Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Торговые организации и организации общественного питания должны указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Организационные основы учетной политики…………………....5
1.1. Понятия и основные элементы учетной политики……………………….5
1.2. Характеристика нормативно-правовых актов………………………….....9
Глава2. Бухгалтерский аспект учетной политики………………………..13
2.1. Учетная политика организаций в отношении внеоборотных
активов…………………………………………………………………………..13
2.2. Материально-производственные запасы………………………………....24
2.3. Доходы и расходы………………………………………………………….29
Глава3. Практическая часть.........................................................................43
3.1. Пример учетной политики организации при общей системе налогообложения………………………………………………………………....43
3.2. Пример учетной политики организации при упрощенной системе налогообложения…………………………………………………………………45
3.3. Пример учета политики организации при едином налоге на вмененный доход………………………………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Word 2007 (3).docx

— 77.72 Кб (Скачать файл)

 

Введение

С переходом к  рыночным отношениям изменились подходы  к постановке бухгалтерского учета  в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Учетная политика является одним из основных документов, который  устанавливает правила ведения  бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или  распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством  многовариантно. Например, если у предприятия  есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Торговые организации и организации  общественного питания должны указать  в учетной политике, как они  будут отражать товары в учете  – по покупным или по продажным  ценам. Предприятиям, которые поставляют свою продукцию (выполняют работы, оказывают  услуги) без предоплаты, следует  решить, будут ли они создавать  резерв по сомнительным долгам. В то же время нет никакой необходимости  указывать, что учет на предприятии  ведется в соответствии с Федеральным  законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “  О бухгалтерском учете”. Ведь требования этого закона обязательны для  всех организаций.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная  организацией учетная политика оказывает  существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Итак, учетная политика – необходимый инструмент регулирования  бухгалтерского учета на конкретном предприятии. [3, с.74]

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие и основные элементы учетной политики

Учетная политика - один из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Согласно статье 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» учетная политика включает:

1) рабочий план счетов  бухгалтерского учета, содержащий  синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

2) формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной  операции;

д) измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средства ми, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после  ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений  в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

3) порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества  и обязательств. В ходе инвентаризации  проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имеющихся у организации имущества и обязательств. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, в том числе и числящееся на забалансовых счетах, и все виды финансовых обязательств.

В п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» указаны  случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Исключением из этого правила являются инвентаризация основных средств, которая может проводиться один раз в три года, инвентаризация библиотечных фондов, которая может проводиться один раз в пять лет, и инвентаризация товаров, сырья и материалов в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая может проводиться в период наименьших остатков товаров, сырья и материалов;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

4) правила документооборота  и технология обработки учетной  информации. Движение первичных  документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка и т. д.) - документооборот - регламентируется графиком. Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации с тем, чтобы каждый первичный документ как можно быстрее проходил через все необходимые подразделения и конкретных исполнителей.

5) порядок контроля за  хозяйственными операциями, а также  другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета. Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. Она может быть представлена отделом внутреннего аудита или ревизионной комиссией. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками. [3, с.25]

Основными принципами учетной  политики являются следующие постулаты:

Полнота. Этот принцип состоит в том, что в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции.

Своевременность. Данный принцип предполагает, что каждую операцию следует учитывать в том периоде, в котором она совершена, независимо от времени фактического получения или выплаты денег.

Непротиворечивость, состоящая в необходимости совпадения данных аналитического и синтетического учета.

Рациональность. Затраты на ведение бухгалтерского учета должны быть обоснованными, осуществляемыми соразмерно условиям хозяйственной деятельности и количеству сотрудников организации.

Последовательность. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом учетная политика на предстоящий год подлежит ежегодному раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения в учетной политике возможны лишь в случаях изменения законодательства, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности и др.).

6) Сопоставимость. В целях соблюдения данного принципа изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Осмотрительность, состоящая  в приоритете признания организацией своих расходов и обязательств перед возможными доходами.

Приоритет содержания перед  формой. При учете операций первостепенную роль играет их экономическое содержание.

Имущественная обособленность организации, означающая, что активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

По общему правилу в  учетной политике отражаются лишь те вопросы, в отношении которых в законодательстве содержится несколько возможных вариантов решения. В отношении таких вопросов правоприменитель (в данном случае - конкретная организация) имеет право выбрать один из таких вариантов.

 

1.2. Характеристика  нормативно-правовых актов об  учетной политике организации

Основными законодательными актами в сфере учетной политики являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Налоговый кодекс Российской Федерации.

Основным законодательным  актом, регламентирующим вопросы учетной политики организации, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В нем содержатся общие правила ведения учетной политики. Конкретные методы учета различных активов и обязательств устанавливаются положениями по бухгалтерскому учету, которые утверждаются Минфином России. [3, с.36]

В настоящее время действуют  следующие положения по бухгалтерскому учету:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 60н;
  • Положение по ведению бухгалтерской отчетности организации (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.10 г. № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 25.10.10 г. № 2бн;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ЛБУ 5/01),утвержденное Приказом Минфина России от 25.10.10 г. № 44н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина России от 25.10.10 г. №91н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.10 г. № 32н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.10 г. № ЗЗн;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. №60н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное Приказом Минфина России от 25.10.10 г. № 2н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/10), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.10 г. № 11;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 18.09.06 г. № 92н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.10 г. № 43н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. №5н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.07 г.№9бн;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.10 г. № 66н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина России от 25.10.10 г. №114н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное Приказом Минфина России от 18.09.06 г. № 115н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.10 г. № 12бн;

Информация о работе Учетная политика предприятия