Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в нормировании точности геометрических параметров деталей машин, качества поверхности, проведении размерного анализа, выборе средств измерения и контроля, а также в работе со справочной литературой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ………………………………………...4  
2. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ                                     С ЗАЗОРОМ И НАТЯГОМ……………………………………………………....9  
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ  
ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ………………………………………………..16  
4. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ МЕТОДАМИ ПОЛНОЙ И  
НЕПОЛНОЙ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ…………………………………...20 
5. ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ…………………………………………...28 
б. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ………….30  
7. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ              РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ…………………..33  
8. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ  
РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОБОЧНЫХ ШЛИЦЕВЫХ               СОЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………………..36  
9. ВЫБОР ДОПУСКОВ И ПОСАДОК РЕЗЬБОВЫХ  
СОЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………………..40  
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТЫХ  
КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО Уральская 
государственная 
Пояснительная записка
Руководитель: Александров В.А..
Студент:
Курсовая работа по МСС
Вариант №53
Екатеринбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ 
СОЕДИНЕНИЙ ………………………………………...4  
2. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ                    
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ  
ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ………………………………………………..16  
4. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ МЕТОДАМИ ПОЛНОЙ 
И  
НЕПОЛНОЙ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ………………………………
5. ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ…………………………………………...
б. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ 
КАЧЕНИЯ………….30  
7. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ              
РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ…………………..33  
8. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ  
РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОБОЧНЫХ ШЛИЦЕВЫХ               
СОЕДИНЕНИЙ……………………………………………………
9. ВЫБОР ДОПУСКОВ И ПОСАДОК РЕЗЬБОВЫХ  
СОЕДИНЕНИЙ……………………………………………………
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ 
ЗУБЧАТЫХ  
КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ  
 Современное производство 
машин, их эксплуатация и ремонт базируются на 
принципах стандартизации и взаимозаменяемости 
деталей, узлов и механизмов. Качество 
выпускаемых машин находится в прямой 
зависимости от точности их изготовления 
и уровня контрольно-измерительной техники.  
 В связи с этим приобретение определенных 
знаний, навыков, опыта в области стандартизации, 
взаимозаменяемости и метрологии является 
важной частью подготовки современного 
инженера-механика сельскохозяйственного 
производства.  
 Целью курсовой работы является закрепление 
теоретических знаний и приобретение 
практических навыков в нормировании 
точности геометрических параметров деталей 
машин, качества поверхности, проведении 
размерного анализа, выборе средств измерения 
и контроля, а также в работе со справочной 
литературой.
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ 
ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКИХ  
ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ  
1.1 Исходные данные  
• номинальный диаметр соединения d н.с = 25мм 
• Верхние и нижние предельные отклонения 
отверстия в вала.  
  отверстие Dн.с 
= 25+0,195+0,065 
  ,     вал d н.с 
= 25-0,084
1.2 Содержание задания  
• Определить предельные размеры и допуски отверстия в вала.  
• Определить величины предельных зазоров 
или натягов, допуск посадки, тип посадки.  
• Определить квалитеты точности и основные 
отклонения отверстия и вала, систему 
посадки.  
• Вычертить схему расположения полей 
допусков деталей заданного соединения.  
• Выполнить эскизы соединения в сборе 
и отдельных деталей.  
1.3 Порядок выполнения
1.3.1 Предельные размеры отверстия определяем по формулам:
Dmax = D + ЕS = 25,195 мм 
Dmin = D + ЕI = 25,065 мм
где Dmax , Dmin - наибольший и наименьший 
размеры отверстия:  
D - номинальный размер соединения;  
ЕS, ЕI - верхнее и нижнее отклонения отверстия.  
Допуск отверстия находим по формуле:  
                         ТD =  Dmax - Dmin 
= 25,195 – 25,065= 0,13мм 
где ТD - допуск отверстия.
Предельные размеры вала определяем 
по следующим выражениям:  
                              
dmax= d + es = 25 мм 
       dmin= d + ei = 24,916 мм
где dmax , dmin - наибольший и наименьший 
предельные размеры вала;  
d- номинальный размер вала:  
es, ei - верхнее и нижнее отклонения вала.  
Допуск вала находим по формуле:
Td= dmax - dmin = 25 – 24,916= 0,084 мм
где Td- допуск вала.
1.3.2  В зависимости 
от сочетания фактических 
размера отверстия. 
Предельные значения зазоров определяем 
по следующим уравнениям:
Smax = Dmax - dmin= 
25,195 – 24,916= 0,279 мм 
где Smax – наибольший предельный зазор.
Smin = Dmin - dmax= 25,065 – 25= 0,065 мм
где Smin – наименьший предельный зазор.
Допуск посадки с зазором (TS) определяем по формуле:
TS= Smax - Smin= 0,279 – 0,065= 0,214 мм
1.3.3 Определяем систему посадки. т.к. es = 0, следовательно посадка выполнена в системе вала.
Квалитеты точности отверстия и вала определяем по числу единиц допуска (а):
aD= TD / i= 0,13 / 1,31= 0,099 мм - соответствует D11 квалитету
ad= Td / i= 0,084 / 1,31= 0,064 мм - соответствует h10 квалитету
где i – единица допуска. Выбираем i = 1,31, по таблице 1.1 методического пособия.
Полученные результаты расчётов соединения заносим в таблицу 1.
Таблица 1- Результаты расчёта соединения
Соединение  | 
  Обозначение соединения  | 
  Ø25 D11/h10  | |
Номинальный размер, мм  | 
  25,000  | ||
Зазор, мм  | 
  Smax Smin  | 
  0,279 0,065  | |
Допуск посадки, Т, мм  | 
  0,214  | ||
Тип посадки  | 
  С зазором  | ||
Система посадки  | 
  Система вала  | ||
Отверстие  | 
  Условное обозначение  | 
  Ǿ25 D11  | |
Допуск, TD, мм  | 
  0,13  | ||
Основное отклонение  | 
  буквенное обозначение значение, мм  | 
  D 0,065 (нижнее)  | |
Квалитет  | 
  11  | ||
Предельные отклонения, мм  | 
  верхнее, ES нижнее, EI  | 
  0,195 0,065  | |
Предельные размеры, мм  | 
   Dmax                           | 
  25,195 25,065  | |
Вал  | 
  Условное обозначение  | 
  Ǿ25 h10  | |
Допуск, Td, мм  | 
  0,084  | ||
Основное отклонение  | 
  буквенное обозначение значение, мм  | 
  h                                 | |
Квалитет  | 
  10  | ||
Предельные отклонения, мм  | 
  верхнее, es нижнее, ei  | 
  0 -0,084  | |
Предельные размеры, мм  | 
  dmax dmin  | 
  25 24,916  | |
1.3.4 Выполняем схему расположения полей допусков соединения. Схема приведена на рисунке 1.1.
  1.3.5 Выполняем эскиз 
соединения с указанием 
Рисунок 1.1 – Схема расположения полей допусков соединения Ø25 D11/h10
Рисунок 1.2 – Обозначение посадок и предельных отклонений на чертежах.
2 РАСЧЕТ И ВЫБОР 
ПОСАДОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ С ЗАЗОР
2.1 Расчет и выбор посадок с зазором
  2.1.1 Исходные данные  
• Номинальный диаметр соединения dн.с= 75мм  
• Длина подшипника 1= 54 мм  
• Частота вращения вала n= 3000 мин -1   
• Шероховатость поверхностей отверстия 
RZA= 6,3 мкм  и вала RZВ= 3,2 мкм                               
2.1.2 Содержание задания
• Определить значения предельных зазоров.  
• Выбрать посадку для подшипника скольжения, 
работающего в условиях жидкостного трения.  
• Построить схему расположения полей 
допусков отверстия и вала.  
  2.1.3 Порядок выполнения 
Для определения значений предельных зазоров необходимо:  
2.1.3.1 Определить среднее удельное давление 
в подшипнике по формуле:  
P= R / l*dн.с= 7,8*103/ (0,054*0,075)= 1,9*106 Па
  
