Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа
Поэтому целью  написания данной курсовой работы является раскрытие роли и функций облигаций, более детальное рассмотрение основных характеристик облигаций, а также  анализ их доходности.
Задачи, которые  были поставлены мною в процессе написания  курсовой работы, сводятся к следующему:
во-первых, это общая характеристика облигаций, как финансового инструмента на рынке ценных бумаг;
во-вторых – рассмотрение основных классификаций облигаций по различным признакам;
в-третьих, это детальное изучение основных характеристик облигаций;
изучение наиболее распространенных на данный момент в России государственных и корпоративных облигаций с точки зрения наивысшей доходности и ликвидности
Введение 3
1 Общая характеристика облигаций 5
1.1 Виды облигаций 7
1.2 Стоимостная оценка облигаций 13
1.3 Доход по облигации 15
1.4 Доходность облигаций 17
2 Практическая часть 20
2.1 Рынок облигаций федерального займа 20
2.2 Рынок корпоративных облигаций 22
3 Основные проблемы рынка облигации в РФ 27
3.1 Налогообложение 27
3.2 Недоверие инвесторов 29
3.3 Ликвидность 31
3.4 Иные проблемы 33
Заключение 35
Список литературы 36
Показатель конечной доходности определяется по формуле
где Дхк — конечная доходность облигации, %;
Цпр— цена продажи, руб.;
Цпок — цена покупки, руб.;
В — купонные платежи за год, руб.;
Т — количество лет нахождения облигации у инвестора.
Известны более сложные математические формулы расчета конечного дохода, в том числе с учетом третьей составляющей совокупного дохода, приносимого облигацией, — реинвестирования процентных поступлений.
Существуют два важных фактора, влияющих на доходность облигаций. Это инфляция и налоги. Если доход от облигации равен 14% в год, а уровень инфляции — 13%, то реальная доходность составит только 1%. Если уровень инфляции повысится до 14% и выше, то инвесторы — держатели облигаций с фиксированным 14%>-ным доходом — будут иметь перспективу получить нулевой доход или даже понести убытки. Поэтому в условиях инфляции инвесторы избегают вложений в долгосрочные облигации (хотя эмитентам они, несомненно, интересны), чтобы доходность собственных инвестиций поддержать на уровне, соизмеримом с базовой ставкой доходности — ставкой рефинансирования. Налоги уменьшают доход по облигациям, а значит, и их доходность. Учитывая все вышесказанное, реальная доходность тех или иных облигаций должна рассчитываться после вычета из дохода выплачиваемых налогов с учетом инфляции. Эти показатели доходности следует сравнивать, выбирая наиболее эффективные для инвестирования объекты.
 
В течение 2009 
года на рынке государственных ценных 
бумаг выделялись два периода 
с разной инвестиционной активностью 
участников. В I полугодии спрос на 
гособлигации оставался низким. Во 
II полугодии активность участников 
рынка существенно возросла, что 
было обусловлено увеличением объема 
ликвидных рублевых ресурсов в банковском 
секторе при сохранении положительного 
дифференциала внешних и 
Эффективный индикатор рыночного портфеля ОФЗ, рассчитываемый Банком России, по итогам 2009 года снизился на 47 базисных пунктов (б.п.) до 8,64% годовых.
Рис.1 - Объем торгов и валовая доходность рублевых государственных облигаций России
В 2009 году кривая бескупонной доходности сместилась вниз (в среднем на 150 б.п.) по всем временным сегментам. Наиболее существенно она сместилась по выпускам ОФЗ со сроками до погашения от 2 до 3 лет (на 422 и 354 б.п. соответственно).
Рис. 2 - Кривая бескупонной доходности рынка ОФЗ, % годовых
Рис. 3 - Бескупонная доходность на различные сроки, % годовых
В 2009 году состоялось 42 аукциона по размещению ОФЗ на первичном и вторичном рынках, в ходе которых эмитент привлек 305,3 млрд. руб., при этом 11 аукционов (на общую сумму 113,2 млрд. руб.) были проведены в IV квартале. В течение 2009 года были размещены 9 новых выпусков.
Кроме того, в 
2009 году Банк России осуществлял доразмещения 
на рынке государственных ценных 
бумаг по принципу прямых продаж. Совокупный 
объем привлечения средств 
Объем купонных выплат по ОФЗ в 2009 году составил 81 млрд. рублей. В 2009 году было осуществлено погашение пяти выпусков ОФЗ на общую сумму 74,8 млрд. рублей: в марте – выпуска ОФЗ-ФД 27026 объемом 16 млрд. руб., в апреле – выпуска ОФЗ-ПД 25060 объемом 41 млрд. руб., в мае – выпуска ОФЗ-ПД 28004 объемом 8,8 млрд. руб., в июне – выпуска ОФЗ-ПД 28005 объемом 9 млрд. руб., в ноябре – выпуска ОФЗ-ПД 26178 объемом 5,0 млн. рублей. Кроме того, в июле был частично погашен выпуск ОФЗ-АД 46003 объемом 18,6 млрд. рублей.
В конце 2008 - начале 
2009 годов на фоне оттока капитала и 
стремительной девальвации 
В апреле возобновилась активность на рынке первичных размещений, хотя их было немного. Самым значительным размещением стал выпуск облигаций "Газпром нефти", которые пользовались существенным спросом.
В июне количество и объем новых размещений были рекордными. Свои выпуски разместили РЖД, "ВТБ-Лизинг", ЛУКОЙЛ и "Газпром". При этом спрос на бумаги, как правило, превышал предложение в два раза. Это обеспечило позитивную ценовую динамику выпусков указанных эмитентов на вторичном рынке. Среди эмитентов второго эшелона на первичный рынок вышла торговая сеть Х5 Retail Group.
Рис. 4 – Объем размещений корпоративных облигаций на внутреннем и внешнем рынке
Ударным по объему новых размещений вышел и декабрь. Среди общего объема размещений в 185 млрд. руб. в качестве наиболее крупных выпусков нужно отметить Башнефть (3 выпуска объемом 50 млрд. руб.), Атомэнергопром (20 млрд. руб.), АФК Система (19 млрд. руб.), РЖД и ВТБ-24 (по 15 млрд. руб.). Указанные эмитенты вошли и в десятку крупнейших по объему выпусков облигаций за весь 2009 год.
Табл.1 - Топ-5 эмитентов по объему выпусков облигаций в 2009 году, млдр. руб.
Эмитент  | 
  Объем эмиссий,  | 
млрд. руб.  | |
РЖД  | 
  145  | 
Транснефть  | 
  135  | 
Башнефть  | 
  50  | 
Лукойл  | 
  50  | 
АФК Система  | 
  39  | 
Вместе с тем, наряду с восстановлением рынка облигаций продолжались и дефолты.
Табл. 2 - Дефолты в 2008-2009 годах
2008 г.  | 
  2009 г.  | |
Дефолтов  | 
  29  | 
  218  | 
Технических дефолтов  | 
  29  | 
  31  | 
Неисполнений оферт  | 
  27  | 
  61  | 
Просрочек по офертам  | 
  9  | 
  8  | 
Характерным явлением стало появление большого числа предприятий, которые использовали кризис для того, чтобы не возвращать заемные средства. Согласно рэнкингу дефолтных эмитетов, составленному агентством Cbonds совместно с Национальной фондовой ассоциацией по результатам опроса 60 участников рынка - крупных держателей облигаций (банков, страховых компаний, фондов, аналитиков, экономистов) первое место по степени «недружественности» заняла факторинговая компания «Еврокоммерц», набравшая наибольшее количество баллов (57) в оценках экспертов. На втором месте оказалась компания «Инком-лада» (43), на третьем - АПК «Аркада» (35). В десятку также вошли «Инпром», «Амурметалл», «Алпи-инвест», МАИР, «Русский текстиль», Московское областное ипотечное агентство.
К концу 2009 года 
объем корпоративных и 
Рис. 5 – Объем рынка корпоративных облигаций, млрд. руб
Объем рынка корпоративных и банковских еврооблигаций по состоянию на конец 2009 года составил 99,4 млрд. долл. против 103,8 млрд. долл. на конец 2008 года. Таким образом, объем этого сектора облигационного рынка в целом за 2009 год сократился на 4,2 процента.
Табл. 3 – Основные параметры рынка облигаций в 2009 году.
31 декабря 2008 г.  | 
  31 декабря 2009 г.  | 
  Прирост за 2009 г.  | ||
кол-во  | 
  %  | |||
Объем рынка корпоративных и   | 
  1812,3266  | 
  2526,3995  | 
  714,0729  | 
  39,4  | 
Количество эмиссий  | 
  650  | 
  630  | 
  -20  | 
  -3,1  | 
Количество эмитентов  | 
  463  | 
  405  | 
  -58  | 
  -12,5  | 
Объем рынка корпоративных   | 
  103,7738  | 
  99,3936  | 
  -4,3802  | 
  -4,2  | 
В целом на 
рынке корпоративных 
- снижение 
среднемесячных объемов 
- резкое сокращение оборота на вторичном рынке в начале года и медленное восстановление к докризисным уровням (достигавшим более 300 млрд. рублей в месяц);
- смена круга 
заемщиков: в I полугодии 2009 года 
3 эшелон отсутствовал полностью,
- появление 
большого количества 
- поиск новых вариантов заимствований - биржевые облигации (которые, возможно, заменят векселя на рынке), индексируемые облигации (Тройка-инвест);
- активное 
обсуждение новой 
 
Долгое время единственным источником 
выплаты дохода по облигациям являлась 
прибыль предприятия после 
Частично ситуация изменилась летом 
1999 года, когда вышло Постановление 
правительства РФ № 696 от 26.07.99 ("О 
внесении дополнения в Положение 
о составе затрат по производству 
и реализации продукции (работ, услуг), 
включаемых в себестоимость продукции 
(работ, услуг), и о порядке формирования 
финансовых результатов, учитываемых 
при налогообложении прибыли"). 
В соответствии с ним пункт 15 Положения 
о составе затрат № 522 от 05.08.92 был 
дополнен абзацем, который позволяет 
относить корпоративному эмитенту на 
себестоимость проценты (дисконт), уплачиваемые 
им по облигациям в пределах действующей 
ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной 
на 3 пункта. Однако здесь есть одно 
условие - облигации должны обращаться 
через организаторов торговли на 
рынке ценных бумаг, имеющих лицензию 
ФКЦБ (т.е. на биржах). Это ограничивает 
возможности предприятий как 
эмитентов по сравнению с кредитными 
организациями, которые относят 
на себестоимость доходы, выплачиваемые 
по облигациям независимо от места 
их обращения, кроме того, для последних 
отсутствует ограничение 
Кроме того, есть еще налог на операции с ценными бумагами. По существующему в стране законодательству, облигация является эмиссионной бумагой, в соответствии с этим при выпуске облигационных займов предприятие обязано регистрировать проспект эмиссии и уплачивать налог. Данный налог взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска и подлежит уплате одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Исходя из этого, предприятие обязано заплатить сумму налога еще до получения привлекаемых средств, не будучи уверенным в том, что выпуск разместится полностью, а также в том, что она пройдет регистрацию в ФКЦБ. Данный налог особенно увеличивает затраты на эмиссию краткосрочных облигаций.
Наконец, есть проблемы с досрочным выкупом облигаций. "Подводный камень" данных операций для предприятий заключается в следующем: в случае подписания владельцем облигаций оферты эмитента и соответственно их выкупе данные бумаги считаются погашенными и не могут быть повторно проданы инвесторам, т.е. "карета" вновь превратится в "тыкву".