Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:49, реферат
К умственно отсталым относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. 
Характерная особенность дефекта при умственной отсталости – нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное 
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет
имени И.Я. Яковлева».
Доклад
«Образование лиц с нарушением умственного развития
(умственной отсталостью)»
Выполнили:
студентки 4 курса
ФЕ и ДС группы ЕБХ-1
Борзова Анастасия,
Федорова Марина
Чебоксары 2013 г.
Образование лиц с нарушением умственного развития
(умственной отсталостью)
1.Определение понятия, его характеристика.
К умственно отсталым относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер.
Характерная особенность дефекта при умственной отсталости – нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
2.Причины возникновения.
Причины возникновения УО разнообразны:
Степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора.
Например, заболевание беременной 
женщины в первые три месяца беременности 
краснухой может быть причиной умственной 
отсталости будущего ребенка, при заболевании 
в более поздние сроки 
3. Виды отклонения и их характеристика.
В группу УО лиц входят:
По выраженности 
интеллектуального дефекта 
УО включает 4 степени снижения интеллекта в зависимости от количественной оценки интеллекта (согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г.):
Дебильность — незначительная степень умственной 
отсталости. Эта категория лиц составляет 
большинство среди страдающих умственной 
отсталостью (70—80%).  
      Дети отстают в развитии от нормально 
развивающихся сверстников. Они позже 
начинают ходить, говорить, в более поздние 
сроки овладевают навыками самообслуживания. 
Эти дети неловки, физически слабы, часто 
болеют. Они мало интересуются окружающим: 
не исследуют предметы, не стремятся узнать 
о них у взрослых, равнодушны к процессам 
и явлениям, происходящим в природе и социальной 
жизни. К концу дошкольного возраста их 
активный словарь беден. Пассивный словарь 
значительно меньше по объему, чем в норме. 
Они не понимают конструкций с отрицанием, 
инструкций, состоящих из двух-трех слов, 
даже в школьном возрасте им трудно поддерживать 
беседу, так как они не всегда достаточно 
хорошо понимают вопросы собеседника.  
        Без коррекционного обучения к концу 
дошкольного возраста у этих детей формируется 
только предметная деятельность. Игровая 
деятельность не становится ведущей. В 
младшем дошкольном возрасте у них преобладают 
бесцельные действия с игрушками (несет 
кубик в рот, бросает куклу), к старшему 
дошкольному возрасту появляются предметно-игровые 
действия (укачивание куклы, катание машины), 
процессуальная игра — многократное повторение 
одних и тех же действий. Игровые действия 
не сопровождаются эмоциональными реакциями 
и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, 
без специального коррекционного обучения 
не формируется.  
       Общение ребенка с нормально развивающимися 
сверстниками затруднено: его не принимают 
в игру, так как он не умеет играть. Он становится 
отверженным в среде сверстников и вынужден 
играть с более младшими детьми.  
       Такой ребенок в условиях обычного детского 
сада испытывает стойкие трудности в усвоении 
программного материала на занятиях по 
формированию элементарных математических 
представлений, развитию речи, ознакомлению 
с окружающим, конструированию. Если ребенок 
не получил в детском саду специальной 
педагогической помощи, он оказывается 
не готовым к школьному обучению.        
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам. В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.
Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.
Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.
Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем— шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».
Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.
Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети обучаемы, т. е. способны овладеть навыками общения, социальнобытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7—8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.
По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда. Лица с умеренно степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.
Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностик этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватна реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первые слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.
Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетически и пренатальных исследований.
У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственно ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.
Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым) расширять свои представления об окружающем мире. В России лица этой категории в основном находятся в учреждения Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.
4. Методы педагогической работы.
В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разрабатываются пути и методы оказания коррекционной помощи умственно отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е.А. Стребелева, Ю.А. Разенкова, Г.А. Мишина и др.). Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (Л.Б.Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Е.Н.Соломина, И.М.Яковлева и др.). Разрабатываются современные технологии обучения умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и идиотии (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А.А. Еремина и др.).
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.
В последние годы в специальной педагогике широкое распространение получили идеи интеграции. Для детей с незначительной и умеренной степенью УО целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со семи, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.
Наиболее распространенными 
формами организации обучения умственно 
отсталых детей и подростков являются специальные детские 
сады для детей с нарушением интеллекта 
и специальные (коррекционные) школы VIII 
вида. Коррекционная помощь им может 
быть оказана в центрах раннего 
вмешательства, центрах реабилитации 
и абилитации и психолого-медико-
Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.
Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.
В специальных садах оказывается 
комплексная помощь умственно отсталым 
детям: коррекционно-педагогическими 
мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, 
воспитателями группы, логопедом, психологом, 
музыкальным работником, осуществляются 
лечебно-профилактические мероприятия, 
в большинстве специальных детских садов 
открыты бассейны, фитобары.  
       В специальных дошкольных учреждениях 
соблюдается щадящий, охранительный режим: 
это создание доброжелательной, 
спокойной атмосферы, предупреждение 
конфликтных ситуаций, учет особенностей 
каждого ребенка.  
        Подготовка к обучению в школе осуществляется 
в течение всех лет обучения ребенка в 
детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической 
готовности; формирование элементарных 
познавательных интересов и познавательной 
активности и накопление знаний и умений; 
формирование нравственно-волевой готовности.         
С семи-восьми лет умственно 
отсталые дети учатся в специальных 
(коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется 
по специальным программам на основе специального 
образовательного стандарта. Им также 
может быть оказана помощь в центрах 
социально-трудовой реабилитации.  
        Основными задачами 
являются максимальное преодоление недостатков 
познавательной деятельности и эмоционально-волевой 
сферы умственно отсталых школьников, 
подготовка их к участию в производительном 
труде, социальная адаптация в условиях 
современного общества. 
Информация о работе Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)