Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 5
1.1 Понятие делового общения 5
1.2 Структура и функции общения 6
2 ОБЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕР ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по этике делового общения.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

 Перцептивная функция общения  – это процесс восприятия и  понимания людьми друг друга.

 Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой,  органически дополняют друг друга  и составляют процесс общения  в целом.

 

2 ОБЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕР ДЕЛОВОГО  ОБЩЕНИЯ

 

Этику делового общения следует  учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия – между  руководителем и подчиненными, между  подчиненными и руководителем, между  людьми одного статуса.

Между сторонами того или  иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в  том, чтобы сформулировать такие  принципы делового общения, которые  не только соответствовали бы каждому  виду делового общения, но и не противоречили  общим нравственным принципам поведения  людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации  деятельности людей, вовлеченных в  деловое общение.

Общий нравственный принцип  человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима  твоей воли всегда могла иметь  также и силу принципа всеобщего  законодательства».

Таким образом, в основе этики  делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое  общение должно постоянно проверяться  этической рефлексией, оправдывающей  мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор  и принять индивидуальное решение  часто дело совсем непростое.

Особое внимание следует  обратить на золотое правило этики  общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме  в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо  и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

  1. Этика делового общения «сверху-вниз». В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к подчиненному так, как вы бы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется  в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а  какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная  дисциплина, определяющая деловое общение.

Без соблюдения этики делового общения между руководителем  и подчиненным большинство людей  чувствует себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение  руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический  климат. Именно на этом уровне формируется  в первую очередь нравственные эталоны  и образцы поведения.

Выбирайте правильную форму  распоряжения, учитывая, прежде всего  два фактора:

  • ситуацию, наличие времени для нюансов;
  • личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.

В зависимости от этого  следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и  формы распоряжения.

Формами распоряжения могут  быть: приказ, просьба, вопрос и так  называемый «доброволец».

Приказ. Чаще всего следует  использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется в  том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем  и подчиненным основано на доверии  и доброжелательности. Такая форма  позволяет сотруднику высказать  свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим  образом произнести фразу, то у сотрудника не возникает никакого сомнения, что  это приказ.

Вопрос. «Есть ли смысл  заняться этим?», «Как мы должны это  сделать?». Лучше применять в тех  случаях, когда вы хотите вызвать  обсуждение, как лучше сделать  работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть добровольными и достаточно квалифицированными. В противном  случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

«Доброволец». «Кто хочет  это сделать?». Подходит для такой  ситуации, когда работу не хочет  делать никто, но тем не менее она  должна быть сделана. В этом доброволец надеется, что его энтузиазм будет  соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

  1. Этика делового общения «снизу-вверх». В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять  к своим подчиненным. Без этого  трудно найти «общий язык»  с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно  привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых  этических норм и принципов, которые  можно использовать в деловом  общении с руководителем.

  • старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь;
  • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему что-то прямо приказать, но можете сказать: «Как вы относитесь к тому, если бы…?» и т.д.
  • если в коллективе надвигается или уже случилось какое- либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение;
  • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем;
  • будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть и т д.
  1. Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что найти  верный тон и приемлемые нормы  делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений  – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками  в борьбе за успех и продвижение  по службе. В то же самое время  это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом  случае участники делового общения  должны чувствовать себя равными  по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов  этики делового общения между  коллегами:

  • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;
  • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;
  • если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами;
  • в отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных;
  • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижений.

Задача повышения норм и стандартов этики делового общения, как и вообще этики бизнеса, во многих странах сегодня выдвигается  как одна из важнейших. Проблема стоит  достаточно остро. В России дела предстоят  с этим очень плохо. Поэтому организации, фирмы, руководители и предприниматели  всех уровней должны приложить максимум усилий для повышения этичности  делового общения, используя для  этого различные способы и  средства, в том числе и обучение этике делового общения. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Овладение навыками делового общения  является необходимым для будущих  деловых людей: менеджеров, экономистов  и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем  могут сыграть важную роль при  заключении сделки или подписании контракта.

Противоречие между этикой и  бизнесом, весьма остро проявляется  в деловом общении, причем на самых  разных его уровнях: как между  организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями  и вообще деловыми людьми по отношению  к указанному противоречию существуют две основные позиции.

Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся  к целям и средствам ведения  бизнеса. В этой связи следует  отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные  средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический  характер. При этом общение может  рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения  моральным ценностям.

Вторая позиция по отношению  к противоречию между этикой и  бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении  признается важным не только с точки  зрения ответственности бизнесменов  перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности  производства. В этом случае этика  рассматривается не только как необходимый  нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить  рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Вместе с тем неэтическое  поведение и общение рано или  поздно обернется, если и не прямыми  экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными  издержками как для предприятия, так и для социальной среды. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Баева О.Е. Ораторское искусство и деловое общение. Минск: Наука, 2009.
  2. Безруких М. Этика делового общения. Курс лекций. М., 2009.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Минск.: Наука, 2008.
  4. Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 2007.
  5. Конфуций. Изречения. М.: МГУ, 2007.
  6. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 2009.
  7. Курбатова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Фонд «Правовая культура», 2009.
  8. Психология и этика делового общения.// Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2007.
  9. Фромм Э. Психоанализ и этика: Пер. с англ. М.: Республика, 2006.

 


Информация о работе Этика делового общения