Этика и нормы морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Древневосточная философия 5
1.1. Древнекитайские мыслители о человеке 5
1.2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни 8
Глава 2. Человек в античной философии 10
Глава 3. Христианское учение о спасении 12
Глава 4.Философия нового времени 14
Заключение 16
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по инвестициям.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

           И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка"(2), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ. Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики.  Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии. 

         

        Великому ученику Сократа Платону  принадлежит идея о том, что  человек есть не просто единство  души и тела, но что именно  душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного. Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Христианское учение о спасении

Христианство было следующим  и на сегодняшний день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия.

Христианство возникло в I веке нашей эры, выделившись среди  мистико-мессианских движений в  восточной части Римской империи. Оно быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковной организацией. Христианство появилось в период острого социально-экономического кризиса рабовладельческой Римской империи. Этот кризис охватил как беднейшую часть общества, так и состоятельные слои населения.

Христианство провозгласило  равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие  общественные порядки и тем самым  породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Через это люди обретали смысл жизни, если не во время жизни, то после ее смерти.

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности  и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали  сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал:

"Не тем человек  сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу"(3). Из этой посылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил "по человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания.

Христианство положило начало совершенно новой культуре –  культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как  на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.

Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимает морально-этическая проблематика. Образно  говоря, христианство – это не столько  религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.

Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его.

Согласно христианскому  учению, целью жизни человека является спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Борьба со страстями и победа над ними составляет необходимую обязанность, задачу и цель земной жизни человека.

 

 

 

Глава 4. Философия  Нового  времени

 

          Философия Нового времени формируется  под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).   

           Но, пожалуй, самый интересный  и значительный вклад в философское  осмысление человека был сделан  немецким философом И.Кантом. С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

          Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.  

          В 19 веке философы пытались  углубить  изучение духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям.

С середины 19 века у многих философов этого времени появляется мысль, что метафизика и религия  – 

это вторичные явления  культуры, выводимые из первичных  оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности. 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Рассмотрев взгляды выдающихся  философов и мудрецов человечества  мы  видим, что проблема смысла  человеческого бытия всегда стояла  в центре философских исследований.

          Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили.

          Так в Древнем Китае для  Лао-цзы главное для человека  жить по законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека  с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место.

          Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо открыть  всебевсеобщий Дух, только через  свое “я” человек может приблизится и слиться с мировым “Атманом”.

          Античная философия сформировала  основные западно-европейские подходы  к выделению человека в качестве  отдельной и специальной философской  проблемы и определила его  как самостоятельную ценность и признала за ним право на активность и инициативу перед объективным миропорядком.

          Христианство было следующим  и на сегодняшний день основным  религиозным учением, сформировавшим  новый смысл человеческого бытия,  признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство

стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого  бытия, о совести, долге, чести.

        Философия Нового времени, сформировавшаяся  под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с

физиологических и прагматических позиций.

          Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности.

          Открыв важную роль бессознательного  в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как личных, так и общественных проблем жизни человека.

          Экзистенциальная философия понимается  в качестве радикализации   первоначального выступления философии  жизни, как оно было  воплощено на исходе XIX и в начале  XX в.,  прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.

        Одной из характерных особенностей  русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.

         Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(14) И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"      

         Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от

брахманов до современных  философов понимали, что человек  сможет реализовать свою миссию только  в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии  со своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".

Список литературы

 

1.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский  культурный  ареал. Запад и  Восток. Традиции и современность.  М.,1993.

2.Человек. Мыслители  прошлого и настоящего о его  жизни, смерти и бессмертии. Древний  мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.

3. Древнекитайская философия.  – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

4.Протоирей Александр  Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.

5. Лосев А.Ф. История  античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.

6. Гроувс К. П. Происхождение  современного человека Человек. 1996. № 3.

7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.

8. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.

9.Радугин А.А. Введение  в религиоведение: теория, история и современная религия: Курс лекций. М.:  Центр, 1996.

10. История религии.  М.: Центр Руник, 1991.

11.А. Б. Ранович. Первоисточники  по истории раннего христианства. М.: Политиздат. 1990.

12. Антология мировой  философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.

13. З.Фрейд. Неудовлетворенность  культурой. Избранное. Лондон, 1969.

14.Серен Кьеркегор.  Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.

15.Мартин Хайдегер. Время  и бытие: Пер. с  нем. - М.: Республика,1993.

16. Альбер Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.

17. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература,  1990.

18. Бердяев Н. А.   Смысл творчества. М., 1993.

19. Соловьев  В.С. Нравственный  смысл  жизни.  

20. Трубецкой Е.И. Смысл  жизни. М.: Республика, 1994.

21. Франк С. Л. Смысл  жизни человека. М.: Республика ,1993.

 


Информация о работе Этика и нормы морали