Примером такой системы может 
служить широко апробированная в практике 
и получившая в 2001-ом году премию Президента 
РФ система воспитания этической культуры 
школьников, разработанная в Государственном 
НИИ семьи и воспитания. 
Данная воспитательная система 
включает три логически взаимосвязанных 
компонента: [5, c. 128]
- этический курс занятий 
с детьми с 1-го по 11-ый класс 
как специализированный воспитательный 
предмет этической направленности, 
учитывающий возрастные изменения 
учащихся, построенный по принципу 
диалогического взаимодействия 
с ними.
Занятия в соответствии с возрастными 
особенностями учеников строятся по сюжетному 
рисунку, ориентированы на психолого-педагогический 
уровень воспитательной палитры и творческое 
личностное осмысление учеником нравственных 
проблем человеческой жизни. Это достигается 
путём создания многообразной сферы включения 
школьников в практику нравственной жизни 
человека, приёмов стимулирования усилий 
личности в моральном самоопределении 
и самовоспитании через активизацию её 
природных, интеллектуальных и эмоциональных 
ресурсов, организацию тонкой рефлексивной 
работы.
Сюжетный рисунок этического 
занятия предполагает логически выстроенную 
канву диалогического взаимодействия 
педагога и детей, совместного размышления, 
поиска ответа или решения, в процессе 
которого рождаются оценочные суждения, 
побуждающие школьника к нравственно 
ценным ориентирам и стимулирующие их. 
Превалирует направленность на стимулирование 
этических суждений детей, акцент которых 
базируется не столько на усвоении знаний, 
сколько на актуализации творческого 
потенциала мышления, самостоятельного, 
обоснованного рассуждения, что ведёт 
к личностному поиску школьниками истины, 
а не к усвоению лишь готового знания, 
а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов 
творческого воображения учеников.
- «повседневная методика 
этического заряда», действующая 
в системе свободного общения 
детей на перемене и в послеурочное 
время. Она предполагает сочетание 
этической установки на доброжелательность 
и уважение во взаимоотношениях 
со сверстниками с методически 
инструментированными формами предупреждения 
конфликтных ситуаций и достойного 
выхода из них;
Методика ориентирована на 
позитивные аспекты в организации доброжелательного 
климата взаимоотношений учащихся, оптимистический 
прогноз их поведения через психологическую 
установку на уважение к окружающим и 
друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, 
при котором никто не будет обижен и обделён 
вниманием. Методические приёмы направлены 
на совместный поиск путей предотвращения 
конфликтов и определения достойных способов 
выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. 
Отрабатывается и психологическая канва 
поведения педагога, который терпеливо 
учит школьников находить корректные 
способы реагирования на недостойное 
поведение других, настойчиво культивирует 
умение детей простить, проявить снисходительность 
и благородство. 
- общеколлективная внеурочная 
деятельность с этической направленностью, 
специально ориентированная на 
включение всех учащихся в 
этический диалог, общение, взаимодействие. 
Композиционно она построена 
как театрализованное представление-диалог 
и осуществляется в форме «школы 
вежливости» в начальных классах, 
«этических диалогов о главном» 
– в подростковых, «вечеров этических 
раздумий» – в старших возрастных 
группах.
Главное здесь – организация 
разностороннего общения, взаимодействия, 
взаимовлияния детей, в основе которого 
педагогом определена нравственная перспектива, 
предусмотрена возможность ситуации успеха 
каждому, созданы условия для этической 
рефлексии.
Каждый из компонентов системы, 
имея свою функцию, специфическое содержание 
и методическую особенность, осуществляет 
определённую часть нравственно-этического 
воспитания как непрерывного процесса 
соотнесения знаний, чувств, поведения 
школьников с ценностными основаниями 
жизнедеятельности людей, выработанными 
и отобранными вековым человеческим опытом, 
что способствует постижению значимых 
смыслов в цели и образе жизни формирующейся 
личности. Этическое в данном процессе 
выступает мировоззренческим основанием 
жизнеосмысления, а нравственное – критерием 
отношений с людьми и окружающим миром.
Жизнедействие системы, её педагогическая 
сущность – в содержательной основе и 
методическом обеспечении моделирования 
непрерывного этического воспитания учащихся 
в современной школе. Она базируется на 
смыслозначимых ценностях человеческой 
жизни и жизни общества. [6, c. 121]
Начало логической канве непрерывности 
нравственно-этического воспитания школьников 
возложено на специализированный воспитательный 
предмет этики, несущий в диалогическом 
взаимодействии с учащимися познавательную 
основу моральных норм и жизненно значимых 
ценностей, которые с помощью разнообразных 
методик осмысливаются учениками, эмоционально 
проживаются ими и в процессе усвоения 
через метод нравственного выбора действенно 
влияют на формирующийся опыт нравственно 
ориентированных отношений к окружающему 
миру и людям.
