Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Приступая к написанию реферата на столь важную в осмыслении и понимании темы как эстетический вкус хотелось бы обосновать актуальность и значимость рассматриваемого мной понятия. Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос вкуса! Посмотрим вокруг, что мы видим солнце землю, каплю воды на листке клена. Кто-то скажет мне не нравится эта капля, потому что она слишком ярко сверкает, она вульгарна по своей сути, я возражу нет она невинна как слеза младенца, она застенчива как восточная красавица, закрывшая лицо прекрасной чадрой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. История появления термина…………………………………………………………..4
Глава 2.Разработка категории эстетический вкус……………………………………………..5
Глава 3. Понятие в срезе Иммануила Канта …………………………………………………..8
Глава 4. Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры……………………………………………………………………………………...…12
Заключение…………………………………………………………………………………...…15
Практическая значимость работы……………………………………………………………..15
Список используемой литературы ….…………………………………………………….…..16

Вложенные файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

Мы можем заметить точность и четкость мышления Канта. Это сообщаемое посредством чувственного восприятия состояние души, правильность игры воображения - это и есть совместное осуществление нами нашей субъективности, наше чувственное общение, в котором мы обмениваемся чувственными представлениями на основе чувства, или наоборот, обмениваемся чувствами на основе чувственных представлений. Причем, осуществляется этот обмен, как подчеркивает Кант, без посредства понятия. Именно процесс совместного достижения субъективной целесообразности во взаимодействии наших способностей является предметом эстетического вкуса. И потому он с гораздо большим правом может быть назван чувством общности, чем здравый рассудок. Впрочем, разночтений в суждениях здравого рассудка ничуть не меньше, чем разнообразия в эстетических вкусах. Но там цель совершенно другая.

Исходя из этого понимания Кант пишет о следующих особенностях суждения вкуса:

1. Суждение вкуса на основе  восприятия бескорыстно, незаинтересованно, отличается от практического, морального.

2. Оно внешне нецелесообразно. В  нем нет какой-то определенной  цели.

3. В эстетическом вкусе мы  получаем удовольствие без понятия  о предмете.

4. Но в то же самое время  предмет рассматривается как  предмет необходимого удовольствия.

Вполне понятно, что в восприятии на основе вкуса нет корысти. Мы получаем удовольствие просто от согласованной работы рассудка и воображения, от достижения этой согласованности, правильности в этой согласованности. Или, если делать вывод из кантовской антропологии, от достижения субъективной целесообразности, от достижения осуществления своей природы. Немецкая скрупулезность Канта состоит в том, что он описывая способность суждения в структуре деятельности нашей субъективности делает это скрупулезно, четко, без каких-либо отклонений, непоследовательности. Как истинный немец. И в этом-то и суть. Он очищает представление об эстетической способности от привносного. Он абстрагирует ее. Выявляет ее в собственном соку. В ее собственных качествах. В каких она участвует в деятельности субъективности и оказывает этими качествами свое воздействие. И, что очень и очень важно, он рассматривает деятельность наших субъективных способностей в той закономерности, в тех объективных условиях , в которых они действительно работают. В причинности цели. Именно целевая причинность рассматривается Кантом как объективные условия деятельности нашей субъективности. Кант достигает тем самым теоретической конкретности в анализе деятельности нашего сознания и в определении в этой деятельности места эстетического вкуса . До него, а многие и после него, не могли выстроить эту теоретическую конкретность, не смогли смоделировать те условия, в которых работает эстетическое сознание и в которых оно необходимо.

Наслаждаясь чувственно в созерцании чего-либо субъект фактически наслаждается через представленное ему в этом созерцании чувство достижение в себе той же самой субъективной целесообразности, которая воплотилась в этом предмете. То есть тот чувственный образ, который создан кем-то, сообщает мне также и ощущение субъективной целесообразности при созидании этого предмета. Это ощущение вплетено в образный строй. Неотделимо от него. Перечитайте еще раз те выдержки из Канта, которые здесь приведены. Просто потрясающе. Но Канта надо понять. А для понимания Канта надо разобраться в тех усилиях нескольких поколений философов, которые они потратили на то, чтобы создать такое мировоззрение, которое было строго научным и которое могло бы служить пониманию природы человека, постижению этой природы.

Примерно то же самое мы можем сказать и об остальных особенностях эстетического вкуса . Ясно, что конкретной цели в эстетическом вкусе не может быть, так как он отнесен к всеобщности, к идеальной тотальности нашей субъективной природы, которая осуществляет себя посредством взаимодействия с внешним беспредельным миром в целом. Ясно и то, что не понятие о предмете здесь причина удовольствия. Хотя, конечно, все это присутствует в моем удовольствии. Ибо при согласованной работе рассудка и воображения включается в процесс восприятия все то, что есть в моем сознании, все его понятийное и чувственно-образное содержание. Понятно и то, что предмет должен вызывать во мне или удовольствие, или неудовольствие. Ибо я в деятельном созерцании внешнего мира осуществляю себя. Мне необходимо достигать своей субъективной целесообразности всегда, но каждый раз это происходит неповторимо, ибо бесконечно своеобразны сами предметы моего созерцания, бесконечно своеобразны жизненные ситуации. А все они требуют, чтобы я сохранял правильность относительно мира в целом. Чтобы я во взаимодействии с конкретикой мира оставался в субъективной целесообразности относительно практики, относительно этого совместного объективного человеческого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и   элитарной культуры

Современное содержание понятия эстетический вкус связано на мой взгляд с некоторыми подчас очень существенными особенностями, а именно такими как "массовая и "популярная культура. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века

Конечно, в наши дни эстетика масс существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Одной из старейших философских и эстетических школ для масс прошлых веков была греческая школа - киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа - Аристипом. Эта школа создала этическое течение - гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека. В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявляется как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому. Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой культуры. В начале XX века австрийский врач-психопатолог и философ Зигмунд Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах инстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют многие их поступки. В своей теории бессознательного З. Фрейд исходил из того, что сущность человека выражается в свободе от инстинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл "фрустрацией" - то есть неосознанной ненавистью индивида к обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку общество обладает достаточно сильными для подавления этой агрессивности индивидов возможностями, человек находит свой выход неудовлетворенным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности. XX век войдет в историю человечества как век страха. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов.

Обычно массовой культуре противопоставляется так называемая культура интеллигенции или элитарная культура. Но необходимо не противопоставление, а симбиоз. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества элита ( от французского elite - лучшее, отборное, избранное). Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде " Мир как воля и представление", завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: "люди гения" (то есть способные к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и "люди пользы" (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность)

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872г.), "Человеческое, слишком человеческое" (1878г.), "Веселая наука" (1872г.), "Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная концепция проявляет себя в идее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф.Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название "Дегуманизация искусства", посвященное проблемам различного старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того "...радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет Ортега, - есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения". Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. "Дегуманизация" - и есть основа нового искусства XX века. "Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вот мы и рассмотрели понятие эстетического вкуса и его назначение для жизни общества в целом и отдельного человека в частности. Резюмируем сказанное выше. Понятие эстетического вкуса обозначает способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия ("нравится" - "не нравится") дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетические и неэстетические объекты исследования, обнаружить в явлениях черты трагического и комического. Таким образом, эстетический вкус это способность судить о предмете на основе благорасположения к нему или не благорасположения свободного от всякого интереса.

Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, например, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует.

И все – таки наиважнейшая ценность сей работы помимо декларации особенностей и назначения для человека эстетического вкуса состоит в том, что если она хоть малейшим образом заставила вас задуматься о вечных вещах, попытаться стать лучше, стать добрей к людям – вот то, зачем реферат и был написан. По крайней мере я так рассматриваю его. Как говорил Джон Леннон Make Love not war, мне нравятся Битлы, а другому сообразно его эстетическим потребностям не хватает Раммштайна, но это эстетический вкус…

 

Практическая значимость работы

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее могут использовать преподаватели эстетики в теме изучения вкуса, как эстетической категории, студенты, подготавливающие курсовые и дипломные работы по теме, переплетающейся с темой данного реферата, а также обычные люди, которым в повседневной жизни необходима информация, касающаяся эстетических категорий, а в частности вкуса.

Список используемой литературы:

1.БоревЮ.Б. Эстетика. М.:Политиздат, 1988.-496c.  

2.МолчановаА.С. На вкус, на цвет…Теоретический  очерк об эстеическом. вкусе. М.:Искусство, 1966.-199c.  

3.Буров А.И. Эстетика: проблемы и  споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. М.:Искусство, 1975.-175c.  

4.Букин В.Р. Восхождение  к прекрасному. -Л.:Лениздат, 1979.-176c.  

Информация о работе Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры