Модель школы 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 08:42, реферат

Краткое описание

Что является главным в современной школе? Что больше всего привлекает учеников?
Если провести опрос среди учеников на предмет того, какой им видится идеальная школа, мы заметим, что ответы одновременно и различны, и очень похожи. Школьники начальных классов в первую очередь обращают внимание на внешний вид школы. Они хотят, чтобы здание школы было красивым, чтобы вокруг был сад и много цветов, чтобы внутренне убранство школы радовало глаз.

Содержание

Модель школы XXI века 3
Список использованных источников 10

Вложенные файлы: 1 файл

пед. этика.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Модель школы XXI века

Что является главным в современной школе? Что больше всего привлекает учеников?

Если провести опрос среди учеников на предмет того, какой им видится идеальная школа, мы заметим, что ответы одновременно и различны, и очень похожи. Школьники начальных классов в первую очередь обращают внимание на внешний вид школы. Они хотят, чтобы здание школы было красивым, чтобы вокруг был сад и много цветов, чтобы внутренне убранство школы радовало глаз. Очень много говорится о том, чтобы дать возможность ученику выбирать себе те предметы, которые он будет изучать. Но возможно ли создать такую школу? И вообще, это ли является главным?

Конечно, красивое, «неказённое» здание рождает у учеников приятные эмоции, но способна ли внешняя красота школы вызвать у учеников тягу к знаниям и сделать так, чтобы полученные ими знания были качественными, чтобы они открыли дорогу к высшему образованию, к желаемой профессии? Едва ли школы в г. Минске все похожи, среди них мы не найдём каких-либо уникальных зданий, поражающей воображение красоты школьного двора и внутришкольного интерьера. Но известно, что имеются новые, суперсовременные корпуса учебные заведений, и внешне и внутренне выглядящие, как помещения дорогих отелей (приводить название таких учебных заведений не буду), но знания там даются слабые, мотивация студентов к учёбе очень низкая, поэтому и учебные результаты оставляют желать лучшего. И напротив, корпуса некоторых ведущих высших учебных заведений Минска не представляют собой ничего особенного с точки зрения эстетики, но уровень образования в них настолько высок, что выпускники без особого труда находят желаемую работу и часто отправляются на стажировку за границу.

Так, значит, детские мечты о внешней красоте школы не обязательны к реализации, так как это совсем не определяющий признак того, хороша или плоха школа.

Теперь об учебных предметах. Уже несколько десятилетий в нашей стране существуют школы (или классы в школах) с углубленным изучением каких-либо предметов. Есть языковые, математические, химико-биологические школы и классы, школы с хореографическим уклоном и т.д. Но уклон означает лишь, что особое внимание уделяются этим предметам, но при этом другие предметы не игнорируются, а также фигурируют в учебной программе. Дело в том, что школы не свободны в своём выбора программы обучения, они зависят от Министерства образования Республики Беларусь. И никогда этот орган не пойдёт на то, чтобы создать школу только с теми предметами, которые хочется изучать школьникам (да ещё и учтём, что желания учеников могут отличаться настолько сильно, что пришлось бы создавать множество классов, в каждой из которых сидело бы 5-7 учеников). Для того чтобы заниматься тем, что вызывает интерес, существуют кружки и секции, а общеобразовательное учреждение ставит своей целью всестороннее развитие личности.

Так что же самое важное в школе? На мой взгляд, это система межличностных отношений «ученик – учитель».

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих.

Можно обратиться к истории и проследить становление школы с античности и до наших дней.

Так, в античные времена уже существовало некое подобие современных школ. Легко заметить, что тогда в учебном процессе не было принуждения, учитель не командовал учеником, он брал на себя роль мудрого наставника, а зачастую и друга. В Древней Греции и Древнем Риме очень распространена была дружба между учеником и учителем, тогда основной задачей учителя было не «вбить» в голову ученика необходимый объём знаний, а учить его самостоятельному мышлению и тем способствовать гармоничному развитию личности.

Совсем иная картина наблюдалась в Средние века. В то время церковь оказалась тем могущественным (и весьма, надо признать, жестоким) организмом, который подчинял себе все сферы общественной жизни, не исключая и школу. Детей учили и воспитывали в крайней строгости, и то, что тогда делали с детьми (в широком употреблении были розги, которыми секли провинившегося ученика), сейчас возмутило бы борцов за права ребёнка.

В эпохи Возрождения и Просвещения пропагандировалась гуманизация образования. Центром учебного процесса стал ребёнок, и все усилия учителя были направлены на то, чтобы развивать личность ребёнка.

В ХХ веке система обучения находилась в очень тяжёлом состоянии. Войны и революции часто не позволяли детям посещать школы, их просто негде и некому было учить. Но потом, после войны, школа начала возрождаться, и она пришла к тому виду, какой мы наблюдаем и теперь.

Лично у меня вызывает возмущение тот факт, что некоторые учителя слишком вольно себя чувствуют со школьниками, они иногда не ограничивают себя в выражениях, могут даже ударить непослушного ребёнка. Хотя справедливости ради стоит заметить, что добрых и справедливых учителей всё же больше.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Существует такая проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения.

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель-ученик», назначение которой - оптимизировать учебный процесс (так высказывается В.М. Лизинский в труде «Приёмы и формы в учебной деятельности»). Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «МЫ», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль – это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.

Хотя не следует путать демократический стиль с попустительством и вседозволенностью. Учитель должен прислушиваться к мнению класса давать ученикам определённую свободу действий, но вместе с тем объяснять, как не следует себя вести, и ограничивать проявления негативного поведения.

Важным моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают важнейшие аспекты сотрудничества:

- умение прислушиваться друг  к другу;

- принимать совместные решения;

- доверять друг другу;

- ощущать свою ответственность  за работу группы.

Ученики и учитель могут много сотрудничать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий. Можно привести примеры из опыта работы школьных учителей.

Переходя к конкретным случаям, следует отметить, что для уроков по литературе ребята могут сами писать сценарии с указанием ролей участников, реквизита. Так при подготовке урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке С.Я Маршака «Двенадцать месяцев» ученики сами выбирают сцену из пьесы для постановки, с удовольствием готовят костюмы, учат роли. Уже стали традицией показ выставок рисунков-иллюстраций того или иного произведения. Инициаторы – дети. Учащиеся старших классов работают над компьютерными презентациями. Так презентацию «Поэзия серебряного века», выполненную одиннадцатиклассниками, можно использовать и на уроках, и во время проведения школьных предметных недель. Хорошо работают и опорные схемы, которые готовят ученики на уроки русского языка и литературы, кроссворды, вопросы для виктории по предметам, подобранные ребятами, доклады и сообщения, материал, который находят для проведения уроков открытого письма, уроков - устных журналов, уроков - «редакций», уроков – дискуссий. Конечно же участие в различных конкурсах, работа над творческими заданиями у ребят получится только тогда, когда рядом будет хороший наставник-учитель. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:

1. человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.

2. организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.

3. деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.

4. внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично. Об этом говорит М.М. Рыбакова в книге «Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе».

Хочу отметить, что во взаимоотношениях «учитель-ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.

Они могут быть не только межличностными, но и внутриличностными. Это столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения. Специфические причины конфликтов «Учитель – ученик»:

1. Недостаточный профессионализм  педагога как предметника и  воспитателя, проявляющийся в нервных  взаимоотношениях педагога с детьми:

- в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;

- в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;

- в педагогически непрофессиональных действиях учителей: плохая организация класса, приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;

- в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;

Информация о работе Модель школы 21 века