Виды консультирования в период ожидания ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 16:34, реферат

Краткое описание

Время ожидания ребенка - особый период в вашей жизни, полный радостей и тревог. В этот период женщина особенно чувствительна ко всему, появляется раздражительность, может возникнуть депрессия. Это осложняет отношения с близкими, является серьезным испытанием для молодой семьи. Возникают сомнения и беспокойства, связанные с ответственностью за ребенка, способностью выносить и родить здорового малыша.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1. Виды психологического консультирования в период ожидания ребенка…....4
2. Индивидуальное психологическое консультирование…………………………6
Заключение…………………………………………………………………….……17
Список использованной литературы…………………………………………..….18

Вложенные файлы: 1 файл

бон реф.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

С психологической точки зрения работа в этот период должна быть сфокусирована на следующих моментах:

- прояснение актуальных  желаний и ожиданий в отношении  своей жизни и жизни будущего  ребенка (построение прогнозного  сценария всеми членами семьи  в предожидании ребенка, анализ отношения к будущему ребенку через работу с ожиданиями относительно его пола);

- рассмотрение ситуаций, складывающихся при взаимодействии  с близкими значимыми людьми (обязательна  проработка диадических отношений "Я и моя мама" как материл  для построения собственного  жизненного сценария и "Я и отец будущего ребенка");

- помощь в осознании  своих чувств и внутренних  конфликтов (возвращение к состоянию  Я-ребенок как источнику материнской интуиции, научение заботе о себе);

- работа с фобиями (собирание "коллекции материнских страшилок");

- соотнесение материнского  начала с представлениями и  знаниями о себе, своей личности, принимаемыми социальными ролями, имиджем для последующей ассимиляции  этих представлений в результаты  предыдущего опыта (психокоррекционная работа по преобразованию статуса "женщина-дочь" в статус - "женщина-мать");

- ознакомление с физиологическими  аспектами протекания беременности  и сопутствующими изменениями;

- ознакомление с возможными  эмоциональными и поведенческими  особенностями беременности;

- проигрывание ситуаций  собственных родов и рождения  своего ребенка (психокоррекционная работа с ложными установками, диагностика психологического аспекта протекания беременности);

- отрабатывание умения принимать решения (женщина пишет открытое письмо акушеру-гинекологу, где выражает свои ожидания относительно медикаментозного ведения родов, присутствия отца будущего ребенка, первых минут общения с малышом, грудного вскармливания и т. п.);

- поиск творческих способов  адаптации к состоянию беременности  и принятие ответственности за  их реализацию (психологическими  составляющими творческого развития  содержательной стороны Я являются  саморефлексия, духовность, социальная зрелость потребностей).

Кроме женщин, желающих родить и воспитывать ребенка, существуют еще две группы клиенток, которым требуется психологическая помощь, имеющая свою специфику. Это - женщины, собирающиеся родить ребенка и отказаться от него в роддоме, и женщины, по разным причинам решившие прервать беременность.

При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и отказаться от него в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:

- выявить факторы, подталкивающие  к принятию такого решения;

- помочь осознать всю  ответственность и важность принимаемого  ею решения;

- оказать эмоциональную  поддержку, выразить свою заинтересованность  и желание помочь в трудный  период.

В любом случае, консультирование основывается на индивидуальных особенностях личности: социальных, психологических и физиологических факторах, задействованных в данной проблеме.

Несмотря на индивидуальный подход, консультирование женщин-отказниц предполагает и решение общих задач по данной проблеме. Эти задачи следующие:

- выявление актуального  нравственного внутреннего конфликта;

- анализ динамики конфликта;

- помощь в осознании  и решении внутреннего конфликта.

Консультирование предполагает беседу в доверительной атмосфере. Психолог не стремится быть чужой совестью, не навязывает свои установки и оценки, не изменяет по своему разумению другого, а, сочувствуя ему, разделяя его боль и беду, стремится помочь пробудить скрытые духовные силы. В диалоге психолог играет роль помощника, способствующего появлению внутреннего диалога клиента. Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации, необходим диалог с человеком, который верит в нее и ее духовные возможности, тогда она начинает верить в себя и открывает эти возможности.

При работе с женщинами, решившими прервать беременность, психолог дает информацию о вредных для психики пациентки последствиях такого решениям и в попытке начать совместный анализ кризисной ситуации и преодолеть личностные конфликты.

Цели и задачи психолога:

- не выходя за границы  профессиональной этики, информировать  женщину о возможных негативных  последствиях для ее психики  решения о прерывании беременности. Информация должна быть представлена  в доступной форме. Методы суггестии, манипулирования сознанием беременной  категорически недопустимы;

- учитывая характерологические  особенности женщины, жизненную  ситуацию, актуализировать позитивные, моральные и нравственные потенции  личности, способствующие индивидуально  приемлемому разрешению кризисной  ситуации.

Поскольку женщины, решившие прервать беременность, обычно уязвимы, часто пребывают в сомнении по поводу предстоящего аборта, психологу необходимо быть предельно корректным. Его работа включает в себя следующие этапы:

- установление взаимопонимания, исключение оценочных суждений  по поводу решения прервать  беременность;

- установление доверительных  отношений сотрудничества и диалога, которые при этом исключают  перекладывания решения (об аборте  или сохранении беременности) на  психолога;

- выявление остроты переживаний  женщины по поводу принятого  решения, субъективной глубины восприятия  ситуации как кризисной, конфликтной  и причин этого. Психолог исследует  социальную составляющую кризиса (возраст, образование, профессия, жилищные  условия, материальная обеспеченность, семейное положение, наличие близких  родственников и т.п.), а также  то, как оценивает жизненную и  социальную ситуацию сама женщина;

- выявление когнитивных  и эмоциональных деформаций, влияющих  на решение о судьбе ребенка, всего того, что препятствует  компетентному и осмысленному поведению женщины, усугубляет уже имеющиеся личностные проблемы, внутренние конфликты и осложняет отношения с близкими людьми;

- выявление негативных  эмоциональных переживаний (тревожность, низкая самооценка, страх жизненных  перемен, страх за здоровье и  внешность на фоне беременности  и родов, боязнь ответственности  и т.п.), препятствующих адекватному  смысловому самоопределению позиции  женщины;

- выявление позиций мужа, членов семьи, близких и значимых  людей по поводу принятого  решения о прерывании беременности.

Планируемым результатом психологической работы с женщиной, решившей прервать беременность, является принятие осознанного, неимпульсивного решения.

Поскольку после прерывания беременности наблюдение за женщиной не осуществляется, в большинстве случаев в поле внимания специалистов не попадают психические состояния, индуцированные абортом (известные в литературе под общим названием - постабортный синдром).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психологическое консультирование женщины и семьи в целом это психологическое сопровождение беременности в период ожидания рождения ребёнка.

И для женщины, и для мужчины рождение ребёнка является, несомненно, волнующим событием. При этом помимо радости и счастья, переполняющих будущих родителей, в жизни семьи появляются тревоги, страхи и переживания. И это неудивительно, ведь многое меняется: социальный статус (женщина становится матерью, а мужчина отцом), семейные роли, материальное положение, взаимодействие с ближайшими родственниками и т.д. Будем ли мы хорошими родителями? Смогу ли я обеспечить свою жену и ребёнка всем необходимым? Буду ли я интересна моему мужу, как женщина, после родов? Как пройдут роды? Будет ли малыш здоров? Эти и многие другие вопросы задают себе семейные пары во время беременности.

Цель психологического консультирования беременности - снятие тревог, гармонизация внутреннего состояния женщины, преодоление естественного семейного кризиса.

Темы, которые могут быть предметом обсуждения и работы:

- снятие общей тревоги;

- проработка страха родов;

- разрешение конфликтных  ситуаций между супругами в  период беременности;

- представление методов  дыхания и релаксации, помогающих  и во время беременности, и  во время родов;

- психологическая подготовка  к совместным родам;

- первые дни и месяцы  жизни ребёнка с точки зрения  его психического развития;

- помощь при послеродовой  депрессии

Основные формы проведения консультаций - это арт-терапевтические упражнения и беседы с психологом. Рисование, сочинение сказок, работа со сновидениями, обсуждение всех волнующих вопросов с обязательным поиском оптимальных вариантов решений - это всё то, что происходит на психологических занятиях. Консультации могут быть как индивидуальными только для женщины, так и совместными, когда муж и жена приходят вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического  риска для будущего развития  ребенка.

2. М.Е. Ланцбург "Журнал практического психолога." 2003, №4-5, с.22-37.

3. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // "Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции -- Иваново: Издательство "Ивановский государственный университет", 2002 С.54-60

4. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99

5. Иваново: Ивановская государственная  медицинская академия, Российская  психотерапевтическая ассоциация, 2000 С.312-320

6. Статья Есиповой Н.Д., кандидата психологических наук. Орловское отделение благотворительного  Фонда защиты семьи, материнства  и детства

7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования., М., 2001 c. 68-75

8. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.:Сотис, 2001.

9. Брутман В.И. и др. "Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). Учебно-методическое пособие. М., 1994.

10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998

11. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии "Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике" 26-28 мая 1999г., СПб-

12. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002

 

 

 


Информация о работе Виды консультирования в период ожидания ребенка