Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
Изучить научно-теоретическую, психолого-педагогическую, культуроведческую, социально-философскую, музыкально-педагогическую литературу по данной теме.
Раскрыть ведущие понятия исследования: культура, этнос, этнокультура, воспитание, этнокультурное воспитание.
Проанализировать состояние отечественной педагогики в аспекте исследуемой темы.

Содержание

Введение________________________________________________________3

Научно-теоретические основы этнокультурного воспитания
учащихся на уроках музыки _____________________________________ 6

1.1 Этнокультура_______________________________________________ 6
1.2 Этнокультурное воспитание __________________________________ 27
1.3 Анализ состояния проблемы в отечественной
музыкальной педагогике ___________________________________ 32

Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки___________35

Содержательный аспект этнокультурного воспитания
учащихся на уроках музыки ________________________________ 35

Педагогический эксперимент _________________________________ 47

Заключение ____________________________________________________ 52

Список использованной литературы _____________________________ 54

Приложения ___________________________________________________ 57

Вложенные файлы: 1 файл

Этнокульт воспитание.docx

— 209.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этнокультурное воспитание учащихся

на уроках музыки

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение________________________________________________________3

 

  1. Научно-теоретические основы этнокультурного воспитания

учащихся  на уроках музыки _____________________________________ 6

 

1.1  Этнокультура_______________________________________________ 6

1.2 Этнокультурное  воспитание __________________________________ 27

1.3 Анализ состояния проблемы в отечественной

         музыкальной педагогике ___________________________________ 32

 

Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки___________35

 

    1.  Содержательный аспект этнокультурного воспитания

          учащихся на уроках музыки ________________________________ 35

 

    1.  Педагогический эксперимент _________________________________  47

 

Заключение  ____________________________________________________ 52

 

Список использованной литературы   _____________________________ 54

 

Приложения   ___________________________________________________ 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Актуальность исследования. Образование нового поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, информационной эпохи высоких технологий. Факторы планетарного масштаба влияют на образовательную сферу нашего государства сквозь призму региональных факторов. Именно на это обращено внимание в Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, который поставил перед казахстанским образованием задачу обеспечить достижение конкурентоспособности нации [1].

     Развитие и процветание страны зависит от силы и эффективности патриотического воспитания, от того, насколько глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Патриотическое воспитание – основа нравственности. В своём выступлении на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев сказал: «Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своём сердце» [2]. В Государственной программе патриотического воспитания граждан РК на 2006 – 2008 годы обозначена цель: формирование у граждан высокопатриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания [3].

     В Законе РК «Об образовании» и «Государственной программе функционирования и развития языков» на 2001 – 2010 годы важнейшим принципом подросткового воспитания определено патриотическое воспитание [4, 5].

     В материалах XII сессии Ассамблеи народов Казахстана [24.10.2006г.] отмечено: «Важная составляющая успеха нации – казахстанский патриотизм.      Это любовь к своей стране и земле, огромное уважение к её истории и культуре, вера в собственные силы каждого и сплочённость всего общества. Это высокое чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны, которое возводится сегодня. Это гордость за успехи каждого казахстанца, и желание добиться высот на своём поприще, в чём бы оно ни состояло. И этот успех каждый должен посвятить Родине, чтобы прославить её, поднять её имидж в мире» [2].

     Происходящие изменения, охватившие все сферы социально-экономической жизни республики, сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, требуют приращения фундаментальных и универсальных знаний, их реализацию через систему образования. В этой связи в Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан [1994 год] отмечено: «Поскольку прежняя система образования в республике была ориентирована в основном на образцы научного знания прошлого, без должного учёта природы человека, её жизненных интересов и потребностей, истинных ценностей культуры, что привело к унификации образования и следованию единым постулатам и канонам, то необходимо критически пересмотреть данную ориентацию педагогики и, сохранив всё ценное, реформировать её в соответствии с этническими потребностями обучаемой аудитории» [6]. Принятие этой идеи означает создание национальной системы обучения и воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащённости образования с традиционными культурными ценностями, признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры, непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества.

     Перемены, охватившие все сферы социально-экономической и духовной жизни народов Республики Казахстан, в том числе и систему образования, отражены в разработанной несколько лет назад Концепции Гуманитарного образования в Республике Казахстан [1994 год], Концепции государственной политики в области образования Республики Казахстан [1995 год], Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан [1996 год], утверждённых Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан. Отмечалось также, что необходимо пересмотреть прежнюю систему образования, которая была построена без должного учёта многовековых традиций национальной культуры. В этих документах подчёркивается, что, сохраняя всё ценное, следует реформировать образовательную систему в соответствии с реальными этническими потребностями, с учётом культурно-исторических и национально-культурных традиций народов Республики Казахстан.