Закрепляется данная направленность 
нравственного становления личности в 
последовательном процессе включения 
учеников в опыт этически значимого поведения 
в различных видах внеклассной и внеурочной 
деятельности, применения специальных 
методик гуманизации взаимодействия и 
отношений детей в межурочном пространстве, 
т.е. на переменах. [7, c. 119]
При такой стратегической линии 
непрерывности нравственно направленного 
педагогического действия и его воспитательной 
функции сможет формироваться и укрепляться 
приоритет нравственности в школьной 
среде и жизнедеятельности учеников. 
Процесс непрерывности воспитания 
основан на дифференцированно и последовательно 
выстроенной, логически обоснованной 
канве поэтапного включения учащихся 
в соответствии с их возрастным взрослением 
в стержневые категории этики, осмысливаемые 
и осваиваемые ими во взаимодействии и 
взаимосвязи просвещения с богатой палитрой 
разнообразных, эмоционально-чувственных, 
деятельностных, игровых, экспериментальных, 
творческих средств введения школьника 
в процесс освоения этических смыслов 
в собственном образе жизни.
1.3 Психолого-педагогические 
принципы организации процесса нравственного 
воспитания школьников в образовательном 
учреждении 
Нравственное воспитание как 
педагогическое явление направлено на 
развитие и укрепление механизмов, организующих 
и регулирующих нравственную жизнь школьников, 
их жизнедеятельность. Процесс нравственного 
воспитания учащихся в образовательном 
учреждении предполагает овладение личностью 
необходимой суммой этических знаний, 
их осмысление через эмоционально-образное 
представление и практическое опробование 
норм морального поведения, что влияет 
на развитие культуры нравственно ориентированного 
мышления и поведения воспитанников.
Сам процесс нравственного 
развития школьников следует рассматривать 
как постепенное достижение гармонии 
и психолого-педагогического единства 
развивающего действия эмоционально-чувственной 
и интеллектуально-рациональной сфер 
личности, обеспечивающего накопление, 
осознание и развитие школьником эмоционально 
пережитых и личностно принятых этических 
норм поведения. Логика данного процесса 
предполагает направленность на совершенствование 
и реализацию всей совокупности моральных 
ориентиров и ценностно значимых смыслов 
жизнедеятельности человека в образе 
жизни школьников. [8, c. 132]
Всё это требует чёткого вычленения 
психолого-педагогических принципов организации 
процесса нравственного воспитания школьников, 
которые базируются на двухмерной позиции 
ученика, выступающего в роли объекта 
воспитания и субъекта организуемого 
воспитательного процесса. И это очень 
важно, поскольку действенность организуемого 
процесса зависит от характера взаимодействия 
этих позиций, в котором необходимо обеспечить 
развивающее нравственные основания ребёнка 
движение от позиции объекта к всё более 
выраженной и осознаваемой самим учеником 
позиции субъекта.
В соответствии с этим важнейшим 
психолого-педагогическим принципом организации 
процесса нравственного воспитания является 
его последовательная поэтапность. Внутри 
каждого этапа также заложены в соответствии 
со стоящими задачами и обеспечивающие 
их принципы и методические подходы. [9, 
c. 201]
На первом этапе, когда субъектность 
ученика сравнительно невелика, педагог 
стремится вызвать его интерес к нравственному 
знанию, способствовать развитию моральных 
устремлений и потребностей личности. 
Достигает он этого с помощью широкого 
спектра насыщения школьников нравственными 
знаниями, эмоционально и деятельностно 
окрашенными формами их включения в игру, 
упражнение, размышление, диалогическое 
взаимодействие, практические формы деятельности 
с учётом возрастных особенностей детей, 
их уровня воспитанности. 
На втором этапе, когда наблюдается 
расширение сферы субъектного начала 
личности школьника, необходимо эмоционально-образное 
сосредоточение учеников на нравственно 
ценных ориентирах их жизнедеятельности 
через накопление эмоциональных реакций, 
проявлений, действий, утверждающих нравственное 
начало личности. Усиление эмоционального 
начала в реакциях на других людей психологи 
связывают с культивированием гуманности. 
Этому способствует разбуженная эмоциональная 
сфера ученика, которая включает его в 
позитивную канву построения своих контактов 
и отношений с окружающими. При этом нравственное 
чувство и нравственное сознание как опосредствующие 
духовные звенья во взаимодействии и общении 
школьников приведут к конкретизации 
и обоснованию собственной нравственной 
позиции ученика как на этических занятиях, 
так и в повседневной жизнедеятельности. 
[10, c. 96]
На третьем этапе на основе 
концентрации развившихся моральных представлений 
и чувств, формирующегося нравственного 
опыта поведения на максимально используемых 
педагогом и стимулирующих внутренние 
усилия школьников ситуациях нравственного 
выбора субъектная позиция ученика актуализируется. 
Нравственный выбор и связанные с ним 
приоритеты направлены на становление 
жизненно важных смыслов, поскольку учащимся 
важно выработать своё субъектное их основание. 
Происходит как бы саморазвёртывание 
нравственных свойств личности, формируются 
и развиваются движущие силы её субъектного 
начала.
Четвёртый этап, направленный 
на создание педагогических условий для 
нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению 
школьников, самооценки через актуализацию 
нравственного потенциала личности, утверждения 
через оценку других положительного начала 
личности каждого, характерен развитием 
нравственного отношения к самому себе, 
уважения к своим человеческим достоинствам, 
осознания себя равным другим и рождением 
ответственности за последствия своего 
поступка, поведения.
На этом этапе следование нравственным 
принципам и нормам поведения обусловлено 
внутренним принятием их личностью. Данные 
нормы становятся устойчивым требованием 
школьников к себе, убеждением.
 
 
 
Заключение
В заключение отметим то, что 
на уроках в постоянном общении с учителем 
и сверстниками формируется нравственность 
ребенка, обогащается его жизненный опыт. 
Переживания младших школьников, их радости 
и огорчения связаны с учебой. На уроке 
взаимодействуют все основные элементы 
воспитательного процесса: цель, содержание, 
средства, методы, организация. Воспитывает 
весь процесс обучения на уроке, а не так 
называемые воспитательные моменты.
В процессе обучения происходит 
систематическое приобщение к нравственным 
знаниям.
Знания школьников о нравственных 
нормах, полученные на уроках, собственные 
жизненные наблюдения нередко бывают 
разрозненными и неполными. Поэтому требуется 
специальная работа, связанная с обобщением 
полученных знаний. Формы работы разные: 
например, в начальных классах это может 
быть рассказ учителя, этическая беседа.
Формирование нравственного 
опыта школьников не может быть ограничено 
только их учебной деятельностью, утверждает 
С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие 
личности предполагает ее активное участие 
в общественно-полезном труде. Посильный 
труд ребят вливается в труд страны. В 
посильном труде на благо Родины воспитывается 
отношение к труду как важнейшей жизненной 
необходимости, потребность трудиться 
на благо общества, уважение к людям труда, 
бережное отношение к народному достоянию.
Формирование нравственной 
самостоятельности осуществляется на 
всех ступенях обучения.
Воспитательный процесс строится 
таким образом, что в нем предусматриваются 
ситуации, в которых школьник ставится 
перед необходимостью самостоятельного 
нравственного выбора. Моральные ситуации 
для школьников всех возрастов ни в коем 
случае не должны быть представлены или 
выглядеть как обучающие, или контролирующие, 
иначе их воспитательное значение может 
быть сведено на нет.
Результат нравственного воспитания 
проявляется в отношениях школьников 
к своим обязанностям, к самой деятельности, 
к другим людям.
На уроке постоянно возникают 
определенные деловые и нравственные 
отношения между учащимися. Сообща решая 
общие познавательные задачи, поставленные 
перед классом, учащиеся общаются между 
собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет 
ряд требований, касающихся деятельности 
учащихся на уроке: не мешать остальным, 
внимательно слушать друг друга, участвовать 
в общей работе – и оценивает умение учеников 
в этом плане. Совместная работа школьников 
на уроке рождает между ними отношения, 
характеризующиеся многими признаками, 
которые свойственны отношениям в любой 
коллективной работе. Отношение каждого 
участника к своему делу как к общему, 
умение согласованно действовать вместе 
с другими для достижения общей цели, взаимная 
поддержка и в то же время требовательность 
друг к другу, умение критически относиться 
к себе, расценивать свой личный успех 
или неудачу с позиции сведения структуры 
учебной деятельности. Для того, чтобы 
эти возможности урока реализовать практически, 
учителю необходимо создавать в течение 
урока ситуации, в которых у учеников была 
бы возможность общения между собой.