где р — среднее удельное давление, Па;  
 R - радиальная нагрузка. Н: 
l - длина подшипника, м; 
dн.с - номинальный диаметр соединения, 
м.  
  2.1.3.2 Определяем допускаемую 
минимальную толщину масляного 
слоя [hmin] 
  Для обеспечения жидкостного трения 
необходимо. чтобы микронеровности цапфы 
и вкладыша подшипника не зацеплялись, 
т.е. чтобы слой смазки не имел разрывов.  
                       [hmin] = к (RzD + Rzd 
+ γд)= 2 (6,3+3,2+2)= 23 мкм 
где к -  коэффициент 
запаса надежности по толщине масляного 
слоя, к =2;  
 RzD + Rzd 
- средняя высота неровностей поверхностей 
вкладыша и вала сответственно, мкм;  
γд - добавка на неразрывность масляного 
слоя, мкм. γд  = 2 – 3 мкм.  
2.1.3.3 Рассчитываем, значение коэффициента Аh , по формуле
Аh = 2 [hmin] / (dн.с √ μω / р ) =
= 2*23*10-6 / (75*10-3 √0,025*314 / 1,9*106 ) = 0,3
ω - угловая скорость вала, 
рад/с.                        
  2.1.3.4 Определим минимальный 
допускаемый зазор.  
По найденному значению коэффициента Аh, определяем из таблицы 1.98 [2] минимальный относительный эксцентриситет 
χmin, при котором толщина масляного 
слоя равна [hmin]. Относительный эксцентриситет 
χ = 2е / S , где е - абсолютный эксцентриситет 
вала в подшипнике при зазоре S.                            
[ Smin] = 2,857[ hmin] * Аχ /Аh = 2,857*23*0,34/0,3 = 75 мкм
где Аχ = 0,34 - значение коэффициента А, соответствующее χ = 0.3.  
  2.1.3.5 Определяем максимальный 
допускаемый зазор.  
По найденному значению Аh, определяем из рисунка 1.27 максимальный 
относительный  эксцентриситет χmах 
, при котором толщина масляного слоя равна[ 
hmin]. Затем рассчитываем максимальный 
допускаемый зазор 
[ Smах] = 2[ hmin] /(1- χmах 
) = 2*23 /(1- 0,8) = 230 мкм                               
χmах = 0,8
   2.1.3.6  Выбираем посадки, выполнив 
следующие условия:  
 а). Минимальный зазор Smin в выбранной 
посадке должен быть не меньше минимального 
допускаемого зазора: 
Smin табл. > [ Smin]
100 мкм > 75 мкм
 
 б). Максимальный зазор Smах в выбранной посадке с учетом 
шероховатости поверхностей вала и вкладыша 
должен быть
Smах табл. < [ Smах] – 2(RzD + Rzd )
192 мкм < 211 мкм  
По таблице 1.47 [2] подбираем посадку, для которой выполняются условия а) и б).
Ø75 H8/d8
Минимальный запас на износ для выбранной посадки определяем по формуле:
Тизн = [ Smах] – 2(RzD+Rzd) - Smах ст. = 230 – 2(6,3 + 3,2) - 192= 19 мкм
где Тизн  - запас металла на износ, мкм;  
Smах ст. - максимальный зазор выбранной 
стандартной посадки.  
  2.1.3.8. Схема расположения 
полей допусков вала и 
 2.2 Расчет и выбор 
посадок с натягом  
  2.2.1 Исходные данные  
• Номинальный диаметр соединения dн.с= 80 мм.  
• Наружный диаметр втулки d2 
= 105 мм.   
• Внутренний диаметр вала d1 
= 60 мм.    
• Длина сопряжения 1= 60 мм.  
• Передаваемый крутящий момент Мк = 600 
Н*м.  
• Шероховатость поверхностей вала Rzd 
= 6,3 мкм и отверстия ступицы        
RzD = 10 мкм.  
 
  Посадки с натягом предназначены для 
неподвижных неразъемных соединений деталей, 
как правило, без дополнительного крепления. 
Такие соединения могут разбираться лишь 
в отдельных случаях при ремонте. Неподвижность 
соединения обеспечивается напряжениями, 
возникающими в материале сопрягаемых 
деталей за счет деформации их контактных 
поверхностей (рисунок 2.2). 
 
   2.2.2 Содержание задания:
• Определить значения наименьшего 
и наибольшего натягов в 
• Выбрать стандартную посадку, обеспечивающую 
передачу заданного  
крутящего момента.  
• Построить схему расположения полей 
допусков отверстия ступицы и вала
Информация о работе Определение основных элементов гладких цилиндрических соединений