Мировая торговля. Основные формы экономического сотрудничества между странами. Россия в международном разделении труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является мировая торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.
Мировая торговля известна давно: еще в древности возникли и развивались экономические и политические связи между странами. Но мировой рынок, включающий торговлю большинства стран мира, возник лишь на этапе перехода к крупному машинному производству. И только к началу XX в. этот рынок действительно сформировался.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятия мировой торговли
1.2 Основные формы экономического сотрудничества между странами
1.3 Международное разделение труда, как базовая категория международных экономических отношений
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И РОЛЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА
2.1 Динамика показателей внешней торговли России
2.2 Основные факторы и показатели развития международного разделения труда
2.3 Россия в системе международного разделения труда
3 ПРОЦЕСС ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эк.теория.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

     Позитивным  моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.

     Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека. 
          Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе.

     Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность.

     Как свидетельствуют специалисты, отход  от малоэффективной ориентации на вывоз  топливно-энергетического и иного  сырья в пользу экологоемкой продукции  представляет собой шаг назад  или даже тупиковое направление  в процессе интернационализации российской экономики. В этой связи особенно настораживает рост удельного веса металлургии в отраслевой структуре экспорта промышленной продукции.

     Что касается участия России в международном  разделении труда со своей готовой  продукцией, то пока перспективы мало обнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран.

     Объем технического содействия, оказываемый  Россией другим государствам, составил в 2007 г. 589 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2006г. на 16%. В 2008г. объем этого сотрудничества достиг порядка 750 млн. долл. Техническое содействие оказывалось 36 странам мира. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Грецию, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.

     Магистральное направление мирохозяйственной  стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное  машиностроение, научные приборы  и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары).

     Для обеспечения прошлых позиций  по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом  рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке.

     Помимо  развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого  кооперирования. Этот вид МРТ открывает  существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных  отраслей российского машиностроения. 
Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. 
 Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары). Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Пока же доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 5 %, что значительно ниже среднего показателя по странам.

     Для обеспечения продвижения наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке.

     Активно происходящий во всем мире процесс  интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

     Одним из проявлений интернационализации  и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах.

     Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного  территориального разделения труда  между странами, которое опирается  на экономически выгодную специализацию  производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. МРТ играет возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного производства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. МРТ, как и разделение труда вообще, не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.

 

     3. Процесс по вступлению в ВТО Российской Федерации

 

     В РФ необходимо самым тщательным образом  изучать и учитывать позитивный и негативный опыт присоединения  и участия в ВТО других стран  СНГ. Необходимо более тщательно изучить те процессы (в значительной мере негативные), которые происходят (а в условиях кризиса становятся весьма опасными) не только во внешнеэкономической сфере (в регулировании которой в России в связи со вступлением в ВТО должны произойти соответствующие изменения), но и в области внутреннего экономического развития нашей страны. Анализируя проблемы присоединения к ВТО других стран СНГ, можно сказать, что взаимосвязь между ними в значительной мере не учитывалась, и нередко политические соображения превалировали над нормальной логикой становления рыночной экономики без ущерба национальным экономическим интересам, интересам значительной части отечественного бизнеса и широких слоёв населения этих стран.

     После продолжительного периода переговоров  по вступлению в ВТО, последний этап которых сопровождался необходимой информационной открытостью, Россия к середине 2008 г. по существу завершила согласование основой части вопросов со странами-участницами ВТО. В целом оценивая переговорный процесс по присоединению России к ВТО в период 1995-2008 гг. как с позиций собственного опыта, так и опыта других стран СНГ, ранее вступивших в ВТО, можно отметить, что если на ранних стадиях переговоров в российском руководстве тех лет присутствовало стремление вступить в эту международную организацию как можно быстрее, то затем в подходах к этой проблеме произошла вполне определенная эволюция, заслуживающая положительной оценки. Российское руководство и непосредственные участники переговорного процесса с российской стороны стали более взвешенно и ответственно подходить к каждому из аспектов предстоящего вступления, учитывая интересы различных отраслей экономики и регионов нашей страны, а также широких слоёв населения России. Заслуживает позитивной оценки тот факт, что, начиная с рубежа 1999-2000 гг., российское руководство неоднократно подчеркивало, что не стремится искусственно форсировать процесс вступления в ВТО вопреки национальным интересам страны.

     В переговорном процессе достаточно четко  оговаривались возможности использования после присоединения к ВТО всего инструментария средств защиты и поддержки отечественных производителей товаров и услуг, предусмотренных всеми международными соглашениями системы ВТО (и имеющимися в них различными исключениями и изъятиями) и российскими нормативно-правовыми актами.

     В переговорном процессе по присоединению  к ВТО присутствовали и продолжают присутствовать не только экономические, но и политические (и даже геополитические) мотивы. В условиях глобализации они  приобрели совершенно иную масштабность и значимость, а последствия принимаемых при этом решений - фундаментальный характер. Поэтому переговорный процесс сопровождался острыми разногласиями и противоречиями с США, Европейским союзом (и отдельными странами – его участницами) и другими государствами, уже входящими в состав ВТО. Противоречия в ходе переговорного процесса возникли и с новыми членами ВТО, которые продолжают при этом входить (или ранее входили) в состав СНГ (в частности, с Грузией и Украиной).

     Таким образом, несмотря на завершенность переговоров по большинству сложных проблем собственно внешнеторговой политики, планы по окончанию переговоров по системным вопросам до середины 2009 г. остались нереализованными. В числе трудностей на пути присоединения России к ВТО оказались как жесткие требования партнеров по переговорам, так и политические обстоятельства (выборы нового президента в США, противоречия в Европейском союзе, противоречивое продолжение многосторонних переговоров в рамках Доха-раунда и др.). Мировой финансово-экономический кризис также является обстоятельством, играющим существенную негативную роль в переговорном процессе по вступлению России в ВТО. Достаточно отметить, что, по имеющимся оценкам, с начала активной фазы современного мирового финансово-экономического кризиса число протекционистских мер, применяемых в отношении России, возросло в пять раз. В свою очередь, Россия ввела антидемпинговые пошлины на товары из ряда государств.

     Являясь само по себе достаточно непростым и противоречивым (в силу внутренних и внешних причин), вступление России в ВТО как бы «накладывается» на комплекс существующих в стране в настоящее время проблем и, одновременно, возможностей, и может быть рассмотрено как некий катализатор (и в позитивном, и в негативном плане) уже происходящих в ней процессов. Иными словами, основные тенденции развития экономики России будут определяться отнюдь не факторами, связанными с её присоединением или неприсоединением к ВТО, а общим ходом её экономического развития. Можно полагать, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса, когда усиливаются тенденции протекционизма у большинства стран мира, данное положение получает дополнительные аргументы в свою пользу.

     С этой точки зрения не стоит недооценивать, но не стоит и переоценивать факт возможного вступления России в ВТО, которое будет представлять собой очередной шаг в направлении включения страны в общую систему глобализирующихся мирохозяйственных связей. Мировой финансово-экономический кризис вносит свои коррективы в решение проблем  вступления России в ВТО становится не столь очевидным, как в предшествующие годы. Важно, что понимание широкого комплекса имеющихся в настоящее время проблем и угроз экономике Российской Федерации – как накопившихся за уже достаточно продолжительный период времени, так и связанных собственно с современным мировым финансово-экономическим кризисом не только у отдельных исследователей, но и в официальных государственных документах страны имеется.

     При этом весьма важно учитывать тот  факт, что, в отличие от возможного вступления России в ВТО в годы относительно благопприятной внешнеэкономической конъюнктуры 2000-2007 гг., вступление РФ в ВТО в ситуации кризисного экономического спада, резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и, как результат, ухудшения положения страны в мировой экономике имеет свою существенную специфику.

     Все или многие из отмеченных обстоятельств  актуальны не только для России, но и для ряда других стран СНГ, более развитых в экономическом  отношении, чем их партнеры по Содружеству, решающих в настоящее время проблемы вступления в ВТО (Белоруссии и Казахстана). Общность стоящих перед ними проблем должна была рано или поздно проявиться в поиске согласованных или совместных решений в данной области. Такого рода решение на практике может быть связано с возможностью вступления Российской Федерации в ВТО согласованно совместно со странами СНГ, вошедшими в состав Таможенного союза (Белоруссией и Казахстаном),о чем руководством РФ было объявлено в июне 2009 г., и подтверждено при подписании соглашения трех указанных стран по Таможенному союзу в ноябре 2009 г.

     В современных условиях происходит весьма противоречивое «наложение» двух чрезвычайно  важных процессов – формирования в рамках ЕврАзЭС Таможенного  союза Белоруссии, Казахстана и России, с одной стороны, и вступления указанных государств во Всемирную торговую организацию. При этом действует широкий комплекс объективных и субъективных факторов, как способствующих одновременному решению указанных проблем, так и противодействующих этому.

     В связи с этим чрезвычайно важно избрать хорошо обоснованный и просчитанный алгоритм движения к ВТО с параллельным решением задач формирования на деле Таможенного союза. Речь в данном случае идет о действительном согласовании позиций России, Белоруссии и Казахстана по данному вопросу и согласованной выработке общих подходов к вступлению в ВТО. Эффективное решение данной проблемы стало бы важнейшим фактором как укрепления позиций указанных стран на мировой экономической и политической арене, так и более тесного их взаимодействия на постсоветском экономическом и политическом пространстве и возможного присоединения к Таможенному союзу новых стран-участниц.

Информация о работе Мировая торговля. Основные формы экономического сотрудничества между странами. Россия в международном разделении труда