Этика менеджмента и социальная ответственность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:35, лекция

Краткое описание

3.1. Роль бизнеса в обществе
3.2. Этика и современное управление
3.3. Социальная ответственность организации
3.4. Управление этикой и социальной ответственностью компании

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Этика менеджмента и социальная ответственность организации.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи, «удрученные» отсутствием простых решений этических проблем, приходят к выводу о том, что деловая этика просто идет вразрез с мировой практикой бизнеса (Stark, 1993). С другой стороны, такие ученые, как Э. Вэллэнс (Vallance, 1996) и Э. Штернберг (Sternberg, 1995), указывают, что секрет принятия этических решений состоит в том, чтобы использовать модели в специфических деловых ситуациях по мере их возникновения, а не в поисках универсальных рецептов.

Возможно нам поможет обращение  к концепции этического релятивизма.

«Пламя очага согреет вас и в Греции, и в Персии; но представления населяющих их народов о правильных и недопустимых действиях различны» (Геродот, 350 г. до н. э. ).

Приверженцы концепции этического релятивизма утверждают, что принципы морали определяются, прежде всего, обществом, в котором они сформировались. Абсолютных, вне культурных контекстов, этических стандартов не существует Поэтому действия, оцениваемые как правильные в европейских странах, могут восприниматься как недопустимые на Ближнем Востоке. Следование принципам этического релятивизма позволяет менеджменту адаптировать осуществляемые операции к принятым в различных странах или регионах стандартам. (Например, в некоторых государствах взятка чиновнику – обычная норма бизнеса). Для компаний, работающих на международном уровне, этический релятивизм – весьма практичная философия. Однако как быть с этическими принципами отдельных менеджеров, которые скорее абсолютны, чем относительны?

Наш анализ моральных проблем показывает сложность применения этических  доводов к реальной практике бизнеса. Большая часть деловых решений носит компромиссный характер, и менеджменту необходимо четко осознавать их возможные последствия. Некоторые компании принимают настоящие моральные кодексы. Организации, не склонные к публичным торжественным заявлениям, должны просто не забывать об ответственности, которую налагает на них ведение бизнеса, об интересах групп, которым они подотчетны, что весьма способствует «приземлению» абстрактных проблем и процессов принятия решений.

 

Факторы, определяющие этический выбор

 

Если менеджера уличают  во лжи, обмане или воровстве, вина обычно возлагается или на человека, или  на ситуацию. Большинство из нас  считают, что этически корректные решения  принимаются по велению совести. Это, конечно, правда, но не вся. Этичная или аморальная практика бизнеса - форма выражения системы ценностей, отношений, убеждений и манеры поведения, принятых в организационной культуре. Таким образом, этические проблемы являются скорее организационными, нежели личностными.

МЕНЕДЖЕР привносит в работу свои личные черты и манеру поведения. Индивидуальные потребности, семья, религиозные убеждения – все эти факторы формируют систему ценностей менеджера. При принятии этически верных решений менеджер ориентируется  прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как собственное эго, уверенность в своих силах, развитое чувство независимости.

Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера – стадия его морального развития.

На стадии предшествующего развития людей интересуют, прежде всего внешние выгоды и наказания. Подчинение власти основывается на угрозе негативных последствий в случае неповиновения. В организационном смысле этой стадии соответствуют менеджеры, использующие авторитарный или принудительный стиль руководства, а также менеджеры, ориентирующиеся на гарантии исполнения отдельных задач.

На стадии общего развития люди адаптируются к ожиданиям положительного поведения коллег, семьи, друзей. Общества. Предпочтительным способом достижения целей становится совместная работа в группах. Наиболее адекватным способом руководства становится поощрение взаимодействий и кооперации.

На стадии последующего развития люди руководствуются прежде всего внутренними ценностями и нормами, во многих случаях игнорируя правила и законы, требующие нарушения этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже существенные внешние. Внимание менеджеров концентрируется на потребностях последователей и стимулировании окружающих к самостоятельному мышлению, решению возникающих проблем исходя из принципов морали.

Подавляющее большинство индивидов  находятся на второй стадии развития, а третьей стадии достигают всего 20% взрослых. Такие люди принимают этически корректные решения, даже если они чреваты отрицательными последствиями прежде всего для них самих.

Женщины воспринимают социальные реалии по-своему, иначе чем мужчины. Сложные  моральные проблемы женщины воспринимают более тонко и проницательно, чем мужчины, и принимают моральные решения не по принципу «хорошо-плохо», а по принципу «не навреди». Вероятно, женское ощущение правильности решения от природы связано с этикой, заботой. Таким образом, женщины идеально подходят для обслуживающего стиля лидерства, в котором остро нуждаются современные организации.

К факторам, обусловливающим необходимость соответствия поведения менеджеров все более высоким этическим уровням, относится воздействие на мораль и культуру организаций процессов глобализации. Менеджеры должны вырабатывать в себе восприимчивость и открытость по отношению к другим, незнакомым им системам.

Организация. Организационные ценности имеют большое значение для деятельности компании. Справедливость этого тезиса подтверждается тем фактом, что большинство людей находятся на второй стадии морального развития. Они считают себя обязанными выполнять обязательства перед другими людьми в соответствии с ожиданиями этих людей.

Корпоративная культура самым серьезным  образом воздействует на поведение  членов организации.

К числу других факторов, влияющих на этику, относятся принятые в компании правила, политика, система вознаграждения, степень заботы организации о своих членах, система отбора, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство, процесс принятия решений.

