного шара. Он пишет oб особенностях развития науки на севере и на юге, на западе и востоке. Наконец, он приходит к определенным выводам о роли различных государств в жизни Европы в период рабовладельческого и феодального строя. При этом он не ограничивается государствами Европы, но переносит свой интерес и на государства Передней Азии и Ближнего Востока.

Можно сказать, что Жан  Боден создал с одной стороны первую геополитическую модель нового времени, а с другой - впервые вывел зависимость духовной жизни человека и целой нации и условий их существования.

Выдвигая на первый план влияние естественных условий, Боден уделяет особое влияние климату. Боден разделил землю на три пояса:

1. Экваториальный

2. Полярный

3. Умеренный

Каждый из них он связал с предпосылками для определённого  труда человеческой деятельности: “И если правильно изучать историю, увидишь, что величайшие полководцы приходят с севера, а искусство, философия  и математика рождаются на юге”. Боден даёт в своём труде конкретные рекомендации правителю, желающему установить оптимальный политический режим, связанные с учётом географических факторов.

2.4.Выводы Бодена отразились на взгляде Шарля Монтескье, который попытался поднять географический детерминизм на уровень естественных наук его времени, сформулировать законы, подобные законам Галилея, Кеплера, Ньютона.

(стоит сказать, что На этом этапе своего развития географический детерминизм противостоит феодально-религиозной идеологии, проповедовавшей божественную предопределенность общественных явлений).

Наиболее последовательно  концепция географического детерминизма разработана в его книге «Дух законов».

Было достижением, основываясь  на возросших географических знаниях  своего времени, вновь обратиться к  систематическому решению вопроса, который, опираясь на попытки античных авторов, ставили и на который  довольно примитивно отвечали еще Боден и другие. Но интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Например, Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом. Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

Географический детерминизм  по Монтескье стал рабочей социологической  гипотезой тех, кого принято называть “просвещенными монархами”

2.5. Наибольшей популярностью географический детерминизм пользовался во второй половине XIX века.

В классической немецкой философии была поставлена проблема диалектической взаимосвязи  развития природы и развития общества, проблема, стоявшая на уровне тех теоретических  задач, которые были характерны для  философии Гегеля. Он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Но Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил её. А непосредственно Решить ее попытался в своём труде Карл Риттер (1779 – 1859), впервые внёсший идеалистическую диалектику в анализ конкретного случае географического, а не исторического материала. В этом отношении показательна фигура Гердера, из которого порой делают какого-то непоследовательного приверженца Монтескье, сделавшего шаг назад сравнительно с его откровениями. А между тем во многом он предвосхитил Риттера: “Единственное и лучшее – это, следуя Гиппократу с его дальновидной наивностью, наблюдать климат отдельных местностей и затем медленно, медленно делать выводы”.

Карл  Риттер словно разрешал задачу, поставленную Гердером. Однако во главу угла им было поставлено понятие ландшафта, получившее у Риттера логическое завершение в понятии “географического индивидуума”. Последнее обозначало “органическую природную область”, характеризующуюся как внешними границами, так и внутренними связями, через которую и осуществлялось влияние природы на более или менее компактные массы людей.

Также огромное влияние имело созданное Марксом учение о роли географического фактора в развитии общества имело огромное идеологическое значение. Маркс показал, что связанная с географическими условиями неравномерность развития различных государств, которая абсолютизировалась приверженцами геодетерминизма, определяется тем, что общество на различных этапах своего развития по-разному использует естественные богатства природы. Последние были разделены Марксом на две группы:

1. Естественные богатства средствами  жизни (плодородие почвы, обилие  рыбы в водах, дичь, плоды)

2. Естественные богатства средствами  труда (действующие водопады, судоходные  реки, лес, металлы, уголь, нефть)

“При  зачатках культуры, - писал Маркс, - имеет  решающее значение первый род, на более  высоких ступенях – второй род  общественного богатства”.

У Маркса диалектика развития природы  и общества приобретает законченно-материалистический вид: воздействуя для поддержания  своего существования “на внешнюю  природу и изменяя её”, человек  “в то же время изменяет свою собственную  природу”.

2.7. Среди русских ученых важную роль для географического детерминизма сыграли Мечников Л.И., Соловьев С.М., Ключевский В.О., Плеханов Г.В. 
 
Мечников Л.И. в издании "Цивилизация и великие исторические реки" разделяет законы природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество.  
 
Общественностью Мечников Л.И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивщих свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей.  
 
По мнению данного ученого, развитие социологии может быть осуществлено при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных законов. Во-вторых, при определении критериев социального прогресса с точностью биологической науки.

Он выделяет три эпохи  в ходе истории: 
 
1. Речная (период создания древних государств по берегам рек); 
2. Морская или среднеземноморская (цивилизации создаются вокруг морей) 
3. Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки) 
 
Ключевский В.О., как представитель географического детерминизма, большое внимание уделяет влиянию природы на начальной стадии развития человеческого общества.

3. Заключение

Географические  факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом  уже независимо от первоначальной среды  обитания.

Следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустимо  полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя полностью согласиться  с представителями "географического  детерминизма", которые усматривают  однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью  определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и  техники, культурный обмен между  народами создают определенную независимость  человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.


Информация о работе Географический детерминизм