Деловой этикет руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:56, реферат

Краткое описание

Этикет — важнейшая сторона профессионального поведения руководителя. Тема реферата очень актуальна в настоящее время, так как знание этикета, необходимо для делового человека, а особенно для руководителя. Вопросы делового этикета важны для руководителя компании, прежде всего потому, что профессионал – это не только тот, кто владеет тонкостями какой-либо специальности, но и тонкостями делового общения. Если руководитель является специалистом, например, в менеджменте, то чтобы эффективно управлять, ему необходимо еще быть специалистом в деловом общении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Понятие деловой этикет руководителя………………………………………..4
История этикета…………………………………………………………....4
Общее понятие делового этикета руководителя………………………...6
Деловой этикет руководителя и уважение к персоналу как факторы-мотиваторы…….................................................................................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

Факультет управления

(Кафедра экономико-правовых основ  управления)

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Основы научных исследований

Деловой этикет руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кулахметова  Д.В.

Группа: УГ – 104

Руководитель: Елисеева Е.Н., к.п.н.

 

 

 

 

 

Челябинск  2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Понятие деловой этикет руководителя………………………………………..4

    1. История этикета…………………………………………………………....4
    2. Общее понятие делового этикета руководителя………………………...6
  1. Деловой этикет руководителя и уважение к персоналу как факторы-мотиваторы…….................................................................................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………11

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Этикет  —  важнейшая  сторона   профессионального   поведения руководителя. Тема реферата очень актуальна в настоящее время, так как знание этикета, необходимо для делового человека, а особенно для руководителя. Вопросы делового этикета важны для руководителя компании, прежде всего потому, что профессионал – это не только тот, кто владеет тонкостями какой-либо специальности, но и тонкостями делового общения. Если руководитель является специалистом, например, в менеджменте, то чтобы эффективно управлять, ему необходимо еще быть специалистом в деловом общении.

 Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия. Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является этикет.

 Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.  Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.   Знание его —  необходимое  профессиональное  качество,  которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Так,  еще  в  1936  г.  Дейл Карнеги писал: "Успехи того  или  иного  человека  в  его  финансовых  делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на  85—от его умения общаться с людьми".  

Одно из первейших  правил, определяющих сам этикет - поступать  так стоит не потому, что так  принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно  по отношению к другим и самому себе. Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

1.Понятие деловой  этикет руководителя

1.1.История  этикета

 

Этикет — явление  историческое. Правила поведения  людей  изменялись  с изменениями условий жизни  общества,  конкретной  социальной  среды.  Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться  определенных правил   поведения,   церемониала   было   необходимо   для   возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев,  герцогов  и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От  знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме,  Золотой Орде.  Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

      Этикет  всегда выполнял и  выполняет   определенные  функции.  Например, разделение по чинам,  сословиям,  знатности  рода,  званиям,  имущественному положению. Особенно строго  соблюдались  и  соблюдаются  правила  этикета  в странах Дальнего и Ближнего Востока.

      В России  в начале XVIII в. стал усиленно  внедряться  западный  этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы  поведения.  За соблюдением  этих  правил  боярами  и  дворянским  сословием   (особенно   в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой  жестоко  следил  сам  царь Петр 1. За их нарушения строго  наказывали.  В  дальнейшем,  в  царствование Елизаветы и Екатерины   II,   отбирались   правила   этикета,   отвечающие требованиям и особенностям  национальной  культуры  России,  которая   как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы  и Азии.  А этих противоположностей много было не  только  в  XVIII  в.,  но  и  сейчас.

Английский писатель Редьярд Киплинг говорил, что  Запад  есть  Запад,  Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так,  в  Европе  траурный  цвет  — черный, а в Китае —  белый.  Даже  в  границах  Российской  империи  правила поведения различных народов значительно отличались и отличаются.

      Конечно,  и  общественный  прогресс  способствовал  взаимопроникновению  правил  поведения,  обогащению  культур.  Мир  становился  теснее.   Процесс взаимного    обогащения    правилами    поведения    позволил     выработать взаимоприемлемый, признаваемый  в  главных  чертах  этикет,  закрепляемый  в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе,  на улице,  в  гостях,  на  деловых  и  дипломатических  приемах,  в  театре,  в общественном транспорте  и  т.д.  Наибольший  интерес  представляет  в  этом отношении этикет руководителя.

      Классическая  теория представляет  руководителя  как  лицо,  наделенное магическими способностями,  в  том  числе  умением  руководить  коллективом. Чтобы руководить, необходимо  обладать соответствующими личными  качествами, в том числе знать правила этикета и умело использовать в  своей  руководящей деятельности.

      В настоящее  время руководитель встречает  у  своих подчиненных меньше покорности, чем прежде. Все чаще говорят о кризисе власти,  который охватил как армию, так и школу,  как семью,  так и производство.  Раньше  способы управления долгое  время оставались  неизменными,  так как общество  было стабильно. Старая модель потеряла свою былую силу. Мы больше не  знаем,  как поступать. Поэтому очень важно выработать новые  модели  поведения,  которые позволили бы руководителю успешно осуществлять управление в условиях  нашего изменчивого общества.

      Литература,  а   также   философская   психология   и   добрая   часть экспериментальной психологии пытались представить руководителя в  свете  его индивидуальных  черт.  Руководитель  должен  обладать  особыми   качествами, которые делают его способным управлять.

      Вот, например, некоторые  из них в представлении различных  авторов: 

    -Искусство убеждения, импозантность, благородство, любовь к риску.

    -Энтузиазм,  зание   подчиненных,   решительность,   предприимчивость,

дисциплинированность и беспристрастность.

      -Смелость,    воля,    гибкость    ума,    неподкупность.    Честность,

беспристрастность,   справедливость, искренность. Хладнокровие.

     - Молчаливость, умение сохранять дистанцию и т.  д.  Эти качества,  эти

черты, являются  не  только  субъективными,  но  еще  и  абстрактными.  Если придерживаться этих требований, то  невозможно  было  бы  найти  достаточное число руководителей, необходимых для осуществления социальной жизни.

      Кроме того, качества, представленные  в этом списке,  как правило, формулировались  без  учета  конкретной  ситуации,  в  которой  руководитель призван действовать. Ни одна группа не похожа на другую.  У  каждой  из  них свои  цели,  своя  работа,  своя  величина,  своя  функция.  Не  могут  быть одинаковыми качества руководителей, действующих в столь различных  условиях. Классическая  теория,  представляющая  руководителя  как  лицо,   наделенное разнообразными и подчас магическими способностями, не  выдерживает  сколько-нибудь углубленного рассмотрения.

      Пример таких   знаменитых руководителей, как  Цезарь, Наполеон, Гитлер, королева  Виктория  или  же  Александр   Македонский,  показывает  абсурдность  утверждения,   что   руководителем   может   быть    только    справедливый, уравновешенный,   обладающий чувством юмора и т. д.  человек.  Мы  начинаем лучше понимать,  что  наряду  с  теорией,  представляющей  руководителя  как человека, обладающего столь разнообразными и чудесными  качествами,  данными ему  свыше,  делающая  упор  на   взаимоотношения   между   группой   и   ее руководителем,  культурных  моделях  руководителя.  Трудно  отметить,  какой руководитель нужен  определенной  группе,  но  чтобы  руководить  несомненно нужно одно: обладать соответствующими личными качествами, уметь  приспосабливаться к  конкретным  обстоятельствам,  группе  и  ситуациям,  -  все  это   вместе формирует авторитет руководителя. [1,c.56-71]

 

1.2.Общее понятие  делового этикета руководителя

 

Практическое значение этикета состоит в том, что  он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.  Основы этикета достаточно просты -  это культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и прочее.  Большое значение для руководителя имеет его внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в  различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.                                           

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при деловом общении людей. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.                                                           

Руководителю необходимо умение управлять своими отрицательными эмоциями, что свидетельствует о  его воспитанности и хороших  манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

 

 

2.Деловой этикет  руководителя и уважение к  персоналу как факторы-мотиваторы

Тезис «Хорошие манеры руководителя мотивируют подчиненных» не нуждается в доказательствах. Соблюдение руководителем делового этикета, проявление уважения и внимания к подчиненным важны не просто потому, что социально одобряются в обществе, но  и потому, что они способны выступать как факторы-мотиваторы. Факторы-мотиваторы повышают результативность работы и удовлетворенность, поскольку соответствует внутренним потребностям сотрудника, которые пока не удовлетворены.

Каждый в своей профессиональной  жизни, находясь в роли подчиненного, мог многократно убедиться, что внимание со стороны руководителя, проявление уважения, подчеркивание значимости – важны и для настроя на работу, и для получения лучших результатов. Отлаженная система мотивации в компании не может исчерпываться только этими факторами нематериальной мотивации. Но без них она не будет по-настоящему эффективной.

Многочисленные исследования подтверждают: деловое поведение  руководителя, транслирующее уважение к подчиненным, критически важно  для их результативности. Например, отчеты исследований Института Гэллапа  показывают: «За 25 лет в результате опросов и интервью 1 000 000 служащих из различных компаний выяснилось, что не зарплата, не привилегии, не харизма генерального директора компании, а личность прямого начальника является главным фактором, определяющим удовлетворенность подчиненных. Часто сотрудники уходят от руководителей, а не из компаний. Именно отношения с непосредственным руководителем  определяют, насколько долго сотрудник будет оставаться в компании и насколько эффективно будет в ней работать».

Исследователь мотивации  Хайэм А. утверждает: «Всякий раз, когда Вы даете сотрудникам возможность испытать уважение к самим себе, Вы закладываете фундамент сильной мотивации и достижения результатов».

Специалист по менеджменту и лидерству Бакингем М., описывая главные аспекты успешного руководства, утверждает: «Хорошим руководителям не нужно напоминать о силе поощрения. Они понимают, что похвала – это не только реакция на отличные результаты работы, но и причина их появления. Им прекрасно известно, что именно от людей зависит деятельность компании, поэтому никогда не следует бояться перехвалить кого-то».  Далее, перечисляя навыки руководителя, Бакингем М. пишет: «Навык эффективного руководителя -способность проявлять обезоруживающую душевность и мягкость: вы должны заботиться о своих подчиненных. Продуктивность работы людей возрастает, когда они чувствуют заботу о себе… Сотрудники, которые ощущают эту заботу, реже пропускают работу, реже обращаются за компенсацией,  реже совершают кражи,  реже увольняются  и чаще хвалят свою компанию  в разговорах с друзьями и родственниками. Ощущение заботы делает работу более результативной».

Информация о работе Деловой этикет руководителя