Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.
Это в свою очередь потребовало разработки учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия – это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностях предприятия. Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА». 4
II. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
III. РАЗДЕЛЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 6
1. Организационно- технический раздел 6
1.1.Структура бухгалтерской службы 6
1.2.Форма бухгалтерского учета 6
1.3.Система внутреннего контроля 7
1.4.Первичные учетные документы 7
1.5.Правила документооборота 9
1.6.Порядок проведения инвентаризации 9
2. Методологический раздел 10

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа бухгалтерия.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

 

 
 

 

Курсовая  работа

 

 

 

по специальности «Бухгалтерский учет»


Москва, 2011

 

 

 

 

  

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведение бухгалтерского учета  осуществляется в соответствии с  нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Основным документом по бухгалтерскому учету является ФЗ «О бухгалтерском учете», который  определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разработано на основании ФЗ «О бухгалтерском учете» и определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, независимо от организационно-правовой формы, за исключением кредитных и бюджетных организаций, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных и бюджетных организаций.

В ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» изложены основные принципы учета, ориентированные на международные принципы (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.)

Бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в  установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается  в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.

Это в свою очередь потребовало  разработки учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия –  это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностях предприятия. Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.

Учетная политика предполагает получение информации, открытой для  внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности предприятия.

 

 

I. ПОНЯТИЕ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА».

 

          Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия», утвержденном Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменено приказом Минфина России от 11.03.2009 № 22н).

Понятие «учетная политика»  в данных нормативных актах тождественна. Под учетной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» .

 

Выдержка из положения по бухгалтерскому учету 

«Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008):

 

  1. Общие положения
    1. Настоящее положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гладкости) учетной политики организации, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
    1. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимости измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности.

К способам ведения  бухгалтерского учета относятся  способы группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

  1. Настоящее Положение распространяется:

- в части формирования учетной политики – на организации, независимо от организационно-правовых форм;

- в части  раскрытия учетной политики –  на организации, публикующие свою  бухгалтерскую отчетность полностью  или частично согласно законодательству  Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

4. Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

 

II. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Учетная политика организации формируется главным  бухгалтером организации но основе  ПБУ и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

- рабочий план  счетом бухгалтерского учета,  содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных  документов, применяемых для оформления  фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных документов. А также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации;

- методы оценки  активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля  за хозяйственными операциями;

- другие решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учета

 

За формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер. Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительными документами  - приказом или распоряжением руководителя.

Необходимо составить учетную политику как для целей бухгалтерского учета  так и для целей налогообложения, в том числе налогового учета прибыли.

Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как виде отдельно утвержденного документа, так и в виде отдельного раздела учетной политики организации.

При этом следует различать положения учетной политики:

- для целей  бухгалтерского учета - способы и методы ведения бухгалтерского учета;

- для целей налогообложения, в том числе налогового учета прибыли.

 

 

III. РАЗДЕЛЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Учетную политику организации можно представить  виде двух разделов:

 

1. Организационно- технический раздел

В этом разделе необходимо раскрыть:

- структуру  бухгалтерской службы;

- форму бухгалтерского  учета;

- систему внутреннего  контроля;

- формы первичных  учетных документов, по которым  не предусмотрены типовые формы;

- порядок документооборота  и технологию обработки учетной  информации;

- порядок и  сроки проведения инвентаризации;

- а также  другие решения необходимые для  организации бухгалтерского учета.

 

Рассмотрим  все элементы по порядку:

1.1.Структура бухгалтерской службы

В зависимости  от объема учетной работы бухгалтерский  учет в организации может вести:

- бухгалтерия  как самостоятельное структурное  подразделение организации;

- бухгалтер,  работающий по трудовому договору  и состоящий в штате организации;

- специальная  профессиональная организация или  бухгалтер специалист по договору;

- руководитель лично.

К приказу об учетной политике могут прилагаться  положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают в себя пять разделов: общие положения, задачи, функции, права, ответственность.

 

1.2.Форма бухгалтерского учета

         Организация вправе самостоятельно выбрать следующую форму бухгалтерского учета:

- журнально-ордерную (с использованием журналов-ордеров,  вспомогательных ведомостей, накопительных  таблиц и др.)

- мемориально-ордерную (с использованием мемориальных  ордером и др.)

1.3.Система внутреннего контроля

           Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации должна быть налажена система внутреннего контроля.

Положение о  внутреннем (внутрихозяйственном) контроле вы можете утвердить как приложение к учетной политике.

К числу позиций, которые можно включить в состав положения о внутреннем контроле, относятся следующие:

- разделение  ответственности и полномочий  сотрудников (например, не допускается совмещение должностей кассира, бухгалтера и материально ответственного лица одним сотрудником. Исключение составляют малые предприятия. Кроме того, не разрешено совмещать обязанности лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей);

- методы контроля за  использованием и хранением файлов  на внешних накопителях и внутренних  файлов, включая хранение необходимых  данных в виде резервных копий;

- лица, получившие доступ  к информации. Содержащейся в  регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну и др.

            Кроме того, в организации, согласно учредительным документам или правилам внутреннего распорядка, может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел «внутреннего аудита», который может быть передана часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.

1.4.Первичные  учетные документы

         Чтобы отразить хозяйственную операцию в учете, потребуется первичный учетный документ. Этим документом оформляют хозяйственную операцию. Поэтому он служит основанием для совершения бухгалтерской записи.

Первичный учетный  документ нужно оформить в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания.

         Первичный документ – это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющие юридическую силу и не требующие дальнейших пояснений и детализации.

           Первичные документы можно принять к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такие унифицированные формы первичных документов разрабатывает Госкомстат России (например, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»).

Информация о работе Учетная политика предприятия