Возникновение понятие толерантности, становление как ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:22, доклад

Краткое описание

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Содержание

1. Введение_____________________________________________________
2. Возникновение понятие толерантности, становление как ценности____
3. Основные особенности и характеристики толерантности_____________
4. Пределы толерантности_________________________________________
5. Заключение___________________________________________________
6. Список использованной литературы______________________________

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ИВАНОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии 
 
 

Реферат

по этике  на тему:

Толерантность 
 
 
 

                                                Выполнила: студентка I курса 2 группы бюджетного отделения  дневного обучения юридического факультета Соколова  А.М.

                  Проверил: доктор философских наук, профессор  Рябов О.В. 
                   
                   
                   

              Иваново  2012.

План 

  1. Введение_____________________________________________________
  2. Возникновение понятие толерантности, становление как ценности____
  3. Основные особенности и характеристики толерантности_____________
  4. Пределы толерантности_________________________________________
  5. Заключение___________________________________________________
  6. Список использованной литературы______________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современный мир – это постоянное общение  и взаимодействие людей друг с  другом. Общаясь с другими людьми, человек оценивает их мир через  призму ценностей и норм своей  культуры. Оценивая чужую культуру по привычным ему стандартам и  критериям своей собственной, человек  тем самым, начинает судить предвзято, появляется убеждение, что чужая  культура непременно хуже, чем его  собственная. Такая точка зрения препятствует межкультурной коммуникации, поскольку не способствует взаимопониманию  сторон. Один из основополагающих моментов межкультурной коммуникации заключается  в том, что не следует спешить  с умозаключениями и оценками, оценивая поведение других людей, надо постараться понять их культуру. Это  возможно только через формирование толерантности.

Актуальность  проблемы толерантности связана  с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания  и свободного развития (этику и  стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это миролюбие, терпимость к  этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного  существования «другого»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей  и идей, способность иметь права  и свободы, при этом, не нарушая  прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это  не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция  на основе признания иного.

«Толерантность  – это то, что делает возможным  достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так  говорится в Декларации принципов  толерантности, принятой генеральной  Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

2003 год  был объявлен ЮНЕСКО годом  толерантности. Это объяснимо,  ибо события, происходящие в  мире, часто носят характер межэтнических,  религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В.В. Путиным разработана  программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том  числе, антисемитизма в гражданском  обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение понятие толерантности, становление как  ценности.

Современные представления о толерантности  были во многом подготовлены деятельностью  философов XVI–XVIII вв., и, прежде всего, Вольтером  – последовательным защитником толерантности. Лозунгом толерантности мозно назвать следующие слова: Я не согласен с тем, что вы говорите, но  
пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.
(Вольтер)
Общественное признание толерантности всеобщей человеческой ценностью произошло в 1789 г., когда Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Этимология понятия «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero – «нести», «терпеть», который применялся в тех случаях, когда необходимо было нести в руках какую–либо вещь. При этом подразумевалось, что для переноса этой вещи необходимо прилагать усилия, страдать и терпеть. Сегодня понятие «толерантность» имеет широкий спектр интерпретаций.

В разных языках в зависимости от исторического  опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет  различные смысловые оттенки:

- в английском  языке толерантность — «готовность  и способность без протеста  воспринимать личность или вещь»;

- во  французском — «уважение свободы  другого, его образа мысли,  поведения, политических и религиозных  взглядов»;

- в китайском  — быть толерантным значит  «позволять, допускать, проявлять  великодушие в отношении других»;

- в арабском  толерантность — это «прощение,  снисхождение, мягкость, снисходительность,  сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»;

- в персидском  — «терпение, терпимость, выносливость»1

В русском языке наиболее близким  по значению словом является термин «терпимость», в этом случае мы говорим о терпимости к различным мнениям, непредубежденности в оценке людей и событий. Сегодня  большинство научных направлений рассматривает «толерантность» как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения многообразия к единому целому, и преобладанию какой – либо одной точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  особенности и  характеристики толерантности

Разные  авторы выделяют различные параметры, которые могут выступать в  качестве структурных составляющих или критериев классификации  измеряемых величин в исследованиях  толерантности, либо квалифицироваться  как факторы (детерминанты) толерантности.

Как отмечает И. М. Дзялошинский2, рассматривая толерантность как исследовательскую проблему, целесообразно иметь в виду следующие параметры этой категории:

1. Уровень  толерантности (высшая, нормальная  и минимальная толерантность).

2. Субъекты  толерантности (индивиды, социальные  группы, общественные институты).

3. Предмет  толерантности (та характеристика  личности, социальной группы или  иного объединения людей, которая  может быть полем согласования  интересов, взаимопонимания, поиска  компромиссов) [3 с. 40-41].

С точки  зрения А.А. Реана,3 понятие «терпимость», включает в себя понятие «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. Он выделяет 2 механизма терпимости:

1. Сенсуальная  терпимость личности. В одном  случае социально психологическая  терпимость обусловлена низкой  социально-психологической чувствительностью  личности («черствый», «холодный» и  т. п.). По существу именно при  таком варианте терпимость определяется  толерантностью и связана с  повышением порога социально-психологической  чувствительности партнеров к  различным воздействиям.

2. Диспозиционная  терпимость личности. В данном  случае повышение терпимости  связано с формированием соответствующих  установок личности. («Все люди  могут ошибаться», «Чем больше  точек зрения, тем лучше», «Каждый  имеет право на свое мнение»  и т. п.).

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью  личности к воздействиям среды, с  ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при  взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (в данном случае — терпимой) реакции  на среду. Эта готовность проявляется  на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом  уровнях. За диспозиционной терпимостью  стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к  себе, к воздействию других людей  на себя, к жизни вообще.

Кроме того, он выделяет три фактора, обусловливающих  терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.

Под социогенетическим  фактором он понимает влияние субъективно-объективных  условий на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных  группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в  данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей  направленности общества: гуманистической, плюралистической, с одной стороны, или же антиличностной, авторитарной — с другой.

Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние  ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и  т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических  условий терпимость как черта  личности определяется именно микросредовым  фактором.

Под биогенетическим  фактором понимается влияние психофизиологических особенностей индивида на формирование и проявление терпимости. Речь идет о различных проявлениях терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей.4

Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:

- отстраненно-смиренное  отношение к различиям во имя  сохранения мира;

- милостивое  равнодушие к различиям («Пусть  расцветают все цветы»);

- принципиальное  признание того, что и «другие»  обладают правами, даже если  их способ пользования этими  правами вызывает неприязнь;

- открытость  в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться  и учиться;

- восторженное  одобрение различий (они воспринимаются  как культурная ипостась многообразия  творений Божьих);

- одобрение  функциональное, предоставляющее любому  мужчине и любой женщине всю  полноту свободы выбора, ибо именно  свобода выбора составляет смысл  их автономии.5

И все  же понятие толерантности имеет  в себе весьма сильный оттенок  «терпения», причем терпения активного, принципиального, что отличает ее как  от пассивного безразличия, так и  от безоговорочного принятия и  уважения. В самом деле, вряд ли можно говорить о том, что человек толерантен к тому, кого он любит или уважает, и вряд ли возможно толерантно относиться к тому,  что попросту безразлично.  Поэтому вполне можно согласиться  с Крисом Лорсеном,6 утверждающим, что «второй, четвертый и пятый виды толерантности Уолцера уводят нас слишком далеко от семантического поля, в рамках которого

лучше всего понимать толерантность» 
 

Пределы толерантности

Особенно  интересен аспект "граничной" определенности терпимости: как терпимым следует относиться к нетерпимым? Вот мнение на этот счет К. Поппера: "... Во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым. Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли"7. Более мягкую позицию в данном вопросе занимает Дж. Ролз: "Хотя сама нетерпимая секта не имеет права жаловаться на нетерпимость, ее свобода должна ограничиваться, только когда терпимые искренне и с достаточным основанием полагают, что существует угроза их собственной безопасности и безопасности институтов свободы. Терпимые должны ограничивать нетерпимых лишь в этом случае". Вводя дополнительные условия, Ролз тем самым добивается центростремительного уплотнения проблемы, что в свою очередь делает более кумулятивным ("пробивным") процесс выявления сущностной специфики терпимости.

Информация о работе Возникновение понятие толерантности, становление как ценности