Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Приступая к написанию реферата на столь важную в осмыслении и понимании темы как эстетический вкус хотелось бы обосновать актуальность и значимость рассматриваемого мной понятия. Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос вкуса! Посмотрим вокруг, что мы видим солнце землю, каплю воды на листке клена. Кто-то скажет мне не нравится эта капля, потому что она слишком ярко сверкает, она вульгарна по своей сути, я возражу нет она невинна как слеза младенца, она застенчива как восточная красавица, закрывшая лицо прекрасной чадрой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. История появления термина…………………………………………………………..4
Глава 2.Разработка категории эстетический вкус……………………………………………..5
Глава 3. Понятие в срезе Иммануила Канта …………………………………………………..8
Глава 4. Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры……………………………………………………………………………………...…12
Заключение…………………………………………………………………………………...…15
Практическая значимость работы……………………………………………………………..15
Список используемой литературы ….…………………………………………………….…..16

Вложенные файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. История появления термина…………………………………………………………..4

Глава 2.Разработка категории эстетический вкус……………………………………………..5

Глава 3. Понятие в срезе Иммануила Канта …………………………………………………..8

Глава 4. Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры……………………………………………………………………………………...…12

Заключение…………………………………………………………………………………...…15

Практическая значимость работы……………………………………………………………..15

Список используемой литературы ….…………………………………………………….…..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Приступая к написанию реферата на столь важную в осмыслении и понимании темы как эстетический вкус хотелось бы обосновать актуальность и значимость рассматриваемого мной понятия. Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос вкуса! Посмотрим вокруг, что мы видим солнце землю, каплю воды на листке клена. Кто-то скажет мне не нравится эта капля, потому что она слишком ярко сверкает, она вульгарна по своей сути, я возражу нет она невинна как слеза младенца, она застенчива как восточная красавица, закрывшая лицо прекрасной чадрой. Чадра невероятно красива и легкий орнамент из самоцветных камней подчеркивает ее индивидуальность. Как же так, камни не дают насладиться невесомостью и легкостью газовой чадры. Мы спорим, причем спорим о чем - об эстетических особенностях предметов. В абсолюте любого объекта исследования. Мы по разному воспринимаем объективную реальность с точки зрения уровня развития, образованности, кругозора, принадлежности к социальной группе, то есть уровня своего эстетического развития. Но мы спорим об эстетических особенностях, спорим с точки зрения собственного восприятия, с точки зрения собственного вкуса, собственного эстетического вкуса. Вот мы и подошли к понятию эстетического вкуса.

Целью данной работы является изучение вкуса, как эстетической категории. В процессе приближения к цели встают следующие задачи:

- познакомиться  с историей возникновения термина  вкус, в эстетическом понмании;

- разобрать  характеристику эстетического вкуса;

- познакомиться  с разработкой категории эстетического вкуса великим классическим немецким философом Иммануилом Кантом;

-  выяснить  такие аспекты, как влияние эстетического вкуса на развитие личности, а также влияние на воспитание эстетической культуры в массовой и элитарной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История появления термина.

 

Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства, эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в словарях и книгах по эстетике.

У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются. Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю появления этого термина в истории философии.

Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации (гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства, выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания. Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое, солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве и т.п.

Впервые, в собственно эстетическом смысле,  термин «вкус» (gusto)  встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана («Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII в. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируется как самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.

 

Глава 2. Разработка категории эстетический вкус

  
Эстетический вкус - одна из основных категорий эстетического воспитания. В эстетическом словаре это понятие трактуется, как способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия ("нравится" - "не нравится") дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетические и неэстетические объекты исследования, обнаружить в явлениях черты трагического и комического. Индивидуальный вкус эстетического воспитания представляет собой эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека и, в свою очередь, включающуюся в новый опыт, опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. Он является субъективным критерием эстетической оценки, которая в известной мере интуитивна, т.е. эмоционально предшествует рациональному эстетическому суждению. Однако, качество эстетического вкуса определяется тем, в какой мере выраженная в нем субъективная оценка соответствует объективной эстетической ценности. Будучи социально обусловленным, эстетический вкус личности студента формируется под воздействием окружающей среды, образа жизни, большое влияние на него оказывает искусство, которое в качестве художественного начала включается в быт и труд людей и действует повседневно, подчас незаметно. 
Категория вкуса является пограничной категорией по отношению к сфере "эстетического" и "художественного". Начиная с XVII в. в эстетической литературе появляется эта категория. До этого времени термин - "вкус" не употреблялся в эстетическом значении и означал, как правило, одно из чувственных "вкусовых ощущений". Однако с ХVII в. этот термин начинает приобретать более широкий смысл, употребляется сначала в иносказательном значении, а потом становится понятием, обозначающим способность донимать красоту и искусство и наслаждаться ими. 
Определяя понятие вкуса, Кант вместе с тем ставит вопрос о его эстетической и познавательной ценности, о его отношении к гению. Вкус представляет собой только способность оценки произведений искусства или красоты природы и человека, но он не относится к продуктивным способностям человека. 
Гегель в своей критике понятия "вкуса" трактует это немного иначе. Здесь утрачивается универсальное значение вкуса, в отличие от Канта. Гегель выделяет категорию вкуса, как описательную категорию, характеризующую только внешнюю структуру художественного произведения искусства в целом. Вкус, будучи абстрактной и односторонней категорией, выступает как нормативный принцип, регулирующий и ограничивающий деятельность субъекта. Наконец, вкус является созерцательной, оценивающей категорией. 
В России с ХVII века проблема вкуса становится предметом пристального внимания философов, художников и теоретиков искусства. В русской эстетической литературе получают отражение концепции, гос-подствовавшие в эстетике Франции, Германии и Англии ХVII - ХVIII в.в. Особое внимание получает трактовка вкуса философа и историка М.Н. Муравьева. Он объявляет вкус своего рода "внутренним ощущением". Муравьев видел во вкусе проявления "врожденной доброжелательности, субъективного, оценочного момента, в системе эстетических знаний". 
Эстетический вкус - одна из задач эстетического воспитания. Проблеме знаний о вкусе, как основной категории, уделялось большое внимание, и она не утратила по сей день своего значения. Эстетическое воспитание обладает собственными категориями, посредством которых оно познаёт действительность и формулирует результаты своего познания. Эти категории имеют чрезвычайно важное значение, в них отражается опыт художественного познания, специфические закономерности эстетического освоения мира человеком. Поэтому проблема изучения и уяснения эстетических категорий является одной из важнейших задач. Без этого изучения невозможно решение задач эстетического воспитания в школе. 
Таким образом, проблема формирования определённого эстетического отношения человека к действительности на основе знаний об эстетическом вкусе как основной категории эстетического воспитания имела место на всех этапах развития науки. Эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности эстетического воспитания, сопрягаются с нравственным воспитанием.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни. 
Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами. Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса , основанного на научном мировоззрении и на этических принципах. 
Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, напри мер, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И. Канта, вкус - это "способность судить о красоте". 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Понятие в срезе Иммануила Канта

