Как нужно слушать

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 05:16, контрольная работа

Краткое описание

Умение слушать особенно важно при неформальном общении, когда люди выражают свои настоящие чувства и отношения к собеседнику или предмету беседы. Это можно увидеть в общении "снизу вверх" в деловых и профессиональных кругах. Руководство имеет многочисленные каналы для передачи информации "сверху вниз", однако средства передачи информации "снизу вверх" малочисленны, обычно это передача устной информации по цепочке людей. Информация идет от человека к человеку, пока она в конечном итоге не достигает высшего уровня уже в отрывочном и искаженном виде.

Содержание

Введение 3
1 Разница между слышать и слушать 5
2 Умение слушать "всем телом" 7
3 Деловое слушание 10
4 Стили слушания 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа_как нужно слушать.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


Русский язык

Контрольная работа

Как нужно слушать

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Человеческое общение  на три четверти состоит из общения речевого (речь и слушание). И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись.

Умение слушать особенно важно при неформальном общении, когда люди выражают свои настоящие  чувства и отношения к собеседнику  или предмету беседы. Это можно увидеть в общении "снизу вверх" в деловых и профессиональных кругах. Руководство имеет многочисленные каналы для передачи информации "сверху вниз", однако средства передачи информации "снизу вверх" малочисленны, обычно это передача устной информации по цепочке людей. Информация идет от человека к человеку, пока она в конечном итоге не достигает высшего уровня уже в отрывочном и искаженном виде [3, 56].

Каждый человек хочет  видеть в своем собеседнике внимательного  и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.

Почти к каждому из нас можно обратиться со словами: "Послушайте, вы же не умеете слушать!"

А ведь дефекты слушания оборачиваются не только огромными  потерями, но иногда и катастрофами и авариями, и неприятностями. В 1977 году на Канарских островах произошло столкновение двух авиалайнеров. Погибли более 580 человек. И только потому, что пилоты самолетов слушали передаваемые команды не так, как надо было слушать.

В одной больнице медицинская  сестра не очень внимательно слушала, что говорил больной о несовместимости его организма с весьма обычными лекарствами. В результате несложной инъекции больной погиб.

По данным американских психологов, в США главной причиной расторжения супружеских союзов является неумение мужей и жен слушать друг друга [5, 136].

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимость более полного понимания собеседниками друг друга в век развития информационных технологий, когда восприятие информации может быть искажено из-за технических помех, а неумение слушать и слышать собеседника только добавляет проблем в общении.

Цель работы – разобрать особенности правильного слушания.

 

1 Разница между слышать и слушать

 

В новом издании словаря  Уэбстера "слушать" означает "делать сознательное усилие услышать звук" или "обратить на него внимание". Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать. По существу "слышать" – значит физически воспринимать звук. Тогда как "слушать" – значит воспринимать звуки определенного значения. Человек слышит в результате автоматической реакции органов чувств и нервной системы. Слушание же – волевой акт, включающий также и высшие умственные процессы. Чтобы слушать, необходимо желание. Иначе вы услышите вместо того, что вам говорят, только то, что вам нужно или хочется услышать, как это и случается довольно часто [3, 67].

Мы слышим многое, но прислушиваемся лишь к незначительной части того, что слышим. Наши уши подвергаются такой бомбардировке звуками, что  мы отключаем сознательное внимание от всего, кроме тех звуков, которые нас интересуют в данный момент.

Мы настолько привыкаем  к ординарным звукам окружающей среды, что не обращаем на них никакого внимания, но это касается не всех. Например, коренные горожане не замечают шум  проходящих автомашин и поездов, хотя у недавно поселившихся в городе он вызывает беспокойство. Сельские жители не заметят сверчка, тогда как горожанина его пение очаровывает. В обоих случаях люди не замечают звуки, обычные для их окружения, и могут обратить на них внимание, если они изменяются, прекращаются или на них специально обращается внимание [1, 125].

Какое влияние оказывает  на процесс слушания шум, т. е. громкие, неприятные и неупорядоченные звуки? Все мы знакомы с непосредственным эффектом шума – мышцы сокращаются, живот от нервного возбуждения напрягается, глаза начинают моргать. Некоторые даже вскакивают. Шум вызывает стресс, который сказывается на деятельности. В шумной обстановке мы думаем и принимаем решения намного медленнее, делаем больше ошибок.

Как ни странно, но люди быстро привыкают к шуму. Результаты эксперимента, проведенного с двумя группами людей, работавшими в условиях сильного шума и в совершенно тихой обстановке, показали, что шум оказывает психологическое воздействие на людей и изменяет их поведение. Но это влияние исчезает через три-четыре минуты, после чего люди начинают работать в условиях сильного шума так же хорошо, как и в тихой обстановке. Если простейшие операции или даже сложные арифметические действия не подвержены влиянию шума, то на операции, требующие, например, сосредоточения или необходимости одновременно осуществлять две операции, шум оказывает отрицательное воздействие [1, 136].

Человек подвержен неприятному  воздействию неравномерного шума, который  не поддается контролю, как, например, визг автопокрышек на оживленных перекрестках. Длительное влияние шума отрицательно сказывается на восприятии звуков речи. Это было установлено при обследовании ньюйоркцев, проживающих в жилых домах, расположенных на оживленных автострадах. Уровень шума в квартирах увеличивался из-за конструкции зданий, поскольку звуки от движения легкового и грузового транспорта проникали в них через вентиляционные шахты. Самый высокий уровень шума наблюдался на нижних этажах, причем на восьмом этаже он составлял 66 дБ, что в 2 раза выше, чем на тридцать втором этаже. Обследование детей, проживающих в течение трех-четырех лет в таком здании, показало определенную зависимость между этажами, на которых дети жили, и их способностями слушать и читать. Дети, проживающие ниже одиннадцатого этажа, были невнимательны к обычным звукам, а также с трудом учились читать. Суть в том, что слушать внимательно в условиях шума трудно.

 

2 Умение слушать "всем телом"

 

Мы говорим: "Я весь во внимании", когда горим особым желанием услышать что-нибудь интересное. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, иными словами, внимаем собеседнику. Такое слушание "всем телом" выражает не только готовность слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом следует пользоваться сознательно, поскольку осознанное умение быть внимательным – действенное средство повышения восприятия речи собеседника. Слушать и воспринимать означает не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт и использовать позу как средство общения [3, 89].

Устойчивое внимание при общении помогает устранить  все, что может отвлекать внимание. Если мы беседуем в многолюдном месте (например, на улице или в ресторане), то разумно отойти в сторону и отыскать "тихий уголок". Если разговор происходит дома, то лучше выключить телевизор или приемник, он невольно отвлекает внимание. Принимая посетителя в рабочем кабинете, целесообразно попросить секретаря отвечать на телефонные звонки. Частые вызовы по телефону могут создать впечатление (иногда ложное), что руководитель – человек занятой, а собеседник, которого он принимает, – всего лишь незваный гость. Когда же руководитель действительно занят, он должен сказать об этом прямо и попросить перенести беседу.

Необходимость быть внимательным настолько очевидна, что может  вызвать удивление. Однако именно это – самое трудное в процессе слушания, именно поэтому так много людей слушают плохо. Психологи считают, что наше внимание отвлекается постоянно. Необходимость внимания к устному сообщению особенно возрастает в случаях, когда визуальный контакт затруднен или отсутствует, как, например, при телефонном разговоре. Направленное внимание повышает нашу способность воспринимать речь уже тем, что вызывает в мозге "волны ожидания", которые и повышают готовность услышать, что скажет собеседник.

Более того, внимание слушающего помогает говорящему; оно означает, что, слушая, собеседник продолжает общение. Экспериментальные исследования публичных выступлений и частных бесед показывают, что если слушатели от сознательного игнорирования говорящего переходят к активному вниманию, то тот начинает говорить быстрее, чаще использовать жесты, иными словами, "входит в роль", таким образом устанавливается общение [3, 92].

Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но также  вдохновляет собеседника продолжать речь, что в свою очередь помогает слушать его еще внимательнее. Как только представится случай, обратите внимание, на что направлен ваш взгляд и куда смотрит собеседник. Как смотрит на вас собеседник? Как вы отвечаете на его взгляд? Легко заметить, что вы смотрите на говорящего, как правило, больше, чем он на вас. Для начала естественной, непринужденной беседы в большинстве случаев первым шагом обоих собеседников является установление кратковременного визуального контакта, затем глаза мгновенно отводятся в сторону, после чего контакт восстанавливается, причем так происходит на протяжении всего разговора.

В работах по психологии можно часто встретить такую  мысль: о собеседнике, который смотрит  в глаза, создается благоприятное  впечатление. Конечно, здесь ни в  коем случае нельзя переусердствовать, пристальный взгляд может поставить говорящего (или слушающего) в неловкое положение. Постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

Немаловажную роль для  установления контакта и общения  играет положительный язык поз и  жестов. Поза может выражать желание  или нежелание слушать или  общаться. Когда собеседник немного  наклонился вперед и одобрительно смотрит на Вас, он как бы говорит тем самым: "Я весь во внимании". Если же он небрежно развалился в кресле, то он явно не заинтересован в общении. Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора. Так, скрещенные на груди руки, как правило, означают оборону, руки на бедрах – пренебрежение.

Если собеседник малоподвижен, да к тому же еще и не смотрит  на говорящего, то скорее всего он уже  давно думает о другом или просто "ушел в себя".

Говорящему понятен  собеседник, отвечающий на языке поз и жестов. Но чрезмерно эмоциональная подвижность может отвлечь внимание обоих. Слушающий подчас невольно копирует позы и жесты говорящего, как будто подбадривает: "Я с вами".

 

3 Деловое слушание

 

Психологи установили: во многих профессиях почти половина рабочего дня уходит на то, чтобы работающие слушали других, однако большинство из нас слушать по-настоящему не умеют.

Умение слушать из всех человеческих умений, возможно, самое  трудное. Специалисты уверяют, что  не умеют слушать примерно восемь-девять человек из десяти. Типичная ошибка многих: "Я сказал, он должен был понять". На самом деле собеседником правильно понимается примерно 30% от 100% задуманного и сказанного нами [5, 137].

Известно, что половина времени бодрствования у большинства  людей уходит на слушание. Но мы используем лишь около 25% нашей способности слушать.

Почему люди не умеют  слушать? Причины здесь разные:

- думают, что уже поняли, хотя собеседник еще не все  сказал;

- спешат ответить, не  обращая внимания на собеседника;

- предубеждены против собеседника, не считают нужным его слушать (молод еще, что он может сказать умного?);

- испытывают стремление  самоутвердиться, "самопредъявиться" – такие люди не слушают, а заняты обдумыванием своих реплик, советов и замечаний;

- испытывают усталость;

- утрачивают внимание  из-за длительности речи собеседника  и многое другое.

Существуют правила  эффективного (внимательного) слушания. Основные из них таковы:

  1. Примите позу внимательного слушателя.
  2. Смотрите на собеседника.
  3. Не перебивайте. Перебив человека, который не все сказал, мы пробуждаем у него досаду, и она не позволит ему согласиться с нашими возражениями. Разрядившись, он будет слушать гораздо охотнее.
  4. Не давайте воли эмоциям. Когда почувствуете, что не контролируете их, поставьте себя на место собеседника.
  5. Не давайте негативных оценок услышанного по ходу слушания. Пусть собеседник выговорится до конца.
  6. Не будьте молчуном, время от времени подавайте собеседнику сигналы, что вы слушаете и у вас есть определенного отношение к сказанному. Сопровождайте речь собеседника собственными поддерживающими репликами типа: "Да!", "Понимаю вас…", "Это интересно…", "Приятно это слышать…" и т.д.
  7. Никаких побочных мыслей. Поскольку скорость мышления намного выше скорости речи, используйте "свободное время" на критический анализ и выводы из того, что непосредственно услышите.
  8. Пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос, а тем более готовить контраргументы.
  9. Побуждайте собеседника объяснять вам свои положения: "Пожалуйста, уточните это…", "Не повторите ли еще раз?", "Не объясните ли вы это?".
  10. Повторяйте слова собеседника своими словами: "Как я понял вас…", "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…", "Другими словами, вы считаете…" и т.д. [5, 137].

Наблюдение за тем, как  слушают другие, часто помогает более глубоко осознать особенности своей собственной манеры слушать. Понаблюдайте за тем, как слушают друг друга два-три человека, ведущие общий разговор. Наблюдая, вы не принимали непосредственного участия в беседе. Вам не нужно было высказываться и обдумывать собственные формулировки, Облегчило ли это процесс слушания? Открыло ли дополнительные возможности для более точного понимания собеседников? Конечно, да!

Выделяют  два основных метода слушания: активное и пассивное. Пассивное еще называют нерефлексивным (не сопровождающимся рефлексией, то есть размышлением, обдумыванием), активное – рефлексивным (размышляющим). Каждый из этих способов слушания уместен при определенных обстоятельствах.

Информация о работе Как нужно слушать