Административно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена тем, что одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
10
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

0083089_414B6_administrativno_pravovye_normy.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной службы»

 

специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Административно-правовые нормы»

 

 

 

Работу выполнил(а):

студент И.В. Ведерникова                           _____________________(подпись)

ИПСУБ, гр.О-061000-11

 

Проверил:

д.ю.н., профессор

Ю. В. Войтович                                            _____________________(подпись)

                                                                                   

 

 

 

 

 

Ижевск – 2009 г.

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

10

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность данной темы определена тем, что одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

 Сущность и социальное назначение  административного права, специфика  административно-правового регулирования  общественных отношений раскрываются  при анализе правовых норм, составляющих  содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

 Нормы административного права не только упорядочивают,

закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Характеристике содержания понятия «административно-правовая норма» уделяется большое внимание практически во всех учебных пособиях и монографиях, посвященных административному праву. Но, не смотря на большое количество материалов и разработок по данной тематике, проблема административно – правового нормотворчества до сих пор не потеряла своей актуальности.

Целью контрольной работы является характеристика понятия «административно-правовая норма», присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты определить, что такое «административно-правовая норма», выделить признаки ее характеризующие, определить ее структуру и отличительные особенности.
  2. Произвести классификацию административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями.
  3. Подробно рассмотреть процесс реализации административно-правовых норм.

                                                

 

 

1. Понятие и источники административно-правовых норм, их особенности, содержание и структура

Административно-правовая норма – исходный, основополагающий элемент механизма административно–правового регулирования. Административно–правовая норма – это общеобязательное, структурно организованное, государственно–властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.¹

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно–правовых норм.

К особенностям административно-правовых норм относятся:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной  вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно


1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. – М.,Зерцало. 2003., - 575 с.

в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;²

д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой, несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правовой защиты не являются


2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. – М.,Зерцало. 2003., - 576 с.

чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

        ж) административно-правовые  нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.³

        Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует решить вопрос о соотношении правового исполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой


3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. – М.,Зерцало. 2003., - 577 с.

 является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Российской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы, как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Административно-правовая норма состоит из следующих составляющих:

1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм;

2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или  рекомендуемое данной нормой  права;

3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия. 4

          Однако  и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.


4. Овсянко Д.М.. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

  Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения. Например, ст. 2.3. КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В данном случае достижение указанного возраста дает право, уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности.

Информация о работе Административно-правовые нормы