Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
разработать методические занятия по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5
2Выразительные особенности обучения художественным
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12
2.1 Материалы и оборудование для аппликации…………………26
2.2 Виды аппликации………………………………………………….28
3Сравнительный анализ программ по обучению
художественным умениям средствами аппликации………………..35
4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42
Заключение……………………………………………………………….51
Библиографический список…………………………………………….53
Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аппликация.docx

— 554.64 Кб (Скачать файл)

Министерство обрнауки России ФГБОУ ВПО

 

 

Факультет                                      Кафедра

начального и специального                   изобразительного искусстваобразования                                      и культурологии

 

 

Курсовая работа

Обучение художественным умениям дошкольников  
средствами аппликации

 

 

 

Студент                                                                     

группа Д-21

Научный руководитель                   к.п.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть

1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5

2Выразительные особенности обучения художественным  
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12

    2.1  Материалы  и оборудование для аппликации…………………26

    2.2  Виды аппликации………………………………………………….28

3Сравнительный анализ программ по обучению  
художественным умениям средствами аппликации………………..35

4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42

Заключение……………………………………………………………….51

Библиографический список…………………………………………….53

Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо  в силу его возрастных особенностей. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота - это первая  ступень в воспитании чувств эмоциональной  отзывчивости. Только на эмоциональной  основе устанавливаются прочные  связи ребенка с окружающим миром  и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом[9].

Аппликация родилась очень  давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера  своего жилища.Возможно, первым толчком  к появлению аппликации явилась  необходимость сшивать шкуры  для одежды, и первый стежок подсказал  человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки  кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так  появилась аппликация. 
На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. Итак, аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Что же означает это слово?

В переводе с латинского аппликация значит прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закрепление на нём с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используются всевозможные материалы, подчас самые неожиданные: различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, соломка, высушенные растения, дерево и другие природные материалы[20].

Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной  деятельности: детей радует яркий  цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания  и наклеивания. Аппликация как вид  изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку  навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом [9].

Объект исследования: процесс обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации.

Предмет исследования: теоретические основы обучения аппликации, как средства формирования художественных умений дошкольников.

Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
  2. выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
  3. проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
  4. разработать методические занятия по теме исследования.

Использовались следующие  методы исследования:

  1. анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
  2. эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;
  3. систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

Практическая  значимость. Разработанный комплекс занятий и педагогические условия могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждении.

 

1 Теоретические подходы к изучению темы

Приобщение ребенка к  миру прекрасного открывает перед  ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности  не только в созерцании мира, но и  активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок  по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское  сердце чутко к призыву творить  красоту. Важно только, чтобы за призывами  следовал труд, чтобы труд стал потребностью. Насколько велики потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительного искусства — аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса[13].

Проблема формированияобучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации не достаточно изучена, хотя многие исследователи – (И.К.Блащук, К.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и другие) подчеркивали, что успех обучения на занятиях во многом зависит от наличия интереса к ней.

В исследовании И.В. Смолярчук  была разработана методика изучения и развития творческого мышления старших дошкольников. Как показало исследование, успешность решения творческих задач дошкольниками определяется, прежде всего, наличием у ребенка  мыслительных средств: комплексных  и циклических представлений, образов  включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности своих различных свойств. Циклические  представления отражают последовательные изменения объектов и явлений, что  является основой предвидения будущих  состояний изменяющегося объекта. О.М. Дьяченко было показано, что образы включения позволяют дошкольникам соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а  расчлененный характер. Использование  образов включения направляет детей  на дифференцированное и индивидуализированное решение задач. Надо отметить, что в отечественной психологии качественные особенности развития объяснены с позиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотревшего проблему опосредования низших натуральных психических функций особыми “психологическими орудиями” – искусственными знаками, получаемыми субъектом в процессе социального взаимодействия.

Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование О.М. Дьяченко выявило  следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь  на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно  снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью  детей на усвоение норм, правил и  образцов деятельности. Дети 6-7 лет  начинают пользоваться новым типом  построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в  новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Одной из первых определение  детского творчества дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение  ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, аппликации отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому» [12].

Дети делают множество  открытий и создают интересный, порой  оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества.

Деятельность ребенка  отличается большой эмоциональной  включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенностьдетского творчества.

На занятиях аппликацией перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Дошкольник, так же как и художник, в процессе рисования или аппликацииидет от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения. Наблюдения за рисованием, лепкой, аппликацией дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают или в связи с заданием взрослого, или непосредственно под воздействием какого-либо образа, материала [14].

Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла  — темы на основе восприятия окружающей действительности. 
          Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны. Выбрав тему для аппликации, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе изображения он размышляет о содержании своей работы, о том, как ее выполнить, с помощью каких средств, т. е. все те вопросы, которые художник в основном обдумывает заранее, ребенок решает в процессе работы. Тот период творчества художника, который связан с определением всего хода работы и протекает до реализации замысла, у ребенка дошкольного возраста по времени совпадает с моментом его реализации [18]. Эта своеобразная черта детского творчества объясняется недостаточной способностью детей к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу. Для осуществления замысла нужно уметь из всей суммы представлений отобрать самые характерные, мысленно представить себе создаваемый образ, выбрать изобразительные и технические средства. Все эти действия требуют развитых процессов мышления. Однако исследования в области аппликации и практика в детском саду говорят, что если вести постоянную работу по обучению детей изобразительной деятельности, то их можно подвести к некоторым элементам предварительного обдумывания своей работы [19].

Задачи развития творческих проявлений у ребенка дошкольного  возраста находятся в зависимости  от его возрастных анатомо-психологических особенностей [10].

Аппликация считается  разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду»  для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки  бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения  предметов, овладевают умением в  силуэтной форме, образно, творчески  перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства[11].

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и  теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным  утренникам, украшения для участка  детского сада, подарки младшим детям, родителям и прочее.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно  выполняемых действий, требующих  от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических  умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую  инициативу, снижает качество результатов  деятельности. И наоборот, если ребенок  хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение  к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда  задания даются не только в готовом  виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного  применения усвоенных знаний и умений.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие  на развитие художественного вкуса  детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно  развивать чувство цвета как  наиболее доступное представление  о красоте окружающего мира и  произведений искусства. Я как воспитатель должна постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание[8]. По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие аппликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

Информация о работе Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации