Виды и формы делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:36, творческая работа

Краткое описание

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. В процессе делового общения ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Виды делового общения предполагают полное общение с партнерами, многочисленными организациями и т.д. и успешность каждого из умения правильно общаться, знание правил деловой этики и этикета. Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды и формы делового общения.docx

— 27.26 Кб (Скачать файл)

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. В процессе делового общения ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Виды делового общения предполагают полное общение с партнерами, многочисленными организациями и т.д. и успешность каждого из умения правильно общаться, знание правил деловой этики и этикета. Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. 

По характеру и содержанию деловое общение может быть формальным и неформальным. Деловое общение можно разделить на прямое  и косвенное. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.

Особенности  делового общения заключаются в том, что

  • партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
  • общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
  • основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Деловое общение реализуется в различных формах:

  • деловая беседа;
  • деловые переговоры;
  • деловые совещания;
  • публичные выступления.

Под  деловой беседой понимают  речевое  общение  между  собеседниками, которые  имеют  необходимые  полномочия  от  своих  организаций и фирм  для установления  деловых  отношений,  разрешения  деловых проблем  или выработки конструктивного подхода к их решению.

Беседа является важным элементом управленческих процедур, таких как: деловые переговоры, консультации, встречи, оформление на работу или увольнение сотрудников. При беседе важно умение разговаривать,  необходимо излагать свои мысли ясно. Беседа отличается от собраний и совещаний количеством участников, свободным характером обсуждаемых проблем, ходом и результатами. Беседе свойственна теснота контактов, непосредственного общения и обязательность обратной связи. Именно во время деловых бесед происходит заключение деловых контактов, и принимаются важнейшие решения.

Деловая беседа направлена на реализацию следующих функций:

  • поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;
  • обмен информацией;
  • контроль начатых мероприятий;
  • взаимное общение работников из одной деловой среды;
  • поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
  • поддержание  деловых  контактов  на  уровне  предприятий,  фирм,  отраслей, стран;
  • стимулирование движения человеческой мысли в новых напрвлениях.

Существует три условия успешной деловой беседы:

  • умение заинтересовать своего собеседника, убедить его в том, что эта деловая беседа полезна обоим;

  • создание в процессе встречи атмосферы взаимного доверия;

  • умелое использование методов внушения и убеждения при передаче информации.

Беседа вряд ли сложится удачно, если она не подготовлена. Сначала следует обдумать цели, задачи, тактику и психологию предстоящего делового контакта, затем подобрать необходимые вспомогательные материалы, которые, возможно, пригодятся в ходе беседы.

Прежде чем приступить к разговору, надо решить, какие вопросы и в какой последовательности ставить перед своим собеседником. Целесообразно подготовить их перечень в письменном виде и положить его перед собой во время беседы.

Специалисты по деловому общению советуют в процессе подготовки к беседе поразмышлять над тем, как себя вести, если собеседник: во всем согласится с вами или решительно возразит; перейдет на повышенный тон или не отреагирует на ваши доводы; проявит недоверие к вашим словам, мыслям или попытается скрыть свое недоверие.

Категорически нельзя:

  • вступать в разговор на деловую тему на ходу в коридоре;

  • начинать разговор фразами вроде «Послушайте, я хочу с вами поговорить», «Вы располагаете несколькими минутами? У меня к вам дело», «Хорошо, что мы встретились. Я давно собирался с вами побеседовать» и т.п.;

  • вести себя так, чтобы собеседник понял, что его не ждали;

  • совмещать беседу с другими формами работы (разговор по телефону, просмотр бумаг, подготовка к какому-либо другому делу и т.д.).

Судьба деловой беседы решается в первые 10 минут. Необходимо тщательно подготовить первый вопрос: он должен быть коротким, интересным, но не дискуссионным. Это определит положительный эмоциональный тон собеседников.

Деловые переговоры  предполагают,  наличие  несовпадающих  или даже противоположных интересов  участвующих  сторон  и  требуют  от  участников умения  достигать  разумного соглашения.  Разумное  соглашение  максимально отвечает законным  интересам  обеих сторон, справедливо  регулирует сталкивающиеся  интересы,  является  долговременным,  принимает  во внимание интересы общества, не портит отношений между сторонами. Деловые переговоры это  вид деловой коммуникации, который проводится по определенным правилам и подчиняется своим закономерностям. Главная цель переговоров — прийти к взаимовыгодному решению, избегнув конфликта.

Переговоры — это менеджмент в действии. Они состоят из выступлений и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств. Переговоры могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда, или с большим трудом, или вообще не прийти к, согласию. Для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения.

Переговоры бывают:

  • официальные — с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных ритуалов;

  • неофициальные, напоминающие непринужденную беседу и не предполагающие по окончании подписания официальных бумаг;

  • внешние — с деловыми партнерами и клиентами;

  • внутренние — между работниками организации.

Выделяют следующие подходы к переговорам:

  • конфронтационный, основанный на убеждении «Только победа!» как цель переговоров, причем отказ от полной победы означает поражение;

  • партнерский, предусматривающий совместный с партнером анализ проблем и поиск взаимовыгодного решения, при котором в выигрыше оказываются обе стороны. Реализации этого подхода поможет, если перед началом переговоров партнеры определят общую цель, что возможно через выявление общих потребностей.

Деловое совещание – это одна из важнейших форм управленческой деятельности, когда обсуждаются производственные вопросы и проблемы, требующие коллективного решения.

 Деловое совещание – это способность коллективного подхода к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам возникающих в организации. На совещании сотрудники работают в коллективе, комплексно подходят к решению общих задач – достигают компромиссов. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителями. Для некоторых сотрудников, пробыв на деловом совещании – это единственная возможность видеть и слышать руководителей высшего уровня управления.

К совещаниям предъявляется ряд этических требований, регулирующих взаимоотношения как между руководителями и подчиненными, так и между его участниками. Во-первых приглашение участников на совещание, на котором планируется рассмотрение важного вопроса, осуществляется письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с количеством участников, необходимое освещение, температурный режим, обеспечение возможности записать необходимую информацию и т.д.). Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины.

Публичные выступление – это подготовленное сообщение при обсуждении, какого- либо заранее объявленного вопроса. Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Виды публичных выступлений по цели:

  • Информационные
  • Протокольно-этикетные
  • Развлекательные
  • Убеждающие

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер.

В риторике также различают виды публичной речи по форме:

  • Доклад
  • Сообщение
  • Выступление
  • Лекция
  • Беседа

Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения.

Исходя из этого можно сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Поэтому я считаю, что нам всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в нашей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников 
1. Г.М.Шеламова «Деловая культура и психология общения» 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.,

2. Бизнес для всех: Азбука делового  общения. – Вып. 1. – М., 2001.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.-395.,

4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2000.-296с.

Отличительные особенности и основные признаки делового общения http://www.pandia.ru/text/77/211/90973.php

Узерина М. С. Этика делового общения 

http://www.aup.ru/books/m550/

Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. – Москва, 2001.

www.president.kremlin.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды и формы делового общения