Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:00, реферат
Диалектика ( от греч. – «искусство вести беседу») представляет собой теорию и метод познания действительности, это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2
Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2
ГЛАВА 2. Диалектика как система 6
2.1. Принципы диалектики 6
2.1. Законы и категории диалектики 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16
Дальнейшее рассмотрение диалектики связано с анализом закономерного характера развития. Понятия “закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия. По степени общности охватываемых явлений законы подразделяются на:
1. специфические, или частные;
  2. 
общие для больших групп 
3. всеобщие, или универсальные.
  Частные 
и общие законы исследуются конкретными 
науками, а всеобщие являются объектом 
внимания философии. Универсальные, всеобщие 
законы не имеют конкретной функциональной 
формы и не могут быть выражены 
математически потому, что они 
выступают как всеобщие принципы 
бытия, как то общее, что присутствует 
во всех видах законов и 
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.
Известно, что познание начинается с выделения из бесконечного многообразия действительности определенного объекта. Под качеством понимается целостная совокупность предмета, его определенность. Объект, теряя качество, становится другим. Количество – это внешнее, “формальное” отношение между предметами, “безразличное” к их качеству. Количественные характеристики отвлекаются от качественной стороны предметов, что, например, происходит в процессе количественного анализа. Количество как бы “уравнивает” качества отдельных предметов и тем самым представляет возможность математической, формальной обработки различных объектов.
  Качество 
определяется совокупностью свойств. 
Под свойством понимается качество 
предмета, проявляющееся по отношению 
к другому предмету. Несмотря на 
свою противоположность количество 
и качество неразрывно взаимосвязаны. 
Эта связь осмысливается в 
философии через понятие меры. 
Мера определяет границы, “рамки”, за 
которыми изменение количества ведет 
к изменению качества предмета. Количественные 
изменения происходят постепенно, последовательно, 
непрерывно, качественные – прерывно, 
скачкообразно. В процессе развития 
выявляется два вида скачков: точечное 
изменение во времени и как 
некоторая длительность. Скачок может 
длиться в микропроцессах миллиардную 
долю секунды и миллиарды лет 
в космических процессах. Главной 
отличительной чертой скачкообразного 
изменения является исчезновение старого 
качества и возникновение нового. 
Количественный и качественный анализ 
действительности имеет важное методологическое 
значение, ибо позволяет избежать 
эффекта “дурной бесконечности”
  Второй 
закон диалектики - закон “единства 
и борьбы противоположностей”  - выражает 
взаимодействие полярно-противоположных 
свойств, функций, сторон целостного предмета, 
раскрывает источник движения, развития 
материального и духовного мира. 
  Понятие 
о противоречии развивалось в 
истории европейской философии 
начиная с античности. Буквальный 
смысл противоречия заключается 
в резком рассогласовании высказываний 
о каком-либо предмете. Например, в 
логике недопустимы два 
  Но 
известно и другое – логически 
правильно оформленные 
Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания.
И наконец, закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия. В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития. Содержание этого понимания включает:
1. Признание разрушения, преодоления старого.
  2. 
Удержание, сохранение 
3. Формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.
  Так, 
развитие экономики опирается на 
необходимые предпосылки, условия, 
которые возникают в 
  Закон 
отрицания отрицания 
Таким образом, все три закона диалектики можно отличить от законов других наук своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития.
 
Диалектика – сложная наука, но одновременно это всеобъемлющая, цельная и структурированная система, которая имеет глубокий исторический характер. Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.
Как и становление системы в целом, так и становление ее принципов и категорий диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории диалектики истолковываются с материалистических позиций, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.
Зафиксированные диалектикой принципы развития материальных и идеальных систем призваны выполнять прежде всего методологическую функцию, то есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании — та же логика. Только в отличие от формальной логики она пытается «ухватить» изменчивость, подвижность развивающихся объектов и тем самым сделать таким же наш процесс мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего понятийного мышления.
Диалектический метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме.
И на конец, в силу своей всеобщности диалектический метод применим не только в научном познании. Работает он и на обыденном, житейском уровне. Вспомним популярное изречение Гераклита: «Не лучше было бы людям, если бы все их желания исполнялись».
Таким образом, диалектика представляет собой глубокий способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат — признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий — получил во второй половине XX века серьезное подкрепление и конкретизацию в идеях синергетики — теории самоорганизации сложных систем.
Список 
используемой литературы