Военная безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Несмотря на то, что в последнее время в России несколько возросла активность в обеспечении политической, экономической, финансовой, информационной, экологической и некоторых других видов безопасности, роль и значение военной силы в обеспечении национальной безопасности страны остается одной из главных. Если говорить об авторитете России как мировой державы, то военная безопасность должна быть важнейшим компонентом национальной безопасности. Особенно это актуально сейчас, когда Россия ослаблена в экономическом, политическом, геостратегическом положении, в чем заинтересованы США, НАТО и ряд сопредельных государств.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат нац безопасность.docx

— 40.58 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Обеспечение национальной безопасности является важнейшей функцией и исключительной обязанностью государства. Национальная безопасность основывается на всей совокупной мощи государства, однако меры, осуществляемые в целях ее обеспечения в различных  сферах, в большинстве случаев  прямо или косвенно опираются  на военную мощь, которая продолжает определять его вес и влияние  в мировом сообществе.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Социально-политические и экономические  изменения, происходящие в сегодняшней  России, масштабны и закладывают  основы для будущего развития страны. 

Несмотря на то, что в  последнее время в России несколько возросла активность в обеспечении  политической, экономической, финансовой, информационной, экологической и  некоторых других видов безопасности, роль и значение военной силы в  обеспечении национальной безопасности страны остается одной из главных. Если говорить об авторитете России как  мировой державы, то военная безопасность должна быть важнейшим компонентом  национальной безопасности. Особенно это актуально сейчас, когда Россия ослаблена в экономическом, политическом, геостратегическом положении, в чем заинтересованы  США, НАТО и ряд сопредельных государств.

Поэтому обеспечение военной  безопасности Российской Федерации, адекватной военным угрозам ее национальной безопасности и условиям социально-экономического развития является в настоящее время  одной из насущных проблем нашего государства.

 

 

 

  1. Понятие военной безопасности
    1. Содержание понятия военная безопасность
  Безопасность - состояние  защищенности жизненно важных  интересов личности, общества и  государства от внутренних и  внешних угроз.
 Различают:
- социальную безопасность: правовую, интеллектуальную, духовно-культурную;
- экономическую безопасность: финансовую, хозяйственную, технологическую;

- территориальную безопасность: экологическую, сырьевую, жизненную;

- военную (оборонную) безопасность.1

Понятия «военная безопасность»  и «обеспечение военной безопасности»  многогранны и могут иметь  глобальный, региональный и национальный (государственный) и иные аспекты.

В формате национальной безопасности военная безопасность тесно взаимосвязана  с безопасностью государства, общества и личности. Кроме того, в самих  системах военной безопасности и  обеспечении военной безопасности выделяют научную, политическую, промышленную, техническую, технологическую, экономическую  и другие составляющие. При общей  исходной основе каждый аспект имеет  свои характерные признаки, функциональную и иную специфику, различные параметры  критериев и пороговых значений и т.д. Детальный анализ содержания понятий «военная безопасность»  и «обеспечение военной безопасности»  требует рассмотрения всего спектра  особенностей.

Понятие «военная безопасность»  является производным от понятия  «безопасность». В современных научных публикациях, посвященных теории безопасности, распространены два аспекта понимания безопасности. Во-первых, как не угрожаемое состояние, при котором объекту безопасности не угрожает реальная опасность. Во-вторых, как совокупность определенных действий субъекта безопасности по обеспечению собственной безопасности.

В то же время, понятие «безопасность» исходит из осознания того факта, что абсолютной безопасности - в  ее лингвистическом осмыслении как  состояния отсутствия угроз (опасностей), в практической жизнедеятельности  быть не может, однако повысить уровень  безопасности до уровня, исключающего причинение неприемлемого ущерба, необходимо и возможно.

Безопасность в системе  национальной безопасности рассматривается  как устойчивое состояние совокупности личности, общества и государства, сохраняющее  свою целостность и способность  к саморазвитию и прогрессу, в  т.ч. в условиях неблагоприятных  внешних и внутренних воздействий.

На постсоветском пространстве в большинстве официальных документов военная безопасность трактуется как  состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и  внутренних военных угроз. Одновременно в научных публикациях военная  безопасность рассматривается, как  способность субъекта безопасности гарантированно противостоять военному давлению в любой форме, т.е. создавать  условия для развития.

То есть в обобщенном виде военная безопасность представляется в двух качествах. С одной стороны - это состояние, при котором отсутствует  объективно существующая вероятность  силового давления, с другой - такое  количественное и качественное состояние  военного потенциала, при котором  исключается возможность применения вероятным противником военной  силы для достижения собственных  целей.

Военная безопасность испытывает совокупное воздействие различного рода внешних и внутренних факторов, обусловленных:

 - содержанием и направленностью национальных интересов и целей;

 - военно-политической обстановкой на глобальном и региональном уровне и характером межгосударственных отношений;

- уровнем и характером  военных угроз, а также вероятностью  их воплощения в жизнь;

- принадлежностью государства  к определенному региону и  его вовлеченностью в военные  союзы и блоки;

- наличием и состоянием  военного потенциала и других  ресурсов для обеспечения военной  безопасности, соотношением сил  и средств, а также степенью  готовности потенциального противника  применить средства вооруженного  насилия для разрешения сложившихся  противоречий и получения односторонних  преимуществ;

- внутренней политической, социально-экономической, религиозной  и иной ситуацией;

- влиянием со стороны  других элементов системы национальной  безопасности и т.п. 

В ходе развития происходят непрерывные процессы их взаимодействия и противоборства, управляющее воздействие  на которые оказывает система  военной безопасности.

 

           1.2 Факторы, формирующие военную безопасность

Состояние военной безопасности не является величиной постоянной, а  динамично меняется в результате взаимодействия и противоборства различного рода факторов, тесно взаимосвязанных  между собой и взаимодополняющих  друг друга. Среди них выделяются:

Во-первых, постоянные факторы, которые  сохраняют свою стабильность во времени  и пространстве, за исключением катаклизмов, затрагивающих основы существования  общества и государства. К ним  относятся географическое положение государства, рельеф местности, климатические условия, национальные, религиозные и иные традиции и т.д.

Во-вторых, переменные факторы, имеющие  долгосрочный характер. Сюда можно  отнести погранично-территориальные  противоречия, затянувшиеся процессы политического и экономического переустройства государства, что характерно для Центральной Евразии.

В-третьих, переменные факторы, возникающие  в ходе исторического развития и  формирующиеся под воздействием:

- глобальных и региональных  политических и экономических  процессов и складывающихся в  связи с этим международных  отношений и военно-политической  обстановки;

- процессов внутреннего развития, определяющих состояние экономического  и военного потенциала.

По своему содержанию, характеру  и степени воздействия на военную  безопасность они не являются постоянными  и претерпевают существенные изменения  в зависимости от складывающейся ситуации. Сюда относятся геополитическая (геостратегическая и геоэкономическая) значимость страны, характер политических и экономических отношений с  другими государствами, состояние  экономического и оборонного потенциала, внутренняя социально-политическая и  социально-экономическая ситуация и др.

На глобальном уровне ситуация в  области военной безопасности определяется процессами глобализации и формирования нового мирового порядка.

Цивилизационный разрыв в последние  десятилетия быстро усугубляется из-за технологической и информационной революций в богатых государствах («Север» или «Запад») и больших  темпов прироста населения в бедных государствах («Юг» или «Восток»).

Сложившаяся ситуация привела к  большим различиям в потреблении  сырья и материалов, обостряя социально-экономические  проблемы и этнические противоречия в государствах Юга, что, в свою очередь, способствовало усилению национального эгоизма, накоплению агрессивного потенциала в слабо развитых регионах мира и, в конечном итоге, поляризации человеческого сообщества, росту цивилизационных антагонизмов. Все это в совокупности стало одним из определяющих факторов роста числа и влияния экстремистских и террористических организаций.

На региональном уровне состояние  военной безопасности определяется внутренними факторами, присущими  именно этому региону. Например, характер взаимоотношений между государствами, отсутствие или наличие острых межгосударственных противоречий, которые могут спровоцировать применение военной силы, территориальные  претензии, межнациональные конфликты  и т.п.

В то же время сохраняют свою актуальность факторы глобального характера. Например, наиболее вероятными объектами  силового воздействия в процессе передела мира являются государства, находящиеся  на геополитических границах. Это  в полной мере относится и к  государствам Центральной Евразии. В рамках концепции «агрессивного  миротворчества» они могут подвергнуться  «гуманитарной интервенции», то есть вторжению с использованием военной  силы, если США и государства НАТО, опять же в одностороннем порядке, посчитают, что здесь происходят массовые нарушения прав человека.

На национальном или государственном  уровне состояние военной безопасности имеет внешний и внутренний аспекты. Первый обусловлен военно-политической обстановкой, соотношением сил и  средств конфликтующих сторон, наличием или отсутствием надежных союзников, участием государства в региональной и глобальной безопасности и другими  факторами. Второй - экономическим, демографическим  и военным потенциалом, уровнем  политической и социально-экономической  стабильности, результативностью проводимой военной политики, способностью государства использовать невоенные средства предотвращения военного конфликта и т.п.

Возрастание роли военной силы в  международных отношениях требует  особого внимания к факторам, влияющим на состояние военной безопасности, которые непосредственно касаются военной организации государства. Среди них выделяются:

- состояние системы управления, ее соответствие целям и задачам  вооруженной борьбы, способность  бесперебойно функционировать в  любых условиях обстановки;

- соответствие военной стратегии  и тактики ведения боевых действий  целям и задачам обеспечения  военной безопасности в зависимости  от предполагаемого характера  военных конфликтов, экономических,  демографических, сугубо военных  и иных возможностей государства;

- соответствие организационно-штатной  структуры войск целям и задачам  вооруженной борьбы в зависимости  от предполагаемого характера  военных конфликтов, особенностей  ведения боевых действий предполагаемым  противником, театра военных действий;

- наличие и состояние резервов  необходимых для ведения боевых  действий в зависимости от  предполагаемого характера военных  конфликтов, их интенсивности и  длительности;

- наличие и состояние средств  вооруженной борьбы, соответствие  их возможностей целям и задачам  эффективного противодействия средствам  вооруженной борьбы предполагаемого  противника;

- уровень подготовки органов  управления, войск и военно-обученных  резервов к выполнению задач  по предназначению;

- уровень готовности театра  военных действий в соответствие  с целями и задачами вооруженной  борьбы;

- уровень научного обеспечения  вооруженной защиты в соответствие  с тенденциями развития средств  вооруженной борьбы и практики  их применения, военной стратегии и тактики действий предполагаемого противника;

- финансово-экономическое обеспечение  военной организации государства.

Перечисленные факторы в большинстве  своем имеют переменную величину и направленность. В своем негативном выражении они являются источником военных угроз национальной безопасности. Но реальными угрозами, способными привести к военному конфликту, они  становятся в совокупности и во взаимосвязи  между собой в конкретной военно-политической обстановке.

Способность государства обеспечить приемлемый уровень военной безопасности во многом зависит от того, насколько  своевременно будут определены и  зафиксированы военные угрозы национальной безопасности. Выявление угроз на стадии их зарождения позволяет вовремя  предпринять соответствующие меры и действия, направленные не только на срыв замыслов вероятного агрессора  и нанесение ему ответного  удара (отражение агрессии). Главное - остается возможность устранения предпосылок для возникновения  военного конфликта путем разрешения возникших противоречий политико-дипломатическими и другими мирными средствами.

Информация о работе Военная безопасность РФ