 

 

3.3. Социальная ответственность организации

 

Перейдем к проблеме социальной ответственности. С одной стороны, концепция ответственности компании перед обществом, как и понятие  этики, проста: она означает, что  компания должна отличать плохое от хорошего и поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами. Формальное определение социальной ответственности предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам, как общества, так и самой компании.

Определение несложное, но как воплотить  его на практике, если каждый из нас по-своему определяет приемлемость для общества действий организации? Более того, понятие социальной ответственности включает в себя далеко не однозначные аспекты дефиниций добра и зла. Если мы обратимся к компаниям, ведущим ожесточенную конкурентную борьбу. Несет ли более сильная из них социальную ответственность за то, что вторая становится банкротом? Или такая практика: компания объявляет себя банкротом (с юридической точки зрения ее действия совершенно законны), чтобы избежать исполнения финансовых обязательств перед поставщиками, профсоюзами или  конкурентами. Эти прим еры показывают, что определить реальное социально ответственное поведение очень сложно. Кроме того, необходимо учесть и воздействие организации на окружающую среду.

А перед кем, собственно, должна неси ответственность организация? С  точки зрения социальной ответственности, наиболее продвинутые организации рассматривают свои внутреннюю и внешнюю среды как множество заинтересованных групп.

Заинтересованной  группой называется любое сообщество внутри организации или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании и характеризующееся определенной скоростью реакции.

    • Акционеры
    • Потребители
    • Работники
    • Поставщики/деловые партнеры
    • Сообщества
    • Общество
    • Окружающая среда
    • Будущие поколения

 

Требования инвесторов, акционеров и поставщиков предъявляются, прежде всего, к эффективности управления фирмой (прибыльному использованию ресурсов). Сотрудники организации ожидают удовлетворения от труда, адекватной оплаты и хорошего руководства. Покупателей интересует качество, безопасность и доступность товаров и услуг. Сообщество, на территории которого функционирует фирма (проживающие там люди, местные власти, природная среда и качество жизни людей), играет ведущую роль в ее создании, формировании репутации, которой она пользуется, и обеспечении непрерывности ее операций.  Понятие общества предполагает расширенный анализ пространства оперативной деятельности организации. Качество жизни членов общества зависит от того, насколько хорошо бизнесу удается разрешать конфликты между стремлением к прибыли и интересами защиты окружающей среды.

В последние десятилетия вопросы  охраны окружающей среды постоянно включаются в повестки дня заседаний руководителей корпораций, что обусловлено возрастающим интересом потребителей к вопросам последствий операций организаций для живой природы. Однако отношение организаций к этим проблемам существенно различно. Менеджмент компаний, для которых не безразличны экологические вопросы, признают, что на стратегическом уровне «анализ окружающей среды организации без исследования влияния на нее компании не имеет смысла» (Price, 1994).

Если какая-то заинтересованная группа лиц не удовлетворена деятельностью организации, ее реакция может поставить под угрозу дальнейшее существование компании.

 

 

 

 

 

Оценка результатов  социальной деятельности

 

Одна из моделей оценки корпоративной  социальной деятельности была предложена Э. Кэрроллом (Carroll, 1991). В ней за основу берется общая социальная ответственность компании, определяемая в соответствии с четырьмя критериями: экономической, юридической, этической и принятой на себя ответственностью, положение которых в общей пирамиде определяется их относительной важностью и частотой, с которой менеджеры сталкиваются в каждой группе.

 

 


Филантропическая 

ответственность

(Принятая на себя 

ответственность)

(Улучшение благосостояния 

общества  и качества жизни)


 

Этическая ответственность

(Следование моральным принципам)


 

Юридическая ответственность

(Подчинение закону)


 

Экономическая ответственность

(Получение прибыли)

 


 

Рис. 3.2. Пирамида корпоративной ответственности

 

Экономическая ответственность. Первый критерий оценки общей социальной ответственности – ее экономическая ответственность. Любая коммерческая организация, прежде всего, является основной экономической ячейкой общества, которая несет ответственность за производство необходимых ему товаров и услуг, а также максимизацию прибыли акционеров. В предельном случае экономическая ответственность фирмы сводится исключительно к максимизации прибыли (М. Фридмен). Однако практическое следование тезису о том, что получение экономической выгоды – единственная обязанность компании перед обществом, чревато крайне негативными последствиями для фирмы.

Юридическая ответственность. Жизнедеятельность любого современного общества регулируется правилами, законами и ограничениями, которым обязаны следовать и коммерческие организации. Под юридической ответственностью понимается необходимость для организации следования установленным обществом правилам, достижение ее экономических целей в рамках закона.

Организации, сознательно нарушающие закон, заслуживают наименьшей оценки по данному критерию (намеренные поставки имеющего дефицит товара, выставление клиенту счета за непроизведенную работу).

Этическая ответственность. Этически ответственное поведение компании означает общественно полезные действия, которые не предусмотрены законами либо не отвечают прямым ее экономическим интересам. Для того чтобы поведение организации было этичным, ее менеджеры должны придерживаться принципов равенства, честности и непредвзятости, соблюдать права сотрудников. Как неэтичные оцениваются решения, позволяющие человеку или всей организации получать выгоды за счет общества.

Филантропическая ответственность. Принятие на себя ответственности носит для организации добровольный характер и связано с желанием компании внести свой вклад в развитие общества, к которому ее не обязывают ни экономические мотивы, ни законы, ни этика. Как правило, имеются в виду различные действия филантропического характера, которых никто не требует, и которые не приносят компании ощутимой выгоды. Принятие на себя ответственности – высшее проявление  и высший критерий оценки социальной ответственности компании, так как она выходит за рамки ожиданий общества и благотворно влияет на его благосостояние.

Информация о работе Этика менеджмента и социальная ответственность организации