     Становление государственной независимости Республики Казахстан, курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности требуют переориентации всей образовательной сферы на реализацию национально-культурных и языковых интересов населения, создание преемственной системы этнокультурного образования, определение его содержательных аспектов и особенностей. Необходимо учитывать многонациональный состав населения: в Казахстане проживают представители более 120 наций и народностей.

     По решению Регионального семинара по выполнению «Рекомендаций по сохранению фольклора», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в странах переходного периода Восточной Европы и Азии [1999 год], государствам-членам ЮНЕСКО рекомендуется: «Содействовать установлению прочных связей между культурой и просвещением на основе признания традиционной культуры, фольклора как важнейшего фактора обновления содержания общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования. Поддерживать разработку и внедрение перспективных моделей непрерывного образования в области традиционной культуры и фольклора, расширять подготовку педагогических кадров для данной сферы. Внести соответствующие дополнения и поправки в национальные стратегии развития культуры и образования. Под эгидой ЮНЕСКО разработать международную программу «Традиционная культура и образование», создать международный экспертный совет по национально-культурному образованию» [7]. Все это определяет актуальность выбранной темы на региональном и международном уровнях.

     На основании вышесказанного мы определили цель данной работы следующим образом: исследовать процесс этнокультурного воспитания в школе на уроках музыки.

     Объектом исследования явился музыкально-педагогический процесс в 5  классе средней общеобразовательной школы-комплекс № 27 города Семея.

     Предмет исследования – процесс этнокультурного воспитания школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

     В качестве гипотезы было выдвинуто предположение: если в содержание уроков музыки 5 класса включить этнокультурный музыкальный материал – исторические и современные факты развития культурной жизни в Семее и в Семипалатинском регионе, интересные биографические данные об известных музыкантах – наших земляках, то это будет способствовать расширению кругозора учащихся, информационно-познавательных знаний, усилению чувства патриотизма школьников.

     Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

  1. Изучить научно-теоретическую, психолого-педагогическую, культуроведческую, социально-философскую, музыкально-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Раскрыть ведущие понятия исследования: культура, этнос, этнокультура, воспитание, этнокультурное воспитание.
  3. Проанализировать состояние отечественной педагогики в аспекте исследуемой темы.
  4. Ввести в содержание уроков «Музыка РК» в 5 классе новый региональный этнокультурно-музыкальный материал (Семипалатинского региона).
  5. Разработать условия организации и проведения экспериментального исследования в аспекте вышеназванной проблемы.
  6. Осуществить опытно-экспериментальную работу по этнокультурному воспитанию учащихся 5 класса.

В ходе работы применялись следующие методы исследования:

  • анализ научно-теоретической, психолого-педагогической, культуроведческой, социально-философской, музыкально-педагогической литературы;
  • краткий анализ состояния проблемы в отечественной музыкальной педагогике;
  • наблюдение за учащимися в процессе опытно-экспериментальной работы;
  • теоретический анализ результатов экспериментальной диагностики учащихся;
  • педагогический эксперимент.

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.                

                      

 

  1. Научно-теоретические основы этнокультурного воспитания учащихся

на уроках музыки

 

                       

1.1 Этнокультура

 

     Общество – человек – культура неразделимы в процессе исторического развития. Универсальность данных слагаемых факт неоспоримый, притом, что и каждое из них, взятое в отдельности обладает многомерностью и самобытностью. На протяжении своего существования человечество в стремлении познать – что есть культура? – неизменно приходит к мысли о невозможности единого понимания культуры и общего взгляда на пути её изучения, то есть многозначность понятия «культура» общепризнанна, а пути изучения определяет специфика рассматриваемой каждым исследователем грани культуры. В самом общем смысле можно сказать, что «культура – это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию), приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому прогрессу» [45].

     Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX веках его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

     Усвоение культуры  осуществляется  с помощью научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретаема биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности человека и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Существует несколько определений культуры. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А. Кребер и Х. Клакхон [23] выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:

  • культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;
  • культура – это то, что не передаётся биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе;
  • культура передаётся при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и так далее) и связана с идеями.

     Слово «культура» можно употреблять обобщённо, применительно  к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется для обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской, японской культурах). Иногда данный термин используют также в узком значении – для обозначения более высокой степени культурности. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительной аккультурации, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой.

Информация о работе Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки