Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:38, дипломная работа
Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1.	Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2.	Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
3.	Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
4.	Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
5.	Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
6.	Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………………….….3
1 Теоретический анализ проблемы развития  речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста…………………………7 
1.2 Виды и средства театрализованной деятельности…………………………….…..12  
1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
2 Эмпирическое исследование развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30
2.1 Организация и методы исследования  развития  речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………………….…51
Глоссарий……………………………………………………………………………..….55
Список использованных источников ………………………………………………..…58
Таблица 2.8 - Результаты итогового исследования по тесту звукоразличения
№ п/п  | 
  Задание 1  | 
  Задание 2  | 
  Задание 3  | 
  Задание 4  | 
  Задание 5  | 
  Задание 6  | 
  Задание 7  | 
  Задание 8  | 
  Результат исследования  | |
1.  | 
  В4  | 
  В5  | 
  С3  | 
  В5  | 
  В5  | 
  С3  | 
  В5  | 
  В5  | 
  Высокий (35 баллов)  | |
2.  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Н2  | 
  С3  | 
  Н2  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Средний (22 балла)  | |
3.  | 
  В4  | 
  С3  | 
  В5  | 
  В5  | 
  С3  | 
  В5  | 
  В4  | 
  В4  | 
  Высокий (33 балла)  | |
4.  | 
  С3  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  В5  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  Средний (28 баллов)  | |
5.  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Средний (25 баллов)  | |
6.  | 
  В4  | 
  В4  | 
  С3  | 
  В5  | 
  В4  | 
  С3  | 
  В5  | 
  В4  | 
  Высокий (32 балла)  | |
7.  | 
  С3  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Н2  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Средний (24балла)  | |
8.  | 
  С3  | 
  Н1  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Н1  | 
  С3  | 
  Н2  | 
  С3  | 
  Средний (19 баллов)  | |
9.  | 
  В4  | 
  В5  | 
  В5  | 
  С3  | 
  В5  | 
  В5  | 
  В5  | 
  В5  | 
  Высокий (37 баллов)  | |
10.  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Средний (26 баллов)  | |
11.  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  В5  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Средний (27 баллов)  | |
12.  | 
  С3  | 
  В4  | 
  В5  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  В5  | 
  С3  | 
  Средний (29 баллов)  | |
13.  | 
  В4  | 
  В5  | 
  С3  | 
  С3  | 
  В4  | 
  В5  | 
  В4  | 
  В4  | 
  Высокий (32 балла)  | |
14.  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Н2  | 
  В4  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Средний (25 баллов)  | |
15.  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  С3  | 
  В4  | 
  С3  | 
  С3  | 
  Средний (26 баллов)  | 
Рисунок 2.4 Результаты исследования уровня различения и выбора фонем
Таким образом, все представленные результаты по проведенной методике имеют разные показатели развития речи дошкольников. Проведем качественное сравнение установленных уровней с помощью математического метода ранговой корреляции Спирмена. Результаты качественного сравнения представлены в таблице 2.9 (Приложение Э).
По результатам данного исследования, можно сделать вывод, о том, что систематическое использование различных средств театрализованной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста позволяет улучшить уровень развития фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
Итак, критерием эффективности проводимой развивающей работы явилась положительная динамика по результатам начальной и итоговой диагностики.
Результаты проводимого исследования свидетельствуют, что развитие речи средствами театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста в результате проведения психолого-педагогической, игровой развивающей программы возрастают.
2.3 Рекомендации педагогам и 
родителям по развитию речи 
детей дошкольного возраста 
На основе изученной литературы и проведенного исследования развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности были разработаны рекомендации педагогам и родителям:
При организации театрализованной деятельности необходимо:
Таким образом, педагогам и родителям для развития речи детей дошкольного возраста необходимо как можно чаще использовать средства театрализованной деятельности и активно принимать участие в играх-драматизациях, постановках спектаклей и других видах театрализованной деятельности.
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Проведенное исследование по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности показало, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. У детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и обогащение навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей. Театрализованные игры проводятся в утренние и вечерние часы, органично включаются в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В данной работе был проведен анализ научной литературы, посвященной проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности; изучены особенности развития речи детей дошкольного возраста; определен уровень сформированности речи у дошкольников; изучен характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей; разработаны и проанализированы психолого-педагогические занятия по развитию речи дошкольниками средствами театрализованной деятельности; разработаны методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности как развития речи у детей дошкольного возраста.
Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством развития речи дошкольников, самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Итак, исследование, посвящённое изучению развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности, даёт основания сделать вывод, что развитие речи дошкольника, как и организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста имеет определенные особенности. Реализовав основные задачи исследования, определено, что:
Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.
Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение.
Имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Учитывая результаты проделанной работы, были составлены следующие рекомендации воспитателям ДОУ:
Организовать в ДОУ театральный кружок.
Активно применять средства театрализованной деятельности на различных занятиях, особенно на занятиях по развитию речи.
Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод, о том, что в развитии речи ребенка важным является использование психолого-педагогических развивающих занятий с использованием средств театрализованной деятельности. В работе показана высокая результативность проведения занятий на развитие речи с использованием средств театрализованной деятельностью.
В работе была подтверждена гипотеза о том, что занятия по развитию речи, основанные на средствах театрализованной деятельности, способствуют развитию речи дошкольников.
Практическая значимость работы в том, что ее могут использовать родители и воспитатели ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Глоссарий
№ п/п  | 
  Понятие  | 
  Определение  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
1.  | 
  Активный словарь  | 
  Совокупность слов, произносимых ребенком  | 
2.  | 
  Дошкольный возраст  | 
  это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  | 
3.  | 
  Игра  | 
  Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.  | 
4.  | 
  Игра-драматизация  | 
  деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.  | 
5.  | 
  Импровизация  | 
  разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки  | 
6.  | 
  Коэффициент ранговой корреляции Спирмена  | 
  это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.  | 
7.  | 
  Лексический навык  | 
  есть синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в речи.  | 
8.  | 
  Логическое мышление  | 
  это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.  | 
9.  | 
  Морфология  | 
  (от греч. morphe — форма и ...логия), часть системы естественного языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; раздел лингвистики, изучающий эту часть системы языка.  | 
10.  | 
  Речь  | 
  это процесс общения людей посредством языка.  | 
11.  | 
  Речевое общение  | 
  это сложный и многосторонний процесс.  | 
12.  | 
  Синтез языка  | 
  (от греч. Synthesis - соединение, сочетание, составление) - мыслительная операция. Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.  | 
13.  | 
  Театрально-игровая деятельность дошкольников  | 
  понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры-драматизации.  | 
14.  | 
  Театрализованные игры  | 
  это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.  | 
15.  | 
  Фонетика  | 
  Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.  | 
16.  | 
  Язык  | 
  это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.  | 
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности