Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:31, реферат
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.
Введение………………………………….…………………………………1
Характеристика психологической готовности к школьному
Обучению у детей 6-7лет…………………….……………………………3
Кризис 7 лет…………………………………………...………………….10
Психологические новообразования кризиса семи лет………….…….13
Заключение………………………………………………………………16
Список источников………………………………………………………17
 Такая положительная 
направленность ребенка на 
 Кроме отношения к 
учебному процессу в целом, 
для ребенка, поступающего в 
школу, важно отношение к 
 Классно-урочная система 
обучения предполагает не 
 Личностная готовность 
к школе включает также 
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
 Существуют и специально 
разработанные планы беседы, выявляющей 
позицию школьника (методика Н.
Волевая готовность.
 Серьезного внимания 
требует и формирование 
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
К шести годам ребенок «мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком».
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).
Шестилетний ребенок оказывается 
способным соподчинить мотивы своего 
поведения. Поэтому в этом возрасте 
необходимо развивать способность 
действовать по моральным мотивам, 
при необходимости отказываться 
оттого, что непосредственно 
Эффективность познавательной 
деятельности еще мала. Поэтому учителю 
следует соблюдать 
Следует иметь в виду тот 
факт, что отличительной чертой волевой 
регуляции поведения 
Поэтому, как показывают специальные исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей степени зависит от его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых, посредством «словесных инструкций, знаковых средств».
Таким образом, успешность обучения 
в начальных классах школы 
во многом зависит от того, насколько 
верно дети понимают профессиональную 
роль и позицию, занимаемую учителем. 
Без этого невозможно понять истинный 
смысл происходящего на уроках. Также 
важным является и уровень развития 
общения со сверстниками – коллектив 
сверстников создает 
Однако у некоторых 
дошкольников наблюдается неустойчивая, 
а иногда даже заниженная самооценка. 
Это свидетельствует не об особо 
интенсивном развитии самосознания, 
а о том, что дети эти испытывают 
дефицит эмоциональной 
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольного возраста 
центральным показателем 
Если наглядно схематическое мышление сформировано у ребенка недостаточно, то в первом классе ему трудно составить схемы слов и предложений, верно, записать условия математической задачи с помощью условных обозначений и стрелок.
Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Особенно важно владение связной монологической речью – сначала устной, затем письменной. Связная монологическая речь – это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Таким образом, мы можем говорить 
о психологической готовности к 
школьному обучению, как о готовности 
в жизни в обществе, о приобретении 
ребенком тех навыков, знаний и умений, 
которые помогут ему в 
Переходный период от дошкольного 
к младшему школьному возрасту знаменуется 
наступлением возрастного кризиса 
7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом 
открывается школьный возраст. В 
период кризиса 7 лет происходит существенное 
изменение всего 
Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» или возрастом смены зубов . Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребёнок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. В 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых, бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются 
главными симптомами переходного периода 
от дошкольного к школьному 
Как отмечал Выготский, главная 
причина детской 
Наряду с этим происходят 
и существенные изменения в эмоционально-
  Возникающие аффективные 
образования, конечно, могут в 
дальнейшем изменяться по мере 
накопления ребенком более 
Рассматривая психологические изменения и их содержание в период кризиса 7 лет, авторы придерживаются разных мнений. Так, согласно исследованиям Л.И. Божович результатом кризиса 7 лет является появление социального «Я», а по мнению Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера, – возникновение условно динамической позиции ребенка по отношению к взрослому. Л.Б. Филонов считает, что кризис 7 лет – это кризис требовательности: ребенок впервые заявляет о соблюдении своих прав в обмен на принятие на себя обязательств по учебе. Е.Е. Кравцова выход из кризиса 7 лет соотносит с изменением самооценки ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, 
сущность кризиса 7 лет в концентрированном 
виде представлена «интеллектуализацией 
аффекта» или «обобщением переживания». 
У детей, прошедших данный кризисный 
возраст, обобщение переживания 
выражается в потере непосредственности 
поведения. Ребенок начинает «предвидеть» 
окончание ситуации, появляется произвольность 
поведения, утрачивается ситуативность 
реакций. Знакомые всем манерничанье и 
кривляние ребенка в кризисе 7 
лет связаны именно с проявлением 
произвольности: ребенок принимает 
на себя какую-нибудь роль, занимает определенную 
позицию, не всегда адекватную ситуации, 
а затем ведет себя в соответствии 
с этой внутренней ролью. Отсюда неестественность 
поведения, неустойчивость, непоследовательность 
эмоций и беспричинные смены настроения. 
По прошествии кризиса останется 
способность действовать 
Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцов указывают, что сразу же после кризиса 7 лет ребенок обращается к преимущественной направленности на усвоение способов решения задач, у него появляется умение устойчиво удерживать теоретическое отношение к задаче. Е.Л. Бережковская связывает переход от дошкольного к младшему школьному возрасту со способностью ребенка к внутреннему диалогу.
Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. От него начинают требовать не только хорошо учиться, но и помогать по дому, записывают на разные кружки и секции. Теперь то, что делает ребенок, касается не только его самого, но и окружающих. Такая резкая необходимость взросления может вызывать дискомфорт и даже пугать ребенка - отсюда и кризис семи лет.
Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок - не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.
Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт.
Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.
Информация о работе Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет