Гуманистическая этика эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:26, реферат

Краткое описание

Их не удовлетворяли, к примеру, дворянские представления о знатности происхождения как основе благородства человека, но в равной мере они не оправдывали и безудержного, поступающегося нравственностью накопительства. Опираясь на античное наследие, гуманистическая этика учитывала, особенно в постановке проблем, и средневековые традиции моральной философии, живо откликаясь на потребности собственной эпохи.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
Гуманистическая этика эпохи Возрождения
Новое понимание благородства человека…………………….4
Разум и знание. Культ мудреца в этике гуманистов ………...6
2.3. Учение о достоинстве человека………………………………….9
Заключение ………………………………………………..………14
Литература ………………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

рефереат профэтика.docx

— 84.66 Кб (Скачать файл)

                    В конце XV в. увлекавшая многих гуманистов тема достоинства человека получила новое осмысление в творчестве молодого талантливого и оригинального философа, графа Джованни Пикоделла Мирандола (1463  1494). Широко образованный (он учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, Парижа), Пико в 80-е годы оказался во Флоренции, где завязалась его тесная дружба с Фичино, Полициано, Лоренцо Медичи. Тематикой диспутов на засе-даниях Платоновской академии был навеян его «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (1486), в котором Пико излагает платоновскую теорию любви и красоты, полемизируя по некоторым вопросам с Фичино. В 1486 г. он написал «Речь о достоинстве человека», предполагая произнести ее на публичном циспуте в Риме, для которого выдвинул «900 тезисов, касаю-щихся философии, каббалистики, теологии». Диспут не состоялся, так как соз-данная папой Иннокентием VIII комиссия теологов признала ряд тезисов ере-тическими. Еще более разгневала папу написанная в защиту тезисов «Аполо-гия» Пико. Ему грозил суд инквизиции, но вмешался его друг, правитель Фло-ренции Лоренцо Медичи, взявший Пико под свое покровительство.              Последние годы жизни гуманист провел во Флоренции, где создал наиболее обширные произведения — «Гептапл» (семь дней творения), «О Сущем и Еди-ном», «Рассуждения против божественной астрологии». Наибольшую извест-ность получила «Речь о достоинстве человека». Изучая философские идеи широчайшего круга авторов — языческих, христианских, арабских и иудей-ских, осваивая представления мыслителей от античности до современной схо-ластики и гуманистов, Пико стремился к созданию собственной системы взглядов, синтезирующей совокупный философский опыт человечества. Эту задачу он ставил и в «Речи», говоря о ценности самых разных учений и необхо-димости, избегая слепого следования какому-либо одному из них, впитать все лучшие идеи и идти своим путем. Свободный выбор в сфере знания — и теоре-тический и практический вывод Пико из его концепции достоинства человека.

                     Основой его антропологии стало учение о свободе воли человека как главном свойстве, определяющем его достоинство. Согласно Пико, человек обладает абсолютной свободой самоформирования. Являя собой «узел мира», связующий материю и дух, человек по своей природе сочетает одно с другим. Руководствуясь своей волей, он может подняться силой разума до высот миро-вого интеллекта, но и опуститься до уровня низменных тварей. Огромна ответ-ственность человека в данной ему Богом свободе определения своего места в мироздании. Путь к исполнению высокого божественного предназначения —постижения мироздания —лежит в познании, в обогащении разума науками, нетолько моральной философией, но и философией природы. Лишь обладая этими знаниями, разум окажется, по Пико, способным постичь в полной мере и глубине истину божественного откровения. В учении Пико о достоинстве человека четкий акцент сделан на свободе человека в самоформировании и поз-нании. В последнем он впервые выделил изучение законов природы как важ-нейший этап совершенствования разума, предназначенного постичь высшие тайны бытия.Пико снимал разрыв между мудрецами и невежественной массой, характерный для многовековых представлений философов. В концепции досто-инства человека, сформулированной Пико, видим один из важных итогов идеа-лизации человека новой культурой и просветительских позиций гуманизма.

 

                 2.4.Ренессансное свободомыслие

 

Активное осмысление гуманистами широкого комплекса философских проблем — от этики и антропологии до онтологии и других областей, которые традиционно разрабатывала схоластическая теология, отчетливо выявило новые подходы к многообразию тем, а главное - свободное от догматизма их решение. Ренессансная философия уже в XV в. в ряде своих проявлений обрела пантеистическую окраску, что стало первым шагом на пути преодоления резкого противопоставления Бога его творению. Обожествляя саму природу, подчеркивая подчиненность человека естественным зако­нам, гуманисты мыслили мироздание как гармоническое единство материального и духовного начал, в отличие от традиционного подчеркивания их непримири-мого противоречия. Оправдывалась и плотская сторона двуединой человечес-кой природы. Антиаскетизм стал общим для гуманизма направлением этичес-ких поисков. Все это при очевидном пиетете гуманистов к христианскому вероучению вело к подрыву отдельных положений официальной католической догматики, что вызывало настороженную, а иногда и откровенно негативную реакцию церковных идеологов.

              Проявлением ренессансного свободомыслия стали особенно характер-ные для флорентийских неоплатоников идеи «ученой религии», опирающейся на широкое философское основание, в том числе и языческую, восточную, иудейскую традиции. Христианство при таком подходе рассматривалось как высший синтез религиозно-философских исканий разных эпох и народов, а поиск «согласования» содержавшихся в них истин, проявляющихся в различ-ных внешних формах почитания Бога, приводил к размыванию жестких границ между исповеданиями, соблюдение которых было непререкаемым правилом католической ортодоксии. Фичино и Пико мечтали не только о «философском мире», синтезе различных школ и направлений философии человечества, но и о единой религии, примиряющей разные конфессии. Истина едина, полагали гуманисты, но является людям в разном обличий, поэтическом или философ-ском, языческом или христианском. Особое внимание уделялось при этом ан-тичному наследию. Общим для гуманистов стало представление о том, что в древности под покровом басен» поэтического творчества можно обнаружить высочайшие истины мудрости и нравственные правила, которые не противос-тоят истинам христианской религии, а совпадают с ними или, по крайней мере, их подготавливают. Полярность язычества и христианства, которую утверж-дало учение церкви, при такой позиции теряла свою четкую определенность, на смену былым контрастам приходил поиск их общей основы. Эта позиция стави-ла под сомнение исключительность христианства в его католической ипостаси, на чем настаивала официальная церковь. В духе свободомыслия развивалась и теория познания гуманистов, их поиски научного метода. Их фундаментом ста-ли не формальная логика и не апелляция к авторитетам (эту устоявшуюся схолас-тическую позицию гуманисты отвергали), а свободное искание истины и самих способов ее познания. Отсюда и широкий диапазон различных подхо-дов к этой задаче у гуманистов — от наблюдений над реальной жизнью и при-родой (линия, четко обозначившаяся у Альберта и Леонардо да Винчи), до обращения к мистике чисел и каббалистике, как у Фичино и Пико.

                   Идеи свободы человека, его познания и творчества —один из глав-ных итогов гуманистической мысли XV в.

 

3.Заключение

 

Разнообразие античных представлений о человеке было пищей для ума гуманистов. Они не просто передавали их мысли, они спорили с ними, создавали новый взгляд на вещи. Гуманисты считали, что каждый человек мо-жет ошибаться и заблуждаться, из этого следует, что каждое утверждение авто-ритетного человека, несмотря на все его заслуги, должно подвергаться сомне-нию. Таким образом, отношение меняется от бездумного преклонения к уваже-нию и почитанию.

                   Задача заключалась в создании нового образа человека. Используя античные представления для формирования своих убеждений, гуманисты соз-давали новую культуру. Их задача была в создании новых представлений, а не в повторении уже высказанных идей.

                   Происходило коренное изменение взглядов гуманистов на челове-ческое тело, они разбивали средневековые представления о порочности тела, доказывая обратное. Очень убедителен в этом вопросе Манетти, он восхищался материей, устройством, возможностями человеческого тела.

