Слово как единица языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

слово это русское значение

Вложенные файлы: 1 файл

litra.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

 

  

 

 

 

для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Москва

2008

 
 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА 

 

для профессий  начального профессионального образования  и

специальностей  среднего профессионального образования  

 

 

 

Авторы: Тодоров Л.В., доктор педагогических наук, профессор

Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент.

Под общей  редакцией Тодорова Л. В. 

 

Рецензенты: Гулин А.В., ведущий научный сотрудник  Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук

Гончарук  А.Ю., доктор педагогических наук, профессор, эксперт ЮНЕСКО

Гляченкова  Т.В., руководитель методического объединения  Словесности ГОУ СПО КБК № 6 

 

 

 

Программа разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной  программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). 

 

Ó ФГУ  «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

 

Примерная программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих  образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно  «Рекомендациям по реализации образовательной  программы среднего (полного) общего образования в образовательных  учреждениях начального профессионального  и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) литература в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При получении  профессий НПО и специальностей СПО технического, естественно-научного, социально-экономического профилей обучающиеся  изучают литературу как базовый  учебный предмет: в учреждениях  НПО – в объеме 195 часов, в учреждениях СПО – в объеме 117 часов.

При получении  специальностей гуманитарного профиля  обучающиеся учреждений СПО изучают  литературу как профильный учебный  предмет в объеме – 234 часа.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу  примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

При изучении литературы как профильного учебного предмета перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Особенность изучения литературы на профильном уровне заключается в проведении более  глубокого анализа предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).

К особенностям изучения литературы как профильного  предмета относится также углубленное  изучение историко-литературного процесса, формирование представления о литературной эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию литературы последних десятилетий ХХ века. Профильный материал выделен курсивом и звездочкой (одновременно).

В программе  курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Литература» контролю не подлежит.

Программа и при базовом, и при профильном обучении предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Предлагаемая  программа составлена с учетом необходимости  проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий  и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение  разных видов занятий и заданий  исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации  учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических  статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

– составление  текстов для самоконтроля;

– составление  библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации  контроля используются такие его  формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские  работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

Примерная программа учебной дисциплины «Литература» служит основой для разработки рабочих  программ, в которых образовательные  учреждения начального и среднего профессионального  образования уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и  дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

 
 

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 

 

Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской  литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). 

 

Русская литература первой половины XIX века

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. 

 

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные  темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением  самого поэта, с его призванием. Философское  осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема  поэта и поэзии. Новаторство Пушкина  в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика  любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ  стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

Теория литературы: Элегия. 

 

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные  мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и  ее реальное бессилие, — квозная  тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Поэма «Демон».* «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание.

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы: развитие понятия о романтизме.

Для самостоятельного чтения: «Маскарад». 

 

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

«Петербургские  повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного  и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение  творчества Н.В. Гоголя в русской  литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы: Романтизм и реализм.  

 

Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная  критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт  романтической личности с укладом  жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия  и свободы в драме.

Информация о работе Слово как единица языка