Этика гражданственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:35, реферат

Краткое описание

Этика Гражданственности занимает особое место в содержании и структуре прикладной этики: будучи по своей сути Нормативной Для каждого гражданина, она проявляет себя и как Ситуативная, например, в этике политической борьбы, и как основа моральной культуры Профессионального политика, обеспечивая грамотное, с точки зрения нравственности, построение им стратегии и тактики собственной политической деятельности. Этика гражданственности Тесно связана с такими понятиями как «гражданское общество» И «гражданин».

Вложенные файлы: 1 файл

Этика Гражданственности.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

· морально оправданными считаются в ней лишь те политические поступки и акции, которые отражают волю большинства граждан;

· одним из важнейших принципов является Принцип толерантности;

· политическая этика требует также установления Верховенства закона, освящает правила законной борьбы за завоевание и удержание власти;

· среди ее ценностей – Принцип делегирования власти Снизу вверх, ее Разделения Исамоограничения;

· идеологическими ценностями политической этики выступают национальный патриотизм, чувство солидарности, осторожный консерватизм.

Основные идеи Политической этики Ориентированы на:

· ограждение человека от государственного деспотизма и произвола;-соблюдение принципа предварительного доверия к каждому члену общества (в противопоставление подозрительности);

· ограничение карательного насилия;

· защиту свободы мысли (“разрешено все, что не запрещено”);

· поддержку только той власти, которая признает верховенство закона.

В современных условиях пути развития общества безусловно зависят от уровня, содержания и направленности гражданской активности людей. Принимаемые ими решения и выдвигаемые лозунги определяются во многом Политической культурой, во-первых, Лидеров, преследующих различные цели, и, во-вторых, Масс, оказывающих через общественное мнение (а иногда – и экстремистские действия) определенное давление на политических лидеров. При этом политическая культура масс, отдельных социальных групп и их лидеров может соответствовать или не соответствовать тем процессам социальных преобразований, которые выступают реальностью и потребностью общества. Эти преобразования базируются на двух тенденциях – Демократизации и гуманизацииОбщественных отношений. Этим тенденциям соответствуют следующие Требования, предъявляемые к политической культуре – важнейшему элементу этики гражданственности.

1. Политическая компетентность, включающая формирование и развитие Знания(гносеологический аспект) и способность Понимания (психологический аспект): а) политических теорий, б) политической истории, в) актуальной ситуации в обществе. Знание теории Предполагает объективный анализ классических и современных социологических концепций с позиций общечеловеческих ценностей и интересов, всестороннюю оценку альтернативных политических движений и путей развития общества, творческую разработку фундаментальных социологических понятий в их современном прочтении. Знание истории, Необходимое как основа, точка отсчета при выборе путей и методов социального действия, предполагает не только сохранение и трансляцию исторической и национальной памяти народа, но и возможность знакомства со всеми подлинными фактами отчественной и мировой истории и культуры. Знание реальной ситуации, Которое должно лежать в основе гражданской позиции личности, требует всесторонней информированности о происходящих событиях всех членов общества.

Политическая компетентность предполагает также Понимание И Принятие Полученных знаний, что возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, отсутствие негативной установки, предвзятости по отношению к этому знанию; во-вторых, умение и желание слушать (и слышать) своего оппонента.

Необходимым условием формирования Политической компетентности являются: полная гласность, отсутсвие политической цензуры над средствами массовой информации, социальными исследованиями и другими формами духовной жизни общества, недопустимость тенденциозности СМИ, которая может послужить детонатором социальных конфликтов.

2. Диалектичность, гибкость мышления, проявляющиеся, прежде всего, в способности к постоянному переосмыслению политических догм и стереотипов, норм и идеалов, отказу от устаревших трафаретов социальной деятельности. Существует множество идеологических Мифологеми Утопий, Которые препятствуют радикальным процессам преобразования общества и провоцируют враждебное отношение к ним.

К подобным мифологемам относятся представления об общественной собственности как атрибуте социализма и условии отсутствия эксплуатации, о социализме как единственной форме гуманизма, о приоритете классового над общечеловеческим, общественного над личным, интернационального над национальным и др. Потребности и интересы создания гражданского общества требуют их коренного пересмотра и переосмысления.

3. Толерантность, терпимость к инакомыслию как необходимому компоненту любого творческого процесса: научного, культурного, социального. Способность предложить новое, нестандартное решение, увидеть в нем рациональное зерно должна апробироваться, использоваться на благо общества и его обновления, а не клеймиться как враждебная.

Толерантность, способствующая не только прогрессу, но и гражданскому миру и согласию, несовместима с такими проявлениями Политической антикультуры Как поиск “врага”, “деструктивных сил”, якобы заинтересованных в дестабилизации общества, что чрезвычайно распространено в нашем обществе, исторически нетерпимом к любому инакомыслию, а также политический и национальный экстремизм и терроризм.

4. Отказ от собственного и группового эгоизма Самого разного рода: а) Партийного, проявляющегося в нежелании уступать и делить власть;

Б) Национального, Требующего исключительных прав для своего народа в ущерб правам других народов и даже общечеловеческим интересам;

В) Религиозного, доходящего до фанатизма;

Г) Эгоизма отдельных коллективов, требующих особых условий для себя и обостряющих тем самым кризис в обществе и т. д.

Отказ от группового и личного эгоизма, способность поступиться личными и групповыми благами и привелегиями ради более слабого и в интересах общества в целом – необходимый компонент политической культуры гражданского общества, предотвращающий массовые экстремистские действия.

Реализация этих требований может способствовать возникновению разумных компромиссов и консолидации, обеспечивающих создание гражданского общества. Отсутствие или слабая степень развитости этих составляющих политической культуры являются свидетельством политической «докультуры» Личности и общества и выступают основным препятствием социально-экономического и политического обновления. «Докультура» и Авторитаризм морального сознания в его гражданственных проявлениях прослеживаются в ряде моментов.

· коллективная ориентация на “большинство”, которое “всегда право” и игнорирование точки зрения “меньшинства”, в том числе и профессионалов;

· моральная неготовность к принятию и реализации свободы, выражающаяся, с одной стороны, в “беспределе”, с другой – в желании “сильной руки” и “порядка”;

· консервативная приверженность старым ценностям и идеалам, все еще имеющим ностальгическую притягательную силу; неумение или нежелание принималь новые гражданские ценности;

· отсутствие гибкости мышления, приводящее к однозначности в оценках и максимализму в суждениях, порождающее агрессивность и фанатизм, стремление решать проблемы силовыми методами;

· низкий уровень национального самосознания, лишающий людей национальной гордости, стремления к подлинному суверенитету;

· недальновидность, отсутствие перспективного мышления, “зашоренность” на сюеминутных эгоистических целях и интересах;

· иррациональность мышления, приводящая к ориентации на нереальные цели и – как следствие – иллюзорность политических и экономических программ и реакций;

· нетерпимое отношение к инакомыслию, деление на “своих” и “чужих”, поиск ответа на вопрос “кто виноват?”, вместо того, чтобы решать “что делать?”;

· неумение и неготовность совершать индивидуальный морльный выбор и нести за него ответственность.

Переход от тоталитаризма к демократии и гражданскому обществу всегда труден и мучителен.Трудности переходного периода носят объективный и субъективный характер. К Объективным относятся факторы социально-экономического порядка.Субъективные определяются менталитетом общества и его политических лидеров, уровнем их духовной культуры и состоянием гражданской позиции. Сложности становления нравственной и политической культуры являются питательной средой для создания политической нестабильности в обществе. Поэтому их преодоление – одна из основных задач создания гражданского общества и формирования этики гражданственности.

 


Информация о работе Этика гражданственности