                   Исходя из того, что человек был создан по образу и подобию Бога, который является творцом, гуманисты приходили к выводу, что он желал создать себе помощника на земле. Видимо поэтому все гуманисты так высоко ценили трудолюбие, которое воспринималось как благодарность создателю.

                   Пустое созерцание было глубоко чуждо гуманистам.

                   Стремление улучшать окружающий мир выразилось и в появлении гражданских мотивов у гуманистов. Уже первый гуманист Петрарка начинает принимать участие в бурных политических событиях Не все гуманисты стремились к делам общества, но все подчеркивали важность труда.

Салютати и Бруни большее предпочтение отдавали именно общественному долгу человека. Браччолини с одинаковым почтением относится и к трудам связанным с управлением государством, и к умственным трудам.

             С признанием того, что человек имеет право на изменение окружающего мира, изменился взгляд и на славу. Человеческая слава приоб-ретала характер заслуженной награды, стимула за продолжение дел Бога.

            Изменялся взгляд гуманистов и на сами добродетели. В целом уважение к добродетельной жизни у них остается неоспоримым, однако они расхо-дились в оценке отдельных пороков с христианским представлением о них. К примеру, Браччолини рассуждал о том, что жадность в конечном результате может принести пользу государству и гражданам.

             Гуманисты, уделяя в своих трудах такое большое внимание морально- этическим сторонам человеческой жизни, не могли обойти вниманием тему благородства. Естественно, что в новых условиях, когда люди незнатного прои-схождения достигали вершин общества, эта тема была очень актуальной. Гуманисты пришли к единому мнению, рассматривали его как черту характера, присущую не только аристократам. Салютати утверждал, что возможность стать благородным, есть и у раба, а путь к нему лежит через добродетели. Сходные рассуждения о достижении благородства у Браччолини, изложенные им в «Книге о благо-родстве» где он доказывает, что благородство не достигается только знатностью, богатством или славой.

                 В новых экономических условиях гуманисты часто обращались к теме богатства. В ранний период основным критерием оценки является моральная сторона вопроса, в дальнейшем все больше рассматривался вопрос богатства со стороны полезности обществу. У Салютати считал что, богатство, нажитое честным трудом, заслугами перед обществом, не может испортить человека или повредить ему и является воздаянием. Бруни утверждал, что ни богатство, ни бедность не делают людей ни хуже, ни лучше. Для него богатство является благом, которое ведет человека к достижению счастья.

В целом, в процессе развития гуманистической мысли богатство рассматривается как положительное явление.

                  Большое значение на формирование новых взглядов сыграла эпику-рейская философия. На ее основе гуманисты отстаивали право человека на зем-ные удовольствия. Человек выступал не продолжателем дел Бога, а эгоистичным существом, с цельюполучать максимум удовольствия.

Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включав-шие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в форми-ровании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о че-ловеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преи-мущественно в этике и обогащалось в разных областях ренессанской культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназ-начения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, В решении которых они опи-рались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосыл-кой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершен-ствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер. Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравствен-ные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную соци-альную функцию.

                     Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прог-рессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

 

                                              ЛИТЕРАТУРА

 

  1. 
Браччолини П. Книга о благородстве// Итальянский гуманизм эпохи возрождения: Сборник текстов. С. 152.
  2. 
Браччолини П. Введение к застольному спору о жадности//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985.
  3. 
Браччолини П. Застольный спор о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедниках//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985.
  4. Альберти Л. Добродетель//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985.

5.      Петрарка Ф. Письмо к потомкам/ Франческо Петрарка.      

6.   Избранное.Петрарка Ф. Моя тайна/

 7.    Франческо Петрарка. Избранное. Автобиографическая проза.

 8.     Манетти Д.О достоинстве и превосходстве человека//Итальянскоевозрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина.Новосибирск. 1975.

9.      Овсянникова М. Этика в прошлом, настоящем и будущем. – М., 1988.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Гуманистическая этика эпохи Возрождения