 

Познакомимся детальнее с суждениями великого немецкого философа Иммануила Канта о таком важном и определяющем личность качестве как способность эстетического вкуса:

Эстетический вкус по Канту необходимейшая субъективная способность в деятельности сознания.

Кант один из основателей современного диалектического видения мира. И здесь прежде всего необходимо вести речь о Кантовских антимониях. Кант пишет, что в процессе познания, в силу того, что мир бесконечен, а опыт ограничен, в процессе познания возникают прямо противоположные мысли, с равным правом на истинность. В "Критике чистого разума" он пишет о четырех антимониях. В "Критике способности суждения" он пишет об антимонии вкуса: можно высказать два суждения об эстетическом вкусе и оба они будут претендовать на истинность. Кант пишет:

"Итак, в отношении принципа  вкуса обнаруживается следующая  антимония:

   1. Тезис. Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было          бы о нем диспутировать (решать с помощью доказательств).

   2. Антитезис. Суждение вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением)."

Скажем так, Кант делает еще один шаг в постижении природы человека. В понимании того, какую роль в этой природе играют те или иные способности. Здесь он не пишет о роли. Он пишет о характере этой способности. Эту характерность он определяет через взаимодействие людей. О вкусах не спорят, потому что вкус не основан на понятиях И посредством дискуссии нельзя установить, чей вкус лучше, и нельзя прийти к единому вкусу. Потому что, как было сказано в лекции, вкус есть установка, свойство личности. И все же суждение вкуса основывается на понятиях, иначе о них вообще нельзя было бы спорить.

Мы начинаем представлять своеобразие этой нашей способности. И знать, что выносим суждение не на основе логических доводов, а на основе своего непосредственного чувства. Оно не познавательное суждение. Мы ничего не открываем. Мы только свое непосредственное чувственное отношение выносим и сообщаем. И в то же время вне понятийности для нас ничего внешнего нет. Понятийность есть непосредственное наше качество. Потому Кант отмечает, что все же некоторое общее понятие присутствует в нашем суждении. Пусть неопределимое, неясное, но есть. Здесь вспомним, что он вводит термин сверхчувственная природа человека. Для наглядности мы представим себе эту природу как ориентированность человека не просто в явлениях, а то, что мы воспринимаем явления в сущностных связях мира. Сущностных, т.е. закономерных. Иными словами, я, как человек, в каждом моем соприкосновении с миром иду к единичному, к этому предмету, обращаюсь с ним, беру в руки сквозь всю систему и его, и моих личностных связей с объективным миром. Потому и мое восприятие, пользуясь которым я свободно обращаюсь с любым предметом, восприятие конкретного идет сквозь все мое понятийное содержание, которое и есть по существу, сущностная картина мира в моей голове. Но как таковое мое отношение к предмету, мое его эстетическое восприятие, не обусловлено какой-то конкретной закономерностью предмета, явления.

И здесь Кант выдвигает еще одно положение, в котором делает еще один шаг по раскрытию природы эстетического вкуса. Он пишет, что " вкус с большим правом может быть назван sensus communis, чем здравый рассудок, и эстетическая способность суждения скорее может именоваться общим для всех чувством, чем интеллектуальная..." В чем здесь суть? Не будем пересказывать всю гамму очень тонких и подробных рассуждений Канта. Постараемся сделать такой вывод, который не противоречил бы рассуждениям Канта. Здравый рассудок отнесен к нашим объективным условиям жизни и касается конкретных событий и нашего поведения в них. Но вот о чем не может судить здравый рассудок: "Только там, где воображение в своей свободе пробуждает рассудок, а рассудок без [посредства] понятий придает игре воображения правильность, представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души."

Информация о работе Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры