Военная безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Несмотря на то, что в последнее время в России несколько возросла активность в обеспечении политической, экономической, финансовой, информационной, экологической и некоторых других видов безопасности, роль и значение военной силы в обеспечении национальной безопасности страны остается одной из главных. Если говорить об авторитете России как мировой державы, то военная безопасность должна быть важнейшим компонентом национальной безопасности. Особенно это актуально сейчас, когда Россия ослаблена в экономическом, политическом, геостратегическом положении, в чем заинтересованы США, НАТО и ряд сопредельных государств.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат нац безопасность.docx

— 40.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Военная безопасность Российской Федераци
    1. Сущность, структура и содержание военной безопасности России

В военной доктрине Российской Федерации военная безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять. Она характеризует способность государства противодействовать возникновению войны, вовлечению в войну, а в случае ее возникновения - сведения к минимуму ущерба и разрушительных последствий для национальной безопасности страны.

Требуемый уровень военной  безопасности Российской Федерации  достигается при наличии всего  комплекса структурных компонентов  как чисто военных, так и политико-дипломатических, экономических, идеологических и других, целенаправленными и скоординированными усилиями государственных институтов.

Политико-дипломатический  компонент военной безопасности обеспечивается:

- высоким уровнем системы  коллективной (международной) безопасности;

- интегрированностью государства  в систему военно-политических  союзов;

- приемлемым соотношением  военно-политических сил в мире;

- гарантированной реализацией  международных договоров и соглашений, в которых участвует Россия;

- дальнейшим совершенствованием  режима международного контроля  над вооружениями и нераспространением  оружия массового уничтожения  и средств его доставки.

Экономический компонент  военной безопасности включает:

- материально-финансовые  возможности, обеспечивающие обороноспособность  страны;

- количественные и качественные  параметры Вооруженных Сил и  других войск;

- военно-промышленный комплекс, который обеспечивает всем необходимым  армию, флот и другие войска, создает мобилизационный резерв  вооружения и военной техники; 

- научно-технический потенциал,  позволяющий создавать новые  виды оружия и военной техники;

- мобилизационные возможности  промышленности, обеспечивающие в  случае необходимости поставку  Вооруженным Силам и другим  войскам потребного количества  вооружения и военной техники.

Военный компонент включает в себя военную организацию государства, создаваемую для обеспечения  военной безопасности с опорой на военную силу. 
Он предполагает наличие определенных количественных и качественных показателей, к которым относятся:

-  численность Вооруженных  Сил с системами управления  и обеспечения, другие войска, воинские формирования и органы;

-  уровень подготовки  войск и сил, от которой зависят  их боеспособность и боевая  готовность;

- техническая оснащенность  Вооруженных Сил и других войск  (военной техникой, боеприпасами, военно-техническим  имуществом);

- наличие запасов вооружения  и военной техники, содержащихся  в арсеналах, на базах и складах;

- состояние военной инфраструктуры (стационарные объекты), предназначенной  для обеспечения обучения войск  (сил), стратегического и оперативного  развертывания и ведения военных  действий.

Морально-психологический  компонент, который тесно связан с военным компонентом, включает:

- духовные возможности  населения страны, которые определяются  степенью морального состояния  и психологической подготовкой  населения;

- общественный статус  военнослужащих, представляющий собой  совокупность их прав и обязанностей, положение и престиж в обществе  и государстве; 

- морально-психологическое  состояние основных категорий  личного состава Вооруженных  Сил и других войск.

Военная безопасность подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и национальный.

На глобальном уровне военная  безопасность России обеспечивается мероприятиями  по контролю за нераспространением оружия массового уничтожения, сокращению стратегических наступательных вооружений и др.

На региональном уровне военная  безопасность России обеспечивается укреплением  военно-стратегического положения  России путем создания системы коллективной безопасности в масштабе СНГ, прежде всего в рамках ОДКБ.

На национальном уровне военная  безопасность России обеспечивается в  основном созданием необходимого военного потенциала страны. 
Обеспечение военной безопасности РФ является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

Содержание  военной безопасности России включает:

а) в мирное время:

- формирование и реализация единой государственной политики в  области обеспечения военной  безопасности;

- поддержание    внутриполитической    стабильности,     защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

- развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений  с соседними и другими государствами;

- создание и совершенствование  системы обороны Российской Федерации и ее союзников;

- всестороннее  обеспечение и качественное  совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются – Вооруженные Силы и другие войска), поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;

- подготовка системы мероприятий  по переводу Вооруженных Сил и  других войск на условиях военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);

- совершенствование экономической,  технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной  готовности экономики, создание   условий,   обеспечивающих   заблаговременный   перевод предусмотренных планом предприятий промышленности на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;

- защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом  океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и  других видов деятельности в прилегающей  морской зоне и удаленных районах  Мирового океана;

- охрана и защита государственной  границы Российской Федерации в  пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической  зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

- поддержка (при необходимости) политических акций Российской Федерации  путем проведения соответствующих  мероприятий военного характера, а  также военно-морского присутствия;

- подготовка к территориальной  и гражданской обороне;

- развитие необходимой  военной инфраструктуры;

- обеспечение безопасности  и  защита граждан Российской Федерации  от военных угроз;

- формирование сознательного  отношения населения к обеспечению  военной безопасности страны;

- осуществление контроля  за взаимным выполнением договоров  в области ограничения, сокращения  и ликвидации вооружений и  укрепления мер доверия;

- обеспечение готовности  к  участию (участие) в миротворческой деятельности;

б) в угрожаемый период и с началом  войны (вооруженного конфликта):

- своевременное объявление  состояния  войны, введение военного или чрезвычайного  положения в стране либо в отдельных  местностях, проведение полного или  частичного стратегического развертывания  Вооруженных Сил и других войск  либо, их части, и приведение их в  готовность к выполнению задач;

- координация в соответствии с федеральным законодательством  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления,общественных организаций и граждан в интересах отражения  агрессии;

- организация   и   скоординированное   ведение   вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

- принятие и реализация решений по подготовке и ведению  военных действий;

- перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также  предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени;

- организация и осуществление  мероприятий территориальной и  гражданской обороны;

- оказание помощи союзникам  Российской Федерации, привлечение  и реализация их возможностей для  достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);

- предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженных конфликт) на стороне агрессора;

- использование   возможностей   ООН,   других   международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановлениях международной стабильности, безопасности и мира.

 

    1. Проблемы обеспечения военной безопасности России

 Целью обеспечения военной  безопасности Российской Федерации  является создание и поддержание  такого политического, международного и военно-политического  положения  страны,  которое  исключало  бы возможность для любого государства или союза государств путем любых видов воздействия ослабить роль и значение России как суверенного субъекта мирового сообщества.

Достижение этой цели зависит  не только от достаточного и своевременного финансирования военной сферы, но и  от создания эффективной системы  руководства военным строительством и управления военной  организацией  Российской  Федерации,  от разработки  и совершенствования в целом теоретических и организационных основ формирования и планирования развития военной организации страны, а также механизма реализации основных направлений военного строительства с учетом происшедшего за последние десятилетия кардинального изменения характера вооруженной борьбы с применением современного оружия и технических средств.

Оценивая на фоне реального  положения экономики ситуации во внешнеполитической и военных сферах, социального климата российского  общества, состояние защищенности личности, общества и государства от внешних  и внутренних угроз различного характера, следует признать, что проблемы обеспечения  национальной безопасности в стратегии  развития Российской Федерации до 2020 года должны занимать приоритетное место.

Основные проблемы обеспечения  военной безопасности связаны  с незавершенностью  процесса реформирования  военной  организации государства, сохраняющимся разрывом между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточным финансированием национальной обороны, не вполне разработанными подходами к военному строительству и применению Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, несовершенством нормативно-правовой базы.

К настоящему времени еще  не создана эффективно функционирующая  система обеспечения военной безопасности РФ, адекватная прогнозируемым военным угрозам  и условиям социально-экономического развития страны. Это объясняется, в свою очередь, нерешенностью целого ряда важнейших вопросов, от которых зависит состояние военной безопасности РФ, в частности, недостаточным и несвоевременным финансированием военной сферы, невысокой эффективностью системы руководства военным строительством и управления военной организацией РФ, отсутствием действенного механизма реализации основных направлений военного строительства с учетом происшедшего за последние десятилетия кардинального изменения характера войн и вооруженных конфликтов.

Оценивая на фоне реального  положения экономики ситуацию во внешнеполитической и военной сферах, социальный климат российского общества, состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз  различного характера, следует признать, что вопросы обеспечения военной  безопасности в стратегии развития РФ не являются приоритетными.

Не определено правильное соотношение приоритетов обеспечения  видов безопасности РФ. В последнее  время в связи с уменьшением  вероятности возникновения мировой  ядерной войны некоторые политики склонны отодвигать ВБ на второй план, считая, что сейчас на первое место  выходят другие виды безопасности страны, например, экономическая, экологическая, продовольственная и т.д.

Не сформировано новое  понимание проблемы обеспечения  военной безопасности, особенно в плане соотношения  военных и невоенных мер в  отражении (предотвращении) военных  угроз. Не осуществлена системная, научная  разработка проблем межгосударственного  противоборства невоенными мерами, не обеспечивается подготовка соответствующих  кадров широкого профиля и практическое овладение ими всеми формами  борьбы. Это,  в свою очередь, не позволяет осуществлять комплексный и взаимосвязанный учет основных  факторов при  организации функционирования системы обеспечения ВБ, рассматривать ее в качестве механизма, призванного реализовывать принятые в РФ концептуальные взгляды и политические установки по укреплению ее безопасности путем координации деятельности органов законодательной, исполнительной власти и всех других элементов военной организации государства.

Информация о работе Военная безопасность РФ