Формирование нравственно-правовой культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 09:21, контрольная работа

Краткое описание

Российская Федерация стоит на пути демократического правового государства, которое призвано обеспечить верховенство закона и гарантировать права, свободы, равенство граждан. В тоже время современное состояние российского общества характеризуется и негативными тенденциями: приходиться констатировать размытость и устранение из жизни общественно-значимых личностных норм и ценностей, что приводит к росту правонарушений, проявлений девиантного поведения, суицидов, появлению элементов асоциального поведения подрастающего поколения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика нравственно- правовой культуры…………………..4
2. Формирование нравственно-правовой культуры личности………………..10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

профессиональная этика.docx

— 29.24 Кб (Скачать файл)

В своей диссертации Арсентьева А.Г. рассмотрела процесс формирования нравственно-правовой культуры личности на примере сотрудников органов внутренних дел. По ее мнению данный процесс осуществляется на трех уровнях:

  1. изучение нравственных принципов и правовых норм;
  2. превращение этих «абстрактных понятий» в мировоззренческие убеждения личности;
  3. формирование нравственно-правового мышления, т.е. способности грамотно и творчески применять полученные знания в конкретных, практических ситуациях.5

При этом одной из важнейших задач признается актуальная потребность в радикальном преобразовании системы нравственного и культурно-этического воспитания в органах внутренних дел. Арсентьева А.Г. высказывает ряд конкретных практических предложений в данной области и, в частности, разрабатывается модель нравственно-правовой культуры сотрудника, включающая в себя следующие элементы:

    1. воспитание у сотрудников органов внутренних дел стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
    2. формирование у сотрудников органов внутренних дел жизненных целей и моральных идеалов, лежащих в основе программы самосовершенствования и являющихся мощными побудительными силами и мотивами правоохранительной деятельности;
    3. привитие сотрудникам необходимых нравственных и правовых знаний, выработка у них практических умений и навыков;
    4. воспитание самосознания и способности к объективной моральной оценке сотрудниками своей профессиональной деятельности;
    5. развитие привычек волевого саморегулирования в психологически сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
    6. активное использование личного примера высоко-этического, нравственного поведения руководителя подразделения, являющегося важнейшим побудительным мотивом профессионализма и гуманизма служебной деятельности и одним из основных компонентов модели нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

1 этап. Формируется элементарная  нравственность. Основана на послушании  и подражании. Главный мотив нравственного  поведения – страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?»). Характерна для детей и некоторых инфантильных людей зрелого возраста.

2 этап. Формируется конвенциональная  нравственность. Основана на общественном  мнении окружающих. Главный мотив  нравственного поведения – стыд, честь («Что обо мне подумают?»).

3 этап. Формируется автономная  нравственность. Основана на самоконтроле. Главный мотив нравственного  поведения – совесть («Что я  сам о себе подумаю»).

Последние две формы нравственности характерны для взрослых людей.

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:

1. «Золотое правило» нравственности  – в религиозно-философских изысканиях  у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н.э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

2. Моральная автономия  личности – этот принцип –  завоевание Нового времени. Он  означает, что личность самостоятельно  осуществляет выбор нравственных  принципов и способов своих  действий, а потому несет ответственность  за свой выбор перед самой  собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т.д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.

3. Гуманизм – человеколюбие, признание единства, забота о  благополучии и счастье каждого  человека. Этот принцип требует  отказа от всех форм насилия  над личностью. Он утверждает  социальное равенство людей, а  также «естественные права» каждого  человека на жизнь, свободу, охрану  здоровья, духовное развитие и  др.

Таким образом, нравственно-правовая культура личности – это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нравственно-правовая культура – это продукт нравственно-правовой деятельности человека. Это интегративное качество, включающее систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих субъектов быть дееспособным в сфере нравственно- и правоориентированной экономики, нести ответственность по ее качеству в отношении государства и общества.

Она включает в себя системную характеристику правовых и нравственных явлений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность реально функционирующей и развивающейся системы воспитания.

Основной целью нравственно-правовой культуры является формирование у членов общества уважительного отношения к нормам права, внутренней убежденности в его справедливости.

Формирование нравственно-правовой культуры личности, включает следующие этапы:

1. учебный, базово-мировоззренческий  – направлен на формирование  системы общих правовых знаний  и когнитивной основы мотивации  правомерного поведения и деятельности;

2. учебно-практический, личностно-ориентированный  – направлен на накопление  первичного опыта правомерного  поведения и деятельности, формирование  правовых убеждений в личностно-значимой  деятельности (студенческое самоуправление);

3. практический, профессионально-ориентированный  – предполагает реализацию правовых  знаний и убеждений в социальной (в том числе, профессиональной) деятельности, закрепление мотивации правомерного  поведения и деятельности.

Список использованной литературы

 

1. Арсентьева, А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата юридических наук / А.Г. Арсентьева. – СПб., 1996.

2. Гудкова, Е.Н. Обоснование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних // Известия Саратовского университета, 2010. - №3.

3. Кобликов, А.С. Юридическая этика: Учебник / А.С. Кобликов. – М.: Норма, 2012.

4. Кунижев, А.М. Формирование правовой культуры у студентов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.М. Кунижев. – Нальчик, 2007.

5. Сальников, В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел / В.П. Сальников. – Л.: Юрид. Лит., 1988.

6. Юртаева, Т.Б. Потенциал культурно-образовательного пространства в развитии нравственно правовой культуры студента // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф., 2011.

1 Юртаева, Т.Б. Потенциал культурно-образовательного пространства в развитии нравственно правовой культуры студента // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф., 2011. – с.160

2 Гудкова, Е.Н. Обоснование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних // Известия Саратовского университета, 2010. - №3. – с. 98.

3 Сальников, В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел / В.П. Сальников. – Л.: Юрид. Лит., 1988. – с. 42

4 Кунижев, А.М. Формирование правовой культуры у студентов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.М. Кунижев. – Нальчик, 2007. – с.20

5 Арсентьева, А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата юридических наук / А.Г. Арсентьева. – СПб., 1996. – С.18.

 

 


Информация о работе Формирование нравственно-правовой